Родительское собрание "Особенности речевого развития детей среднего дошкольного возраста"
методическая разработка (средняя группа)

Жукова Елена Александровна

Родительское собрание "Особенности речевого развтия детей среднего дошкольного возраста"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Иршинская начальная общеобразовательная школа»

РОДИТЕЛЬСКОЕ  СОБРАНИЕ

«ОСОБЕННОСТИ  РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

C:\Users\USER\Desktop\Foto9.jpg

Подготовила:

воспитатель Е.А. Жукова

2021 г.

Цель: Создание условий для речевого развития дошкольников в семье; повышение педагогической культуры родителей.

Задачи: познакомить родителей с содержанием работы по развитию речи в ДОУ; помочь родителям в вопросах воспитания у ребенка правильной, чистой речи;  обеспечить практическим материалом, который можно рекомендовать родителям для закрепления у детей правильного речевого развития в условиях семьи.

Форма проведения: встреча с элементами практикума.

Участники: воспитатели, родители.

 Вступление.

      Добрый вечер, уважаемые родители! Тема сегодняшнего родительского собрания: «Особенности речевого развития детей среднего дошкольного возраста».

     Как известно, речь – основная форма общения. Но, к сожалению, в нашем современном мире, все меньше и меньше времени остается на это. Не исключение в данном случае и общение между детьми и родителями.  Дети все больше времени проводят за экраном телевизора, компьютера или смартфона. Очень редко слушают рассказы и сказки, которые читают или пересказывают мама или папа, а уж развивающие речевые игры и занятия – это вообще редкость. Зачастую, именно по этой причине  у ребенка возникает множество проблем с речью.

Основная часть.

Основные нарушения в речи детей 5-го года жизни:

Не все дети правильно произносят шипящие и сонорные звуки;

У некоторых недостаточно развита интонационная выразительность; (громкость, быстрота, тембр)

Имеются недостатки в освоении грамматических правил речи (согласование существительных и прилагательных в роде и числе, употребление слов в родительном падеже множественного числа).

Сложности с построением сюжета или описательного рассказа на предложенную тему.

Трудности с заучиванием стихов, пересказом произведения.

Невозможность  четко сформулировать вопрос или дать внятный ответ на поставленный вопрос.

 Обратите  внимание: ребенок  4- 5 лет  должен  правильно  произносить  все  звуки. Если  это  не  так, не теряйте  времени. Не  надейтесь  на то, что речевые  недостатки  исчезнут  сами  собой. Самое лучшее - обратиться  за  помощью к  логопеду.

Чем же мы занимаемся на занятиях по развитию речи:

Общаемся, развиваем свою речь через беседы,  речевые игры, рассматривание картин, описание картинок, описания игрушек,  описания одежды и обуви, заучивания стихотворений, загадок,  пересказа сказок,  наблюдения за жизнью птиц  зверей на улице в саду, читаем сказки и стихи , звуковые игры и  упражнения.

Каковы же основные возрастные особенности речевого развития детей среднего дошкольного возраста?

   Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает интерес. В речевом развитии детей 4-5 лет улучшается произношение звуков (кроме сонорных) и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дети занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении с взрослым становится вне ситуативной.

Не  забывайте, что  решающее  значение  для развития разговорной  речи  дошкольника  имеет  его  общение  с вами. Постарайтесь во время  совместных  прогулок с  детьми обращать  их внимание  на  значимые  для  человека  объекты: магазины, школы, больницы, библиотеки. Расскажите  ребенку, для  чего  эти учреждения, кто в них  работает. Во время  прогулки  в  парке, сквере, на речке  привлекайте  внимание  малыша  к  красоте  окружающей  природы, растений  и  животных,  насекомых.  Не  уходите  от  ответов  на  вопросы  ребенка. Знакомя  с  новыми  предметами, вещами, называйте  их  правильно.

       Советуем  завести  дома  детскую  библиотеку,  где  можно  вместе  с  ребенком  рассматривать  иллюстрации в  книгах, энциклопедиях  для  детей.

   Необходимо  знакомить  малышей  с  фольклором,  рассказывать и  читать  сказки, загадки,  песенки,  потешки. Они  не  только  приобщают  ребят  к  национальной  культуре,  но  и  формируют  нравственные  качества:  доброту, честность, заботу  о другом  человеке,  развлекают  и  забавляют,  вызывают  желание  высказаться,  поговорить  о  героях  сказки.

   Поддерживайте  это  стремление, пусть  ваш  ребенок расскажет  знакомую  сказку   сестренке, бабушке, своей  любимой  игрушке. Это  первые  шаги в  овладении  монологической  речью.   

Игры и игровые упражнения для развития речи дошкольников.

Специалистами разработано большое количество игр и упражнений для развития речи, которые условно можно объединить в две группы:  1) игры и упражнения, направленные на совершенствование ориентировки  ребенка в окружающем и формирование словаря; 2) игры и упражнения постановки и закрепления звуков.

