Как помочь ребенку преодолеть тревожность
консультация

Ракина Юлия Андреевна

Состояние тревожности — характерное явление для многих детей. Оно формируется как психическая реакция организма на любую неопределённость, неизвестность будущего. Для дошкольника, изучающего и узнающего этот мир, факторов неизвестности много, поэтому вероятность развития тревожности высока.

Большую роль в формировании беспокоящих состояний у детей играют взрослые, особенно родители. Малыши во всём зависят от мамы и папы, особенно в эмоциональном плане. Степень уверенности зависит от поведения и позиции взрослых. Родители способны самостоятельно помочь ребенку преодолеть тревожное состояние.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_pomoch_rebenku_preodolet_trevozhnost.docx18 КБ

Предварительный просмотр:

Как помочь ребенку преодолеть тревожность

(рекомендации для родителей)

Состояние тревожности — характерное явление для многих детей. Оно формируется как психическая реакция организма на любую неопределённость, неизвестность будущего. Для дошкольника, изучающего и узнающего этот мир, факторов неизвестности много, поэтому вероятность развития тревожности высока.

Большую роль в формировании беспокоящих состояний у детей играют взрослые, особенно родители. Малыши во всём зависят от мамы и папы, особенно в эмоциональном плане. Степень уверенности зависит от поведения и позиции взрослых. Родители способны самостоятельно помочь ребенку преодолеть тревожное состояние.

 Как помочь ребенку преодолеть тревожность?

1.Необходимо обеспечить реальный успех ребенка в какой-либо деятельности (рисование, игра, помощь по дому и др.). 

2.Ребенка нужно меньше ругать и больше хвалить, отмечать его успехи, причем не сравнивать его с другими, а только с ним самим, оценивая улучшение его собственных результатов (сегодня убрать игрушки получилось лучше, чем вчера, я тобой горжусь! и т.д.). 

3.Совместно с ребенком прослеживать и проговаривать разницу в его достижениях - сравнивайте прошлые успехи с настоящими, отмечая его старание и усердие. 

4. Щадящий оценочный режим в той области, в которой успехи ребенка невелики. Например, если он медленно одевается, не нужно постоянно фиксировать на этом его внимание. Однако если появился, хотя бы малейший успех, обязательно нужно его отметить. 

5.Теплые эмоциональные отношения, доверительный контакт со взрослыми способствуют снижению общей тревожности ребенка.  Чаще используйте телесный контакт, обнимайте ребенка, гладьте его по голове не только тогда, когда он заслуживает похвал, но и когда у него что-то не получается - это помогает снизить как эмоциональное напряжение, так и мышечное.

6.Старайтесь больше разговаривать с ребенком, ненавязчиво и аккуратно интересуйтесь всем, что происходит в его жизни, больше объясняйте ему, рассуждайте, спрашивайте, делая акценты на эмоционально благоприятные ситуации: «Как прошёл твой день», «С кем ты дружишь» («лучший друг» может выступать в качестве эмоционально благоприятного стимула при походе в детский сад), «Чем ты любишь заниматься» и т.д.

7.Говорите о своих эмоциях и чувствах.

8.Старайтесь всячески убеждать ребенка в своей безграничной и безусловной любви - демонстрируйте это, говорите, однако не "душите" этим чувством, оно не должно вызывать у него смущения или ощущения, что таким образом вы готовы взять на себя и всю ответственность. 

9. Родители должны быть единодушными и последовательными в вопросах воспитания.

10. Совместно с ребенком выполняйте упражнения на релаксацию (дыхательные упражнения, мысли о хорошем, счет и т.д.) учите его выражать эмоции социально приемлемым способом (словами, жестами, воображением). Детям  трудно понять - что значит расслабиться, предложите представить приятное место, например дачу летом, расскажите друг другу о своих ощущениях - как там хорошо, как светит солнце, жужжат пчелы и т.д. Особенно эффективно перед сном.

11. Способствуйте повышению самооценки ребенка. Помогайте ему находить ситуации, в которых он один из лучших. Чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.

12. Доверяйте ребенку. Оставляйте за ним право на собственный поступок, на награду или расплату за него. Человек, живущий среди тех, кто ему доверяет – спокоен, уверен, умеет оценить себя по достоинству. Недоверие же порождает неуверенность и тревогу.

13. Важно научить ребенка ставить перед собой небольшие конкретные цели и достигать их (Например: Сегодня я пойду в детский сад, чтобы побывать на музыкальном занятии).

14. Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.

15.Если ребенок не говорит открыто о трудностях, но у него наблюдаются симптомы тревожности, поиграйте вместе, обыгрывая через игру с животными, куклами возможные трудные ситуации, может быть ребенок сам предложит сюжет, развитие событий. Через игру можно показать возможные решения той или иной проблемы (например ситуация «Утро в детском саду», проиграем ее, найдем варианты для эмоционального спокойствия при утреннем расставании).

16. Помогаем ребенку найти эмоционально привлекательные для него образы, сюжеты и действия сопровождающие его в ДОУ, (Например: «Тебя ждут там друзья, может, придумаем какую-нибудь интересную для вас игру на завтра?», «Давай сегодня ты покажешь детский сад своей любимой кукле, думаю ей очень интересно там побывать, а пока ты делаешь свои важные дела и играешь с Алисой, кукла подождет тебя в кабинке»).

17.Обязательно какое-то время каждый вечер или несколько раз в неделю уделяйте внимание только старшему ребенку без отвлечения на младшего, пояснив старшему, что у нас теперь будет с тобой свое личное время как и раньше для совместного времяпрепровождения (игры, занятия, прогулка вдвоем и т.д.).

18. Постепенно развивайте чувство привязанности и ответственности детей друг за друга, а также сделайте все возможное, чтобы каждый ребенок был уверен в родительской любви.

С Уважением, педагог-психолог

Юлия Андреевна Ракина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Как помочь ребенку преодолеть кризис 3-х лет?"

Практические советы для родителей по взаимодействию с ребенком, находящимся в состоянии кризиса трех лет...

Как помочь ребенку преодолеть застенчивость...

Несколько советов родителям, дети которых застенчивы...

Как помочь ребенку преодолеть тревожность?

Помогайте ребенку справляться с тревогой....

Памятка для родителей "Как помочь ребенку преодолеть тревожность"

Данная памятка поможет  родителям в помощи преодоления тревожности у детей 4 -5 лет....

Как помочь ребенку преодолеть тревожность (рекомендации для родителей тревожных детей)

Как помочь ребенку преодолеть тревожность(рекомендации для родителей тревожных детей)...

консультация для родителей "Как помочь ребенку преодолеть тревожность (рекомендации для родителей тревожных детей"

В сложных ситуациях не стремитесь все сделать за ребенка - предложите подумать и справиться с проблемой вместе, иногда достаточно просто присутствия взрослого.• Делиться своей тревогой с ребенком...

Как помочь дошкольнику преодолеть тревожность

Тревожность — состояние обеспокоенности, стресса, нервозности, которое могут испытывать как взрослые, так и дети. Простое осознавание процессов, которые происходят в теле, поможет снизить уровен...