Особенности усвоения детьми звуков речи
консультация

Чуенко Валентина Владимировна

Особенности усвоения детьми звуков речи

 

         Овладение правильным произношением речевых звуков является одним из очень важных звеньев становления речи у ребенка. При этом звуки усваиваются не изолированно, не сами по себе, а в процессе постепенного овладения навыками произношения отдельных слов и целых фраз. На ранних этапах речевого развития слова и фразы произносятся ребенком искаженно, с очень неточным звуковым составом. Правильным произношением звуков речи он овладевает лишь постепенно.

         В первые годы жизни из – за несовершенства речевых органов ребенок может правильно произносить только самые простые по артикуляции звуки. К ним относятся гласные  А, О, Э и согласные П, Б, М. Именно из этих звуков и состоят первые слова ребенка: МАМА, ПАПА, БАБА. Несколько позднее усваиваются  и другие артикуляторно простые звуки, не требующие особенно тонких движений губ и языка. Это гласные  И,  Ы, У и согласные Ф, В, Т, Д, Н, К, Г, Х, Й. Более же сложные по артикуляции согласные звуки (С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ, Л, Р) примерно до 3-5 лет или полностью отсутствуют в речи детей, или заменяются более простыми для произношения звуками. Это явление получило название «возрастного косноязычия», поскольку в определенном возрасте оно бывает свойственно всем без исключения детям.

           Каждый артикуляторно - сложный звук усваивается ребенком как бы в несколько этапов. Например, ребенок не сразу овладевает произношением звука Ш, а сначала заменяет его на ТЬ, на СЬ и на С. По этой причине в разные возрастные периоды слово ШУБА в его речи звучит как ТЮБА, СЮБА, СУБА и, наконец, ШУБА.

           Вот самые распространенные звуки-заменители для сложных по произношению согласных:

Л:  Й – ЛЬ – Л (йампа – лямпа – лампа);

Р:   Й – ЛЬ – Л – Р (йиба – либа – лыба – рыба);

С:  ТЬ – СЬ – С (тянки – сянки – санки);

Ш: ТЬ – СЬ – Ш (тяпка – сяпка - шапка);

Ц:  ТЬ – СЬ – Ц (тяпля – сяпля – цапля).

          Но даже и после овладения правильным произношением звука ребенок некоторое время неустойчиво использует его в своей речи. Новый звук начинает употребляться гораздо чаще, чем следует, временно как бы вытесняя близкие к нему по артикуляции звуки. Например, научившись правильно произносить звук Ш, ребенок начинает употреблять его вместо С, произнося слово СУМКА как ШУМКА или САША как ШАША. Здесь очень важно ненавязчиво помочь ребенку окончательно овладеть звуком, получив консультацию у логопеда.

         Таким образом, в период «возрастного косноязычия» часть звуков в речи детей полностью отсутствует или заменяется другими звуками. Наблюдается и неустойчивость в употреблении уже «освоенных» звуков, их смешение. Но по мере созревания речевого аппарата ребенка постепенно совершенствуется и его звукопроизношение, все более и более приближаясь к образцу речи взрослого.

         Совершенно необходимым условием для своевременного исчезновения «возрастного косноязычия» является правильная, отчетливая и неторопливая речь окружающих ребенка взрослых людей. Это тот образец для подражания, которому ребенок следует в нелегком для него процессе овладения правильным произношением звуков. Если же такой образец отсутствует, то усвоение ребенком правильной артикуляции звуков затрудняется или даже становится невозможным. Об этом свидетельствуют, например, случаи довольно широко распространенной «семейной картавости», которую ребенок усваивает, подражая родителям.

         С этой точки зрения вредно и длительное пребывание ребенка среди неправильно говорящих сверстников, поскольку в этом случае также отсутствует образец правильного произношения. И уж совсем недопустимо «сюсюканье» взрослых с ребенком («Да ты мой дологой, холосый!»). Здесь ребенок лишается не только правильного образца для подражания, но даже и стимула для улучшения своего звукопроизношения: ведь взрослым нравится его речь и они сами подражают ей!

