Консультация для родителей: "Особенности общения с детьми раннего возраста в семье"
консультация (младшая группа)

Попкова Вера Ивановна

Консультация для родителей: " Особенности общения с детьми раннего возраста в семье"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5._osobennosti_obshcheniya_s_detmi_v_seme.docx929.67 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Особенности общения с детьми раннего возраста в семье»

https://yt3.ggpht.com/a/AATXAJycpGxM52sogVD1jDlElj0jcO0m9jpQl8P2IwbS=s900-c-k-c0x00ffffff-no-rj

«Через сказку, фантазию, игру,

           Неповторимое детское творчество-

           Верная дорога к сердцу ребенка»

 В.А.Сухомлинский.

Ранний возраст – важнейший период жизни человека для формирования фундаментальных способностей, определяющих дальнейшее его развитие. В этот период складываются такие ключевые качества, как 

  • познавательная активность,
  • доверие к миру,
  • уверенность в себе,
  • доброжелательное отношение к людям,
  • творческие возможности,
  • общая жизненная активность.

Уважаемые папы и мамы, дедушки и бабушки!

Вы – первые и самые важные учителя вашего ребёнка. Первая его школа. Ваш дом окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей.

Ребенок всему учится в общении со взрослыми.

Для развития общения и взаимодействия ребенка с взрослыми принятие малыша таким, как он есть, и определенные правила поведения являются двумя принципиальными опорами, без которых гармоничное воспитание невозможно.https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/05b3/0010ce92-e1fb2f1d/hello_html_773ec9d7.jpg

Одна из особенностей общения взрослого с ребенком раннего возраста заключается в том, что принятие малыша не означает бездействияЕсли ребенок дерется или иным образом выражает свою сущность, должны ли мы, принимая его, позволять ему делать все это? Совсем не обязательно. Мы можем принимать и допускать все те переживания и эмоции, с которыми он сталкивается, но мы можем и должны воздействовать на поведение ребенка, если в этом есть необходимость.

Существует несколько отличных способов показать ребенку, что вы его принимаете.

Придерживайтесь трех главных правил общения с ребенком: 

  • контакт глазами https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/3612047/pub_5f855071cae5a83b55e555fc_5f8550cea144c35a27ae8daa/scale_1200
  • тактильный контакт
  • время для 100%-ого внимания к ребенку.

  • Поддерживайте с ребенком контакт глаз.

Чтобы правильно общаться с ребенком, надо как можно чаще устанавливать с малышом зрительный контакт. Лучше всего это делать, когда у вас хорошее настроение. Нельзя наказывать ребенка злым или подавляющим взглядом. Используйте контакт глаз для передачи добрых чувств.

  • Поддерживайте с ребенком тактильный контакт.

Многие родители касаются ребенка преимущественно, когда наказывают его: шлепают, дергают за руку, насильно удерживают где-либо. Другой вид контакта — так называемые бытовые контакты: родители касаются ребенка только по необходимости, когда нужно что-то поправить, куда-то его подвинуть, подсадить. Первый вид контакта в большинстве случаев просто неприемлем, второй же просто недостаточен.https://1.bp.blogspot.com/-hsXPYtQHXIA/Xo9m-yV4ZtI/AAAAAAAAArg/9G7kpVfWV-MN6SOF_Pk_0xaoSpVHuQ0dwCLcBGAsYHQ/s1600/175007.jpg

Важная особенность общения детей с родителями – телесный контакт, который сообщает ему о любви, а не о враждебности. Ребенка необходимо обнимать, гладить, возиться с ним, щекотать. Естественно, все физические контакты должны соответствовать возрасту ребенка. То, что приемлемо с малышом полутора лет, будет неуместным с двенадцатилетним ребенком. Однако разные формы телесного контакта должны сохраняться на притяжении всего детства человека и во взрослом возрасте.

  • Выделяйте время, когда вы полностью, на 100%, принадлежите ребенку.

Это время только для него. Правила общения взрослого с ребенком в такие периоды предполагают, что родители полностью сконцентрированы на том, что делают, не позволяя телефону, компьютеру или другим обстоятельствам отвлекать их. Такие моменты очень важны для детей. Это особенно важно для сильно занятых родителей, которые не могут себе позволить быть с ребенком много времени. Тогда такие вот «островки стопроцентного внимания» особенно необходимы, при этом они могут быть и не слишком длительными.http://bibliotaishet.ru/avatar/00/00/img10.jpg

Стиль и характер общения родителей с детьми: принятие чувств ребенка

Одним из главных стилей общения родителей с детьми, важным инструментом демонстрации хорошего отношения является принятие чувств ребенка. В этом случае вы подтверждаете ребенку то, что он чувствует, как бы давая свое согласие и разрешение на то, что малыш имеет право это чувствовать. Это закладывает основу принятия человеком самого себя.

