Консультация для родителей, бабушек и дедушек «Развитие крупной моторики у детей раннего возраста посредством подвижных игр и физических упражнений во время прогулок на свежем воздухе»
консультация по физкультуре (младшая группа)

Елена Викторовна Бондарева

В большом психологическом словаре, составителями которого являются, В. Зинченко под моторикой понимается вся сфера двигательных функций. В свою очередь, С.Ю. Головин утверждает, что моторика - это двигательная активность человека. Ефремова рассматривает моторику, как комплекс различных движений, с которыми связаны с различными физиологическими и психологическими проявлениями.

Моторика это движение. А без движения, как известно, не предоставляется возможным развиваться в полной мере и с различных сторон.

Крупная моторика ребенка – это развитие и совершенствование произвольных движений, любые физические упражнения.

Крупная моторика способствует лучшему освоению навыков мелкой моторики. Навыки крупной моторики включают в себя выполнение таких действий, как переворачивание, наклоны, ходьба, ползание, бег, прыжки и так далее. Обычно развитие навыков крупной моторики следует по общему шаблону в определённом порядке у всех людей.

А какие особенности развития крупной моторики у детей раннего возраста?

Ранний возраст имеет особое значение в жизни ребенка.

Особенности детей 1-2 года жизни:

- Ежемесячная прибавка в весе составляет 200-250 г, а в росте - 1 см.

- Продолжается совершенствование строения и функций внутренних органов, костной, мышечной и центральной нервной системы.

- Повышается работоспособность нервных клеток. Длительность каждого периода активного бодрствования у детей до полутора лет составляет 3-4 часа, у детей двух лет – 4-5,5 часа.

На развитие основных движений ребенка частично влияют пропорции его тела: короткие ноги, длинное туловище, большая голова. Малыш до полутора лет часто падает при ходьбе, не всегда может вовремя остановиться, обойти препятствие.

Несовершенна и осанка. Вследствие недостаточного развития мышечной системы ребенку трудно долго выполнять однотипные движения, например, ходить с мамой «только за ручку».

- Для детей второго года жизни характерна высокая двигательная активность.

- Постепенно совершенствуется ходьба. Дети учатся свободно передвигаться на прогулке: они взбираются на бугорки, ходят по траве, перешагивают через небольшие препятствия, например, палку, лежащую на земле.

- Исчезает шаркающая походка.

- В подвижных играх и на музыкальных занятиях дети выполняют боковые шаги, медленно кружатся на месте.

- В начале второго года дети много и охотно лазают: взбираются на горку, на диванчики, а позже (приставным шагом) и на шведскую стенку, а также перелезают через бревно, подлезают под скамейку, пролезают через обруч. После полутора лет у малышей кроме основных развиваются и подражательные движения (мишке, зайчику).

- В простых подвижных играх и плясках дети привыкают координировать свои движения и действия друг с другом.

 

Особая значимость роли крупной моторики принадлежит в укреплении здоровья дошкольников:

1. Физкультурно-оздоровительные мероприятия. К ним относятся общеизвестные виды двигательной деятельности:

- утренняя гимнастика;

- подвижные игры и физические упражнения во время прогулок;

- физкультминутки в совместной деятельности с умственной нагрузкой и т.д.

2. Совместная деятельность по физической культуре - как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной двигательной активности детей.

3. Самостоятельная двигательная деятельность, возникающая по инициативе детей. Она дает широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей.

Очень важно научить детей различным действиям с одной и той же игрушкой. Ребёнок должен понять, что машину можно возить и быстро, и медленно. Нагруженной кубиками или пустой, по длинной или короткой дорожке, её можно катать рукой или за верёвочку, прокатить под воротами, скатить с горки и т.д. Такое разнообразное использование игрушки обогащает двигательным опытом детей.

Дети второго года жизни с удовольствием играют в игры подвижного характера на свежем воздухе во время прогулки. Игры должны быть подобраны с учётом основного вида движения и равномерного распределения нагрузки на различные группы мышц.