           При нормальном ходе речевого развития не позднее, чем к 5-6 годам ребенок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи. Если же этого не происходит, то так называемое «возрастное косноязычие» уже перестает быть «возрастным». Такая задержка свидетельствует о наличие каких-то особых причин, мешающих ребенку своевременно овладеть правильным произношением звуков речи. Здесь уже приходится говорить о нарушениях, недостатках или дефектах звукопроизношения, требующих специальной логопедической помощи.

          Родителям также важно знать, что даже в раннем возрасте (до 3-5 лет) у детей могут быть и такие особенности в произношении звуков речи, которые уже с самого начала нельзя относить к «возрастному косноязычию». Эти особенности не пройдут с возрастом, и поэтому нужно как можно раньше обратиться к специалистам. Сюда относится, например, «хлюпающее» произношение некоторых звуков (иногда даже с заметным раздуванием щек), что придает звукам какой-то необычный и неприятный для слуха оттенок. В других случаях может наблюдаться так называемое межзубное произношение звуков (чаще всего свистящих и шипящих), когда кончик языка просовывается между резцами и звуки приобретают характерный оттенок шепелявости, не свойственный русской речи.

 

 

Подводя итоги нашей беседы, рекомендую выполнять артикуляционную гимнастику для язычка, губ; выполнять упражнения на выработку воздушной струи (дуть на бумажные снежинки, бабочки, листочки и т.д.), надувать воздушные шарики; выполнять упражнения на развитие мелкой моторики.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_usvoeniya_detmi_zvukov_rechi.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

                

Особенности усвоения детьми звуков речи

         Овладение правильным произношением речевых звуков является одним из очень важных звеньев становления речи у ребенка. При этом звуки усваиваются не изолированно, не сами по себе, а в процессе постепенного овладения навыками произношения отдельных слов и целых фраз. На ранних этапах речевого развития слова и фразы произносятся ребенком искаженно, с очень неточным звуковым составом. Правильным произношением звуков речи он овладевает лишь постепенно.

         В первые годы жизни из – за несовершенства речевых органов ребенок может правильно произносить только самые простые по артикуляции звуки. К ним относятся гласные  А, О, Э и согласные П, Б, М. Именно из этих звуков и состоят первые слова ребенка: МАМА, ПАПА, БАБА. Несколько позднее усваиваются  и другие артикуляторно простые звуки, не требующие особенно тонких движений губ и языка. Это гласные  И,  Ы, У и согласные Ф, В, Т, Д, Н, К, Г, Х, Й. Более же сложные по артикуляции согласные звуки (С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ, Л, Р) примерно до 3-5 лет или полностью отсутствуют в речи детей, или заменяются более простыми для произношения звуками. Это явление получило название «возрастного косноязычия», поскольку в определенном возрасте оно бывает свойственно всем без исключения детям.

           Каждый артикуляторно - сложный звук усваивается ребенком как бы в несколько этапов. Например, ребенок не сразу овладевает произношением звука Ш, а сначала заменяет его на ТЬ, на СЬ и на С. По этой причине в разные возрастные периоды слово ШУБА в его речи звучит как ТЮБА, СЮБА, СУБА и, наконец, ШУБА.

           Вот самые распространенные звуки-заменители для сложных по произношению согласных:

Л:  Й – ЛЬ – Л (йампа – лямпа – лампа);

Р:   Й – ЛЬ – Л – Р (йиба – либа – лыба – рыба);

С:  ТЬ – СЬ – С (тянки – сянки – санки);

Ш: ТЬ – СЬ – Ш (тяпка – сяпка - шапка);

Ц:  ТЬ – СЬ – Ц (тяпля – сяпля – цапля).

          Но даже и после овладения правильным произношением звука ребенок некоторое время неустойчиво использует его в своей речи. Новый звук начинает употребляться гораздо чаще, чем следует, временно как бы вытесняя близкие к нему по артикуляции звуки. Например, научившись правильно произносить звук Ш, ребенок начинает употреблять его вместо С, произнося слово СУМКА как ШУМКА или САША как ШАША. Здесь очень важно ненавязчиво помочь ребенку окончательно овладеть звуком, получив консультацию у логопеда.