Важный момент этого процесса состоит в том, что взрослый сам должен обладать тем, что называется «эмоциональной компетентностью», чтобы быть способным распознавать и учитывать чувства ребенка. То есть взрослый должен обладать тем, что называется «эмоциональный интеллект», то есть способность различать свои собственные и чужие чувства и управлять ими.

Обычно простейший способ принятия чувств ребенка — это называние этих чувств, эмпатическое отражение их в речи родителей. Видя, что ребенок испытывает какие-то чувства, просто скажите ему, что вы видите и понимаете его эмоции (даже если само чувство вы считаете неуместным или чрезмерным).https://i.pinimg.com/originals/d2/fb/8b/d2fb8bfd6dd66ee6845b7a8a6e8b0215.png

Особенности общения взрослых с детьми дошкольного возраста:принципы установки правил

Помимо принятия, существуют правила общения, которые устанавливаются для детей дошкольного возраста. От того, насколько понятны и уместно установлены эти правила, будет зависеть, как они станут выполняться. 

Для ребенка до трех лет жизненно необходима установка четких, понятных, непротиворечивых правил. Для него это основа предсказуемости и безопасности мира, в котором он живет.https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_57a75cc3d98e0/riechievyieighrydliadietieidoshkolnoghovozrasta_1.jpeg

В раннем возрасте малыши формируют свое отношение к власти и правилам вообще. Оттого, насколько адекватно родители вели себя с малышом, зависит то, как человек будет воспринимать правила во взрослой жизни.

Есть несколько принципов установки правил:

  1. Требования взрослых должны быть одинаковы. Если они различаются, то, как должен вести себя ребенок? Послушавшись одного члена семьи, он автоматически нарушает требования другого. Ставя ребенку противоречивые требования, вы делаете послушание в принципе невозможным.
  2. Желательно, чтобы требования были едины для всех членов семьи. Трудно добиться того, чтобы ребенок не плевался, не кричал, если это делают окружающие его взрослые.
  3. Для того чтобы принять правила, ребенку требуется время. Любое новое правило поначалу встречает сопротивление, и это нормально. Когда правило выполняется, поощряйте ребенка, хвалите, зато, что он следует семейным правилам.

Правила часто связано с запретами. Сказать «нет» тоже нужно правильно. Что-то запрещая, нужно учитывать возраст ребенка, не заигрывать с ним, говорить дружелюбным тоном.

Подумайте, способен ли малыш выполнить запрет. Ограничения в игре («Не садись в песочнице», «Не пачкай руки», «Не лезь на высокую горку», «Сиди нормально, когда рисуешь») для маленьких детей трудно выполнимы и тормозят их активность, а в конечном итоге пагубно влияют на развитие.

Для того чтобы запреты выполнялись, их должно быть совсем немного. Если вы перейдете критическую массу запретов, они постоянно будут нарушаться, причем, вне зависимости от их важности. Ребенок не понимает иерархии запретов, ему все равно, какой запрет нарушать: не ставить игрушки на стол во время еды или не бить сестренку. Если вокруг ребенка стоит частокол запретов, приготовьтесь к тому, что он будет нарушать их все, не считаясь с тем, что более и что менее серьезно. Просто потому, что он не понимает этой разницы. https://caronkoteles.com/wp-content/uploads/image_processing20200424-23052-ozdpl-768x791.png

Учитывая особенности общения с детьми, проведите ревизию запретов, спросите себя, какие запреты можно снять (что в конечном итоге делать все-таки можно, каких запретов можно избежать, сделав невозможным само действие).

Если вы иногда разрешаете играть со своей помадой, а иногда запрещаете, то ребенок каждый раз будет к ней тянуться. И не сможет, к сожалению, понять, что ему «миллион раз говорили», что нельзя, потому что иногда можно, иногда нельзя. В таком случае для ребенка это не запрет.

