Семинар - практикум для родителей "Игры и упражнения для развития звуковой культуры речи"
методическая разработка (младшая группа)

Кудряшова Татьяна Геннадьевна

Семинар практикум для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_po_zkr_s_roditelyami.docx23.71 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар – практикум  для родителей «Игры и упражнения для развития звуковой культуры речи»

Форма проведения: семинар - практикум.

Участники: родители детей среднего дошкольного возраста.

Цель: Повысить компетентность родителей в вопросах развития звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста,

Задачи:

1. Показать значимость развития мелкой моторики для формирования правильного звукопроизношения.

2. Вовлекать родителей в процесс формирования ЗКР детей через игру.

3.  Побуждать родителей использовать полученные практические умения для формирования правильного речевого дыхания, развития мелкой моторики, автоматизации звуков у детей.

4.Активизировать знания родителей о значимости развития артикуляционной моторики.

5.Сформировать представление о правильном выполнении артикуляционных упражнений.

6.Познакомить с правилами организации артикуляционной гимнастики дома.

7. Обучить игровым способам развития речевого дыхания у детей.

8.Предоставить родителям практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на развитие звуковой культуры речи детей.

Ход мероприятия:

Педагог: тема нашей с Вами встречи «Игры и упражнения для развития звуковой культуры речи».

Не все родители знают, какие приёмы  использовать для формирования у ребёнка звуковой культуры речи.

Наша общая  задача – формирование звуковой культуры речи у детей, особенно в среднем дошкольном возрасте.

Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, т.к. это наиболее заметный дефект. Не только окружающие, но и родители могут не заметить ограниченность словаря или особенности грамматического строя речи, а вот неправильное звукопроизношение – как на ладошке.
Какие же приёмы можно использовать, чтобы помочь ребёнку говорить звуки чётко и правильно?

Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

Поэтому формирование правильного звукопроизношения напрямую зависит от развития мелкой моторики ребёнка.

1.Самомассаж.

       

Начинать занятия массажем и самомассажем лучше с небольшой разминки - сгибания и разгибания пальчиков, движений кистей рук, сгибания и разгибания локтей. Медленно показывайте ребёнку позу кисти руки, при затруднении помогайте своими руками, действуйте совместно. Проговаривайте действия, выполняя движения. Показывайте движения сначала на своей руке, а потом на руке ребёнка.

      Необходимо стараться сохранять приподнятое настроение, стимулировать ребёнка поощрительными высказываниями! Длительность массажа с младшими дошкольниками 5-7 минут.

 При выполнении массажных движений используют движения по ладоням, кистям и предплечьям обеих рук:

Поглаживание -  можно поиграть  в игру «Погладим пушистого кролика» - поочерёдно поглаживать левой рукой правую, а правой рукой левую руку, «Покрасим забор»- поглаживать руку сверху вниз и снизу вверх

Для самомассажа можно использовать массажные шарики, карандаши, орехи, крупные бусы – прокатывание их между ладонями рук.

Шарик наш не отдыхает,

По ладошке он гуляет,  (катание шарика по ладошке в

Вперёд - назад его качу,            разном направлении)

Вправо- влево я верчу. 

 

Также можно использовать для самомассажа - сжимание  и разжимание резиновых или силиконовых игрушек разной плотности, эспандеров.

2.Пальчиковые игры:

Пальчиковые игры на основе стихов развивают чувство ритма и помогают работать над дикцией.

Пример, педагог проводит с родителями пальчиковую игру «Раз, два, три, четыре, пять, будем листья собирать...»

Развитию мелкой моторики также способствует лепка, раскрашивание, вырезание из бумаги. Не бойтесь давать ребёнку ножницы. Единственное условие – такие занятия должны быть под обязательным присмотром взрослых.

3.Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем и коррекции нарушений звукопроизношения любого происхождения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ,  языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

1.Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 2 раза в день утром и вечером, по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за один раз.

2.Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

3.Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

4.Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

5.Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики могут находиться перед настенным зеркалом, также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9x12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Организация проведения артикуляционной гимнастики дома.

1.Прежде чем приступить к выполнению артикуляционных упражнений, вы должны выяснить, как ваш ребёнок ориентируется в пространстве: может ли он показать, что находится справа, слева, впереди, сзади, наверху, внизу; различает ли он правую и левую руки. Без этого выполнение артикуляционной гимнастики невозможно или крайне затруднительно для ребёнка.

2.Расскажите о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

3.Покажите правильное выполнение упражнения.

4.Предложите ребенку повторить упражнение, проконтролируйте его выполнение.

5.Следите за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.

Педагог проводит с родителями воспитанников несколько артикуляционных упражнений.

Педагог: чтобы детям интереснее было выполнять артикуляционную гимнастику, можно использовать сказки. Например, «Сказка о веселом язычке».

Педагог показывает. Рассказывает о порядке выполнения артикуляционного упражнения, демонстрирует правильное выполнение.

Родители выполняют упражнения «Улыбочка», «Катание шарика», «Иголочка», ««Чашечка», «Язычок на прогулке» и др.

Педагог: А теперь я предлагаю вам самостоятельно выполнить артикуляционные упражнения.

 

Родители выполняют артикуляционные упражнения совместно с педагогом по ходу предложенной сказки.

«СКАЗКА О ВЕСЕЛОМ ЯЗЫЧКЕ»

1 вариант.

Жил – был Весёлый Язычок в своём домике. Догадайся, что это за домик:

В домике этом красные двери,

Рядом с дверями белые звери.

Любят зверюшки конфеты и плюшки.

Догадались? Этот домик – рот. Двери в домике, то открываются, то закрываются (рот закрыт, открыт). Непоседливый Язычок не сидит на месте. Он часто выбегает из домика (высунуть язык). Вот он вышел погреться на солнышке, отдохнуть на крылечке (язык «лопаточкой» на нижней губе). Подул лёгкий ветерок, Язычок поёжился (язык «стрелочкой»), спрятался в домик и закрыл за собой дверь (язычок убрать, рот закрыть). А на дворе солнце спряталось за тучки и забарабанил по крыше дождь (языком стучим в зубы, произносим «д – д – д – д»). Язычок не скучал дома, напоил котёнка молоком. Он лакал молочко (водим языком по верхней губу сверху вниз, рот открыт), потом котёнок облизнулся (облизать верхнюю и нижнюю губки справа налево, слева направо) и сладко зевнул (рот широко открыт). Язычок посмотрел на часы, они тикали: «тик – так» (рот открыт, губы в улыбке, кончиком язычка дотрагиваемся до уголков рта). Котёнок свернулся клубочком. «Пора и мне спать», - подумал Язычок.

2 вариант.

Жил-был Веселый Язычок. Он любил играть, путешествовать. Захотелось

язычку порезвиться. Открыл он сначала одну дверцу домика (губы), затем

вторую дверцу (зубы).

(Упражнение «Окошко»)

Выглянул из домика, увидел ласковое солнышко и решил погреться,

позