Консультация для родителей «Как научить ребенка правильно держать ручку?»
статья

Практические наглядные приемы для формирования правильного захвата пишущих принадлежностей, которые родители могут использовать в работе с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zahvat_karandasha.docx439.44 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Как научить ребенка правильно держать ручку?»

Подготовила учитель-логопед

ГБОУ СОШ № 296 ОДО

г. Санкт-Петербург

Матвеева Е.В.

Маленький ребенок пытается взять карандаш наиболее удобным для себя образом, чаще всего в кулак. Позже возможно неправильное положение пальцев. Подобная привычка, в ряде случаев, может быстро укорениться.

C:\Users\Юрий\Desktop\захваты по возрасту.jpeg

Естественно, в таких случаях будет страдать детский почерк. Однако это не самая важная проблема. При неправильном положении пишущего аксессуара у ребенка устает рука, снижается скорость письма, может страдать осанка, возможно ухудшение зрения.

Даже если подобные неприятные осложнения и не возникнут у ребенка, он просто станет скорее утомляться при письменных работах.

Существует несколько несложных методик, при помощи которых можно приучить ребенка правильно держать ручку или карандаш. Причем приступать к формированию правильного захвата необходимо в раннем возрасте, когда малыш впервые берет в руки погремушку, ложку, мелок, фломастер или кисточку. Если ребенок будет держать фломастер так, как ему хочется, то в школе его придется переучивать.

Такие неприятности можно предупредить, если вовремя обнаружить неправильное положение руки и неверный захват пишущей принадлежности. Распознать будущую школьную проблему можно по следующим признакам:

  • ребенок держит большой пальчик при работе несколько ниже указательного
  • карандаш придерживает указательный или безымянный пальчики, а не средний
  • карандаш берется щепотью
  • пальчики располагаются либо чрезмерно низко, либо чрезмерно высоко
  • ребенок, рисуя, вращает не карандаш, а сам лист бумаги
  • верхнее окончание карандаша направлено не к плечу, а к шее
  • ребенок нажимает на бумагу или с излишней силой, или чрезмерно слабо

C:\Users\Юрий\Desktop\неправильные захваты.jpg

Правильный захват письменных принадлежностей

Главный нюанс – это расположение пальцев.

Праворукий человек берет письменный предмет следующим образом: ручка кладется на верхний отдел среднего пальца, а указательный удерживает пишущую принадлежность сверху. Большой палец располагается слева.

У леворуких людей захват зеркальный: ручка располагается на верхней части среднего пальца левой руки, указательный удерживает предмет сверху, а большой – с правой стороны.

К остальным пальцам особых требований не предъявляется. Безымянный и мизинец можно располагать любым удобным для ребенка образом. Обычно их прижимают к ладони.

Проверить правильность захвата можно, если поднять указательный палец. Письменная принадлежность осталась на месте и не сдвинулась – значит, ребенок держит ручку верно.

C:\Users\Юрий\Desktop\указ палец.jpg

6 способов для формирования правильного удержания письменных принадлежностей

Специалисты выделяют несколько простых способов, которые отличаются универсальностью (подходят для всех детей) и эффективностью.

  1. Захват пинцетом

Это одна из самых несложных и наглядных методик удержания карандашей.

Гладкий письменный предмет ставят грифельным концом вниз перпендикулярно столешнице. Ребенок захватывает верхнюю часть тремя рабочими пальцами, после чего двигает их книзу, пока они не примут оптимальную позицию, которая требуется при письме.

C:\Users\Юрий\Desktop\пинцет.jpg

  1. Салфеточный метод

Чтобы детские пальцы смогли принять правильное положение, необходима половинка салфетки и карандаш.

Бумажный аксессуар нужно сложить в 4 раза, после чего ребенок прижимает его к ладони мизинцем и безымянным пальцем. Работающие при письме пальцы ребенок выпрямляет и берет ими карандаш так, как было описано выше. Мизинец и безымянный пальцы теперь не мешают ребенку правильно захватить пишущий предмет.

C:\Users\Юрий\Desktop\салетка.jpg

  1. Дартс  

Ребенку в 5-6 лет можно предложить метать дротики, чтобы обрести правильно поставленный захват. Дартс – своеобразный тренажер, помогающий понять принцип удержания письменной принадлежности.

Трехпальцевый метод держания дротиков аналогичен захвату карандаша или ручки. Поэтому всякий раз, когда ребенок садится писать или рисовать, напоминайте, что письменный предмет нужно брать, как игровую принадлежность.

C:\Users\Юрий\Desktop\дартс.jpg

  1. Мелки

Художественные мелки – еще один вариант для обучения правильному удержанию карандаша.

Предварительно пастель необходимо разломать на кусочки, длина которых не превышает трех сантиметров. Такие небольшие мелки дети не смогут спрятать в кулаке, поэтому им придется удерживать пастель тремя пальцами.

Позанимавшись с мелом, ребенок сможет перейти на более взрослые пишущие аксессуары.

  1. Метка на пальчике

Если ребенок все равно не понимает, как правильно держать обычную ручку, можно воспользоваться простейшей методикой, которая предполагает рисование точки на том месте среднего пальца, где должен лежать карандаш. Аналогичную пометку (или плюс, черту) необходимо поставить на письменной принадлежности, отступив полтора сантиметра от острия грифеля. Ребенку объясняется, что эти две точки должны совпасть для получения идеального захвата.

  1. «Баю-бай, ручка»

Правильно удержать карандаш или ручку совсем маленькому ребенку поможет интересный игровой метод.

Ребенку рассказывают, что карандашик устал и хочет спать, ему нужно помочь лечь в «кровать». Под его голову кладут «подушку», а поверх накрывают «одеяльцем». Поясняем – «кровать» - средний пальчик, «подушка» - указательный, «одеяльце» - большой.

Насадка на карандаш/ручку в качестве обучающей методики

Проблема обучения письму тревожит также и изготовителей пишущих аксессуаров. В канцелярских отделах можно приобрести особые насадки, которые выполнены в виде животных.

C:\Users\Юрий\Desktop\рыбки .jpg

В этих устройствах имеются особые небольшие выемки и углубления. Если резинка-насадка надета на ручку, то ребенок попросту не сможет захватить пишущую принадлежность неправильно.

Существуют много положительных отзывов о такой принадлежности, которая даже способна повлиять на исправление почерка ребенка.

Еще один вариант обучающих пишущих устройств – ручки из серии Stabilo LeftRight.

C:\Users\Юрий\Desktop\стабило райт.jpgC:\Users\Юрий\Desktop\стабило лефт.jpg

Эти устройства были разработаны при участии медиков, учителей и специалистов по эргономике.

На трехгранных ручках уже имеются особые насадки с углублениями, которые помогают ребенку взять предмет правильно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Как научить ребенка правильно держать карандаш"

              Как научить ребенка правильно держать карандашБольшинство детей сначала учатся держать карандаш в кулаке, захватив его всей ладонью. Неудивитель...

Консультация для родителей "Как научить ребенка правильно держать карандаш"

Консультация для родителей "Как научить ребенка правильно держать карандаш" предназначена для стендовой информации в ДОУ,  как материал для выступления на родительском собрании, для индивидуально...

Консультация для родителей."Как научить ребенка правильно держать карандаш"

Большинство детей сначала учатся держать карандаш в кулаке, захватив его всей ладонью. Неудивительно, что некоторые 3-летние карапузы держат карандаш именно так. Ведь их никто и никогда не учил правил...

Консультация для родителей "Как научить ребенка правильно держать письменные принадлежности?"

Консультация для родителей "Как научить ребенка правильно держать письменные принадлежности?"...

Консультация для родителей "Как научить ребенка правильно держать карандаш"

Вы конечно замечали, что малыши 3 лет держат карандаш в кулачке. К сожалению, иногда взрослые не придают этому большое значение (подрастет – научится). Если ребенок привыкнет неправильно держать кара...