Роль семьи в поисково- исследовательской активности ребёнка
консультация

Ольга Анатольевна Кузнецова

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_semi_v_poiskovo.docx17.88 КБ

Предварительный просмотр:

«Роль семьи в поисково-исследовательской активности ребенка».

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. И родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером и  каждая минута общения с ребенком обогащает его и формирует его личность.

Главными задачами во взаимодействии с родителями я считаю:

- во-первых, установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника и объединить усилия для развития и воспитания детей;

- во-вторых, создать атмосферу общности интересов;

- в-третьих, активизировать и обогащать воспитательские умения родителей.

Организация идет по трем направлениям:

- живая природа: многообразие живых организмов как приспособление к

окружающей среде, характерные особенности в различных климатических

условиях;

- неживая природа: воздух, вода, почва, электричество, звук, свет, цвет, вес и др.

- человек: функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их

свойства, преобразование предметов.

Детские годы самые важные и как они пройдут, зависит от родителей и от нас, педагогов. Очень важно раскрыть вовремя перед родителями стороны развития каждого ребёнка и порекомендовать соответствующие приёмы воспитания.

Следуя мудрому совету В. А. Сухомлинского «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что–то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что–то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал». Мы стремимся к тому, чтобы поддерживать в детях этот интерес, привлекая к этому и родителей.

По мнению психологов семья в развитии ребенка играет очень большую роль. Родители должны оказывать  повседневное внимание к детским радостям и огорчениям. Строить свое общение с ребенком как с равным, признавая за ним право на собственную точку зрения, поддерживать  познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.

Вот несколько советов для родителей по развитию поисково-исследовательской активности детей.

Чего нельзя, и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию.

«Самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам».

 Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.

Нельзя отказываться от совместных действий с ребенком, игр и т.п. — ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.

Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка.

Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей не успешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.

Импульсивное поведение дошкольника в сочетании с познавательной активностью, а также неумение его предвидеть последствия своих действий часто приводят к поступкам, которые мы, взрослые, считаем нарушением правил или требований. Так ли это?

Если поступок сопровождается положительными эмоциями ребенка, инициативностью и изобретательностью и при этом не преследуется цель навредить кому-либо, то это не проступок, а шалость.

Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.

Предоставляйте возможность ребенку действовать с разными предметами и материалами, поощряйте экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогайте ему в этом своим участием.

Если у вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.

С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.

Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию), о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг (он приобретет умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя).

Варианты совместной исследовательской деятельности детей и родителей в ходе использования естественных ситуаций дома.

  • В ванной комнате разрешить играть с пустыми баночками, флаконами, мыльницами. Куда больше воды поместилось? Куда вода легче набирается? Откуда воду легче вылить? Чем быстрее набрать воду в ванночку, ведром или губкой? Это поможет ребенку исследовать и определять характеристику предметов, развивать наблюдательность.
  • Экспериментировать с предметами (тонут или плавают в воде). Как думаешь, утонет бутылка или нет? Что будет, если в нее набрать воды? Сколько, по-твоему, воды нужно набрать, чтобы утонула?  Это поможет понимать, что такое объем, делать открытия и смелее экспериментировать.
  • Уборка комнаты. Как ты считаешь, с чего нужно начать? Что для этого нужно? Что ты сделаешь сам? В чем тебе понадобиться помощь? Подобная ситуация развивает наблюдательность, умения планировать и рассчитывать свои силы.
  • Поливка цветов. Все ли растения надо одинаково поливать? Почему? Можно ли побрызгать растения водой? Нужно ли рыхлить землю у растений? Это поможет воспитать бережное отношение к природе и сформировать знания о растениях, способах ухода за ними.
  • Ремонт в комнате. Какого цвета обои ты хотел бы видеть в своей комнате? На что бы тебе приятно было смотреть? Как думаешь, где лучше всего повесить твои рисунки? Это поможет ребенку научиться высказывать суждения, фантазировать, аргументировать свою точку зрения.
  • Рисование. Оно так же играет не маловажную роль в поисково-исследовательской активности ребенка. Дети постигают свойства материалов, обучаются движениям, необходимым для создания тех или иных форм и линий. Все это приводит к постепенному осмыслению окружающего.

Подводя итог всему сказанному, хочется сказать, что если мы хотим, чтобы исследовательская деятельность проводилась и дома, необходимо каждому родителю давать индивидуально конкретное задание. Это обязывает к решению поставленной задачи не только детей, но и родителей. Родителей, как и детей, необходимо не только заинтересовать, но и похвалить за проведенную работу.

Несмотря на большую занятость, в выполнении конкретного задания отказа не будет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребёнка

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. И родители должны осо...

Консультация для педагогов на тему «Роль семьи в поисково-исследовательской активности ребенка».

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. И родители должны осо...

Консультация для родителей «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребёнка.»

Материал предназначен для родителей, которым интересна роль семьи и в развитии поисково-исследовательской  активности ребёнка....

« Роль семьи в развитии поисково- исследовательской активности ребёнка»

Консультация для воспитателей дошкольных учреждений...

Консультация для родителей "Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребёнка".

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами, и родители должны осо...