Время, проведенное на кухне, можно использовать для игр на развитие речи. Смотрим, что у нас есть – стул, стол, шкаф. Обобщаем, что это мебель. Такие же игры с фруктами, овощами. Говорим, для чего нужны предметы: стул, чтобы на нем сидеть и т.д. Называя какие-либо продукты, описывайте их: это лимон, он желтый, круглый, кислый. Перечислите все продукты, которые начинаются на звук «Л». Говорим о том, где растут овощи, фрукты. Перечисляем, что кладут в борщ, компот. Расскажите ребенку, как делают хлеб (колоски пшеницы – мука – тесто – хлеб). Какие молочные продукты делают из молока. Придумывайте рифмы к разным продуктам. Загадывайте загадки про продукты. Играйте в описания: оно круглое, красное, сочное, растет на дереве, начинается на букву «Я».
Игра  «Что не правильно».      Взрослый предлагает ребенку найти ошибку:
корова жужжит, собака лает
лягушка блеет, кот мяукает
комар лает, медведь пищит
лошадь гогочет, осел блеет
Игра «Семейки»  Взрослый предлагает ребенку найти детеныша животных.
Бык, корова - теленок
Кот, кошка - котенок
Пес, собака - щенок
Папа, мама - ребенок
Еж, ежиха - ежонок
Заяц, зайчиха - зайчонок
«Ищем слова». Какие слова можно найти в слове холодильник, борщ и др.
«Опиши предмет».
Ребенок берет любой предмет и подбирает как можно больше слов, подходящих к этому предмету. Например: яблоко (какое) красное, кислое, круглое, твердое и т. д.
Игры,  с целью развития грамматического строя речи
«Приготовим сок».
«Из яблок сок (какой) - яблочный; из груш… (грушевый); из вишни… (вишневый)». А потом наоборот: апельсиновый сок из чего?».
«Один - много».
«Яблоко – много чего? (яблок); Помидор – много чего? (помидоров) » и т. д.
«Чей, чья, чьё».
Образование притяжательных прилагательных. «Уши собаки - (чьи уши) собачьи уши; хвост кошки – кошачий».
«Упрямые слова».
Расскажите, что есть на свете «упрямые» слова, которые никогда не изменяются: кофе, платье, какао, кино, пианино, метро. «Я надеваю пальто. Я гуляю в пальто. Сегодня тепло, и все надели пальто».

Игры на развитие фонематического слуха
«Повтори правильно».
Дом – том; дол – тол; долг – толк; дачка – тачка; плоды – плоты; коза – коса; мышка - мишка.
«Придумай слово».
Ребенок должен придумать слово на заданный звук. Например: на звук Ж: жук, жилет, джинсы, желудь.
«Хлопаем в ладоши».
Ребенок должен хлопнуть в ладоши тогда, когда услышит звук А в ряду других гласных: а, о, е, э, а, и, я, а, ю, у, э, о, а и.
«Отгадай слово».
Предложите малышу отгадать слово, которое вы задумали, пользуясь подсказками. Например: кирпичный, высокий, многоэтажный (дом). Едет, имеет четыре колеса, возит пассажиров (автобус). Данная игра способствует расширению словарного запаса ребенка, усвоению прилагательных, развивает слуховое восприятие.
«Рифма».
Вы, наверное, не раз замечали, как детям нравится что-то сочинять, придумывать новые слова, рифмовать. А почему бы вам вместе не поиграть по дороге домой в рифмы? Предложите ребенку придумывать рифмы на слова, которые вы будет говорить. Например: «дом-лом», «гора-нора», «мост - рост». И даже если не все слова будут так легко рифмоваться, игра вам всё равно доставит огромное удовольствие и массу положительных эмоций.
«Удивительная история»
В этой игре нужно будет сочинить рассказ о том, что вы увидите с ребенком по дороге домой. Лучше, если вы начнете этот рассказ сами, а ребенок его продолжит. Не ограничивайте фантазию малыша, но следите, чтобы слова ребенок произносил правильно. Конечно, дорогие наши мамы и папы, это лишь малая часть тех игр, которые вы можете предложить ребенку по дороге в детский сад и домой. Но нам очень хотелось, чтобы они вам помогли стать ближе с вашим ребенком и дали возможность получать удовольствие от общения с ним. Помните, каждый ребенок любит своих родителей просто так, только за то, что они его родители, за то, что они заботятся о нем и любят его. Совместные игры помогут стать вам ближе, а это очень важно. Играйте со своими детьми и дружите. Представленные игры способствуют не только установлению более тесных отношений между вами и вашим ребенком, но так же направлены на развитие памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения, речи вашего ребенка. Играйте и не забывайте хвалить своих детей!

Заключительная часть.

 В заключение хочется сказать: родители, не бойтесь обращаться к педагогам за помощью и  взаимодействовать с ними. Ведь, как говорят врачи, болезнь легче предупредить, чем лечить. Плодотворная работа с педагогами благоприятно сказывается на развитии речи у ваших детей!  

СПАСИБО  ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование игровых упражнений в речевом развитии детей среднего дошкольного возраста"

Работа по развитию речи детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности....

Речь и речевое развитие детей среднего дошкольного возраста

По данным А. А. Люблинской , особое значение при понимании речи имеет вычленение ребенком самих действий с предметами и обозначение взрослыми этих действий в словах. Ребенок способен понять поручение ...

Речь и речевое развитие детей среднего дошкольного возраста

По данным А. А. Люблинской , особое значение при понимании речи имеет вычленение ребенком самих действий с предметами и обозначение взрослыми этих действий в словах. Ребенок способен понять поручение ...

Опыт работы "Развитие мелкой моторики, как средство повышения уровня речевого развития детей среднего дошкольного возраста"

Учеными было доказано, что систематическая целенаправленная по развитию мелкой моторики помогает преодолеть различные недостатки и отклонения в психофизической сфере ребенка. Простые движения ру...

Презентация к родительскому собранию в средней группе: "Нормы речевого развития детей среднего дошкольного возраста"

Если ребёнок не будет выговаривать все звуки нашего родного языка, у него неизбежно возникнут проблемы в общении, возникнут комплексы, которые помешают ему в полной мере раскрыть свои природные способ...