Подвижные игры на свежем воздухе способствуют развитию самостоятельности детей, формирует у них потребность в движениях. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 37 «Ягодка»

города Губкина Белгородской области

Консультация для родителей, бабушек и дедушек

«Развитие крупной моторики у детей раннего возраста посредством подвижных игр и физических упражнений

во время прогулок на свежем воздухе»

Подготовил:

педагог-психолог

МАДОУ «Детский сад

комбинированного вида

№ 37 «Ягодка»

Бондарева Е.В.

2022 год

В большом психологическом словаре, составителями которого являются, В. Зинченко под моторикой понимается вся сфера двигательных функций. В свою очередь, С.Ю. Головин утверждает, что моторика - это двигательная активность человека. Ефремова рассматривает моторику, как комплекс различных движений, с которыми связаны с различными физиологическими и психологическими проявлениями.

Моторика – это движение. А без движения, как известно, не предоставляется возможным развиваться в полной мере и с различных сторон.

Крупная моторика ребенка – это развитие и совершенствование произвольных движений, любые физические упражнения.

Крупная моторика способствует лучшему освоению навыков мелкой моторики. Навыки крупной моторики включают в себя выполнение таких действий, как переворачивание, наклоны, ходьба, ползание, бег, прыжки и так далее. Обычно развитие навыков крупной моторики следует по общему шаблону в определённом порядке у всех людей.

А какие особенности развития крупной моторики у детей раннего возраста?

Ранний возраст имеет особое значение в жизни ребенка.

Особенности детей 1-2 года жизни:

- Ежемесячная прибавка в весе составляет 200-250 г, а в росте - 1 см.

- Продолжается совершенствование строения и функций внутренних органов, костной, мышечной и центральной нервной системы.

- Повышается работоспособность нервных клеток. Длительность каждого периода активного бодрствования у детей до полутора лет составляет 3-4 часа, у детей двух лет – 4-5,5 часа.

На развитие основных движений ребенка частично влияют пропорции его тела: короткие ноги, длинное туловище, большая голова. Малыш до полутора лет часто падает при ходьбе, не всегда может вовремя остановиться, обойти препятствие.

Несовершенна и осанка. Вследствие недостаточного развития мышечной системы ребенку трудно долго выполнять однотипные движения, например, ходить с мамой «только за ручку».

- Для детей второго года жизни характерна высокая двигательная активность.

- Постепенно совершенствуется ходьба. Дети учатся свободно передвигаться на прогулке: они взбираются на бугорки, ходят по траве, перешагивают через небольшие препятствия, например, палку, лежащую на земле.

- Исчезает шаркающая походка.

- В подвижных играх и на музыкальных занятиях дети выполняют боковые шаги, медленно кружатся на месте.

- В начале второго года дети много и охотно лазают: взбираются на горку, на диванчики, а позже (приставным шагом) и на шведскую стенку, а также перелезают через бревно, подлезают под скамейку, пролезают через обруч. После полутора лет у малышей кроме основных развиваются и подражательные движения (мишке, зайчику).

- В простых подвижных играх и плясках дети привыкают координировать свои движения и действия друг с другом.

Особая значимость роли крупной моторики принадлежит в укреплении здоровья дошкольников:

1. Физкультурно-оздоровительные мероприятия. К ним относятся общеизвестные виды двигательной деятельности:

- утренняя гимнастика;

- подвижные игры и физические упражнения во время прогулок;

- физкультминутки в совместной деятельности с умственной нагрузкой и т.д.

2. Совместная деятельность по физической культуре - как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной двигательной активности детей.

3. Самостоятельная двигательная деятельность, возникающая по инициативе детей. Она дает широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей.

Очень важно научить детей различным действиям с одной и той же игрушкой. Ребёнок должен понять, что машину можно возить и быстро, и медленно. Нагруженной кубиками или пустой, по длинной или короткой дорожке, её можно катать рукой или за верёвочку, прокатить под воротами, скатить с горки и т.д. Такое разнообразное использование игрушки обогащает двигательным опытом детей.

Дети второго года жизни с удовольствием играют в игры подвижного характера на свежем воздухе во время прогулки. Игры должны быть подобраны с учётом основного вида движения и равномерного распределения нагрузки на различные группы мышц.

Подвижные игры на свежем воздухе способствуют развитию самостоятельности детей, формирует у них потребность в движениях. В первую очередь – это подвижные игры дома и на улице – мяч, скакалка, прыжки на батуте, салочки, классики и т. д. Обязательно купите ребенку самокат или велосипед. Можно танцевать под детские песенки – среди них есть и веселые энергичные мелодии, и медленные лирические произведения.

Очень важно приобщать малыша к спорту, даже если вы сами не очень активно им занимаетесь. Обязательно начинайте день с утренней гимнастики (пусть даже это будет всего несколько простых упражнений). Она поможет проснуться и зарядиться хорошим настроением, являясь прекрасным ежедневным ритуалом, которые так любят дети.

Если рядом с домом есть стадион, проводите там больше времени. Ходите с ребенком по беговым дорожкам, играйте в футбол на настоящем поле, посоревнуйтесь, кто дальше прыгнет. Смелого малыша можно поставить на бревно и, страхуя его, помочь пройти до конца. Вис на турнике (родители опять же страхуют от падения) очень полезен для вестибулярного аппарата. Даже обычная ласточка даст отличный результат, если выполнять это упражнение регулярно.

Подвижные игры на развитие крупной моторики на свежем воздухе во время прогулки:

- игры в мяч: «Кто дальше», «Передай мяч», «Прокати мяч», «Догони мяч» и т.д.;

- «Прокати машинку», «Догони собачку», «Беги ко мне», «Поймай бабочку», «Птицы машут крыльями», «Качаются деревья», «У медведя во бору», «Гуси-гуси», «Где пищит мышонок?», «Найди цветок», «Собери листочки», «Ножками потопаем» (как медвежонок или слоник), «Кошечка», «Цапля», «Зайчики попрыгают», «Хождение по разным линиям».

В результате применения подвижных игр во время прогулки дети овладевают всеми видами движений, учатся уверенно ходить, бегать и прыгать, играть с мячом, бросать мяч в цель. Движения детей перестают быть хаотичными, становятся более координированными.

Формирование крупной моторики ребенка в значительной степени зависит от окружающих малыша взрослых, от их умения создавать необходимые условия для правильного, гармоничного физического развития.

Список литературы

1. Бауэр, О.П. Подвижные игры // Теория и методика физической культуры дошкольников: учебное пособие для студентов / О.П.Бауэр; под ред. С.О.Филипповой, Г.Н.Пономарева. - СПб.: ВВМ, 2004. - С.331-332.

2. Вавилова, Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость: Пособие для воспитателя детского сада / Е.Н.Вавилова. - М.: Просвещение, 1981. - 96 с.

3. Васильева, М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез. 2007. - 240 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством развивающих игр.

Актуальность.     Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует нас на достижение интегральных характеристик развития личности ребенка, ч...

Семинар практикум для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста посредством использования нетрадиционных техник лепки и рисования»

Уважаемые родители предлагаю начать наш семинар с интересной игры «скажи комплимент соседу!»Игра «скажи комплимент соседу» (передаём мяч соседу и говорим комплимент)Тема нашего...

ГМО творческой группы воспитателя раннего возраста «Карапус» «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством пальчиковой гимнастики».

Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопление информации – прикосновения. Ребенку необходимо всё хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус. Роль взрослого по...

шпаргалка для родителей«Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством продуктивной деятельности».

На третьем году жизни активно развивается мелкая моторика, что позволяет малышу самостоятельно одеваться, раздеваться, умываться, рисовать карандашом, пользоваться столовыми приборами. Необходимо...

Консультация для воспитателей«Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр»

У большинства детей раннего возраста, отмечается как общее моторное отставание, так и слабое развитие моторики рук. Уровень моторного развития рук (сила, ловкость, скорость и ...

Конспект открытого занятия по ФЭМП во второе группе раннего возраста Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр.

Цель: Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста через игровой вид деятельности.Задачи:1) Обогащать сенсорный опыт детей;2) Обогащать пассивный словарь: «нанизывать»...

Конспект открытого занятия по ФЭМП в первой группе раннего возраста Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр.

Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста через игровой вид деятельности,  обобщить  умение  детей различать и называть свойства предметов – цвет, форма,...