Другая сторона этого вопроса — запрет существует только на словах. «Я ему говорю, нельзя светом играть, а он играет, как будто слов не понимает!» Дети действительно не понимают слов в нашем с вами понимании. https://www.mykemertours.com/public/content/images/9777788346ffc7d8a163369e6995b20a1604140547.png

  • Запрет для детей до трех лет должен быть сопровожден жестом. Отведите ручку малыша, если он дерется, придержите его, если куда-то ходить нельзя, удерживайте его от тех действий, которые вы запрещаете. Если вы не добились выполнения своего требования, то оно и не есть настоящее требование. Добейтесь того, чтобы ваш запрет выполнялся. Не стоит, сидя в кресле, отдавать команды ребенку, чтобы он перестал висеть на шторах. Мягко отстраните его, прерывая нежелательное действие. Если вы постоянно выдвигаете требования, которые не выполняются, то вы просто учите ребенка тому, что с вашими словами можно не считаться.https://pbs.twimg.com/media/D365NzoUwAENgql.jpg
  • Говорите дружелюбным тоном. 
  • Запрет не должен сопровождаться негативными эмоциями. Дети все понимают в плоскости отношений. Злой голос для них, прежде всего, сигнал об отношении к ним самим. Избегайте металлических интонаций, когда запрещаете что-то, говорите дружелюбно, но твердо.
  • Не заигрывайте с ребенком.
  • Не делайте вид, что договариваетесь с ним. Если хотите прервать какое-либо действие и уверены в этом, говорите определенно: «В моей комнате не играют в ботинках!».
  • Избегайте вопросов, когда формулируете запрет («Давай не будем играть здесь в ботинках?» «Надо отсюда слезть — хорошо?»). Вопрос предполагает, что ситуация спорная и вы хотите знать мнение ребенка. Спрашивайте мнение ребенка, только если действительно хотите его услышать.

В общении с ребенком, особенно младшего возраста, сложных ситуаций бывает очень много. Невозможно знать правильный ответ на каждый отдельный случай, как следует себя вести. Важнее всего помнить об общих, базовых, принципах. Отталкиваясь от них, вы сможете найти такой вариант поведения, который подойдет к каждому конкретному случаю.

С момента рождения малыша родители являются для него своеобразным авторитетом. Постарайтесь передать ребенку свои знания и показать, как правильно общаться и вести себя с другими людьми. Использовать разнообразные средства воспитания, определить наиболее эффективные способы для воспитания своего ребенка.

 

При взаимодействии с агрессивными детьми необходимо соблюдать правила:

  • Будьте внимательны к нуждам и потребностям ребенка.
  • Демонстрируйте модель неагрессивного поведения ребенка.
  • Обучайте приемлемым способам выражения гнева.
  • Давайте ребенку возможность выражать гнев непосредственно после фрустрирующего события.
  • Обучайте распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.
  • Развивайте способность к эмпатии
  • Расширяйте поведенческий репертуар ребенка. Отрабатывайте навыки реагирования в конфликтных ситуациях.
  • После конфликта обговорите с ребенком причину его возникновения, определите неправильные действия Вашего ребенка, которые привели к конфликту. Попытайтесь найти иные возможные способы выхода из конфликтной ситуации.
  • Не обсуждайте при ребенке проблемы его поведения. Он может утвердиться в мысли о том, что конфликты неизбежны, и будет продолжать провоцировать их.
  • Учите брать ответственность на себя.

 

Чтобы воспитание ребенка было эффективным, родителям необходимо признавать свои ошибки и понимать, что идеальных людей не существует, и они не являются исключением. https://storage.myseldon.com/news_pict_C8/C8B4345596FB5DAF6112D40DB5C5EB18

Постарайтесь понять, не слишком ли высоки Ваши требования по отношению к ребенку.

 Внимательное и уважительное отношение к проблемам детей, пусть пока маленьким, поможет избежать многих серьёзных проблем в их будущем. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Учим родителей общению с детьми раннего возраста".

Уважаемые коллеги. Осенью прошлого года у нас прошел проект по теме: «Учим родителей общению с детьми раннего возраста». Общаясь с родителями, мы прошли к убеждению, что у большинства мам и пап возник...

Консультация для родителей "Особенности развития и воспитания детей раннего возраста"

Особенности  развития и воспитания детей раннего возраста....

Новые музыкальные формы и методы общения с детьми раннего возраста в период адаптации

С чего должен начинаться для ребенка  детский сад?. Со встречи, взгляда, улыбки и, конечно, добрых слов: «Здравствуй, малыш» И на этом первом и очень важном этапе не обойтись без песенки пр...

Пальчиковые игры как способ позитивного общения с детьми раннего возраста

Пальчиковые игрыкак способ позитивного общенияс детьми раннего возраста...

Методические рекомендации родителям по общению с детьми раннего возраста

Методические рекомендации для родителей по общению с детьми....

Консультация для родителей «Особенности развития и воспитания детей раннего возраста»

Раннее детство — это особый период, когда наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обусловливающих всё дальнейшее развитие организма, поэтому важно своевременно закладыв...

Уровни общения с детьми раннего возраста в период адаптации к ДОО

В методических рекомендациях раскрываются основные уровни общения с детьми раннего возраста в период адаптации к условиям дошкольной образовательной организации....