         Таким образом, в период «возрастного косноязычия» часть звуков в речи детей полностью отсутствует или заменяется другими звуками. Наблюдается и неустойчивость в употреблении уже «освоенных» звуков, их смешение. Но по мере созревания речевого аппарата ребенка постепенно совершенствуется и его звукопроизношение, все более и более приближаясь к образцу речи взрослого.

         Совершенно необходимым условием для своевременного исчезновения «возрастного косноязычия» является правильная, отчетливая и неторопливая речь окружающих ребенка взрослых людей. Это тот образец для подражания, которому ребенок следует в нелегком для него процессе овладения правильным произношением звуков. Если же такой образец отсутствует, то усвоение ребенком правильной артикуляции звуков затрудняется или даже становится невозможным. Об этом свидетельствуют, например, случаи довольно широко распространенной «семейной картавости», которую ребенок усваивает, подражая родителям.

         С этой точки зрения вредно и длительное пребывание ребенка среди неправильно говорящих сверстников, поскольку в этом случае также отсутствует образец правильного произношения. И уж совсем недопустимо «сюсюканье» взрослых с ребенком («Да ты мой дологой, холосый!»). Здесь ребенок лишается не только правильного образца для подражания, но даже и стимула для улучшения своего звукопроизношения: ведь взрослым нравится его речь и они сами подражают ей!

           При нормальном ходе речевого развития не позднее, чем к 5-6 годам ребенок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи. Если же этого не происходит, то так называемое «возрастное косноязычие» уже перестает быть «возрастным». Такая задержка свидетельствует о наличие каких-то особых причин, мешающих ребенку своевременно овладеть правильным произношением звуков речи. Здесь уже приходится говорить о нарушениях, недостатках или дефектах звукопроизношения, требующих специальной логопедической помощи.

          Родителям также важно знать, что даже в раннем возрасте (до 3-5 лет) у детей могут быть и такие особенности в произношении звуков речи, которые уже с самого начала нельзя относить к «возрастному косноязычию». Эти особенности не пройдут с возрастом, и поэтому нужно как можно раньше обратиться к специалистам. Сюда относится, например, «хлюпающее» произношение некоторых звуков (иногда даже с заметным раздуванием щек), что придает звукам какой-то необычный и неприятный для слуха оттенок. В других случаях может наблюдаться так называемое межзубное произношение звуков (чаще всего свистящих и шипящих), когда кончик языка просовывается между резцами и звуки приобретают характерный оттенок шепелявости, не свойственный русской речи.

Подводя итоги нашей беседы, рекомендую выполнять артикуляционную гимнастику для язычка, губ; выполнять упражнения на выработку воздушной струи (дуть на бумажные снежинки, бабочки, листочки и т.д.), надувать воздушные шарики; выполнять упражнения на развитие мелкой моторики.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Морфологические нормы и их особенности усвоения Детьми среднего дошкольного возраста (4-5 лет)

Дидактическая игра - широко распространенный метод формирования  морфологической  стороны речи.  Дидактические  игры проводятся с игрушками, предметами, картинками и на верба...

Особенности усвоения детьми звукопроизношения

«Особенности усвоения детьми звукопроизношения, словопроизношения и средств интонационной выразительности »...

Консультация для родителей «Особенности усвоения детьми звуков речи».

Данная консультация поможет родителямразобраться в сроках появления звуков в речи детей....

Особенности усвоения детьми звуков речи

Консультация для родителей...

Презентация "Особенности усвоения детьми грамматических категорий. Приемы и методы работы по формированию грамматического строя речи".

В презентации представлен материал о направлениях в изучении грамматического строя речи, развитии грамматического строя речи у детей в онтогенезе, возможные нарушения в речи детей при его становлении....

1. Гостиная логопеда "Особенности усвоения детьми звуков речи"

Цель данной статьи - привлечь внимание родителей к проблеме становления звуков речи у ребенка, помочь им разобраться в этом вопросе, вооружить их необходимыми знаниями для решения речевых проблем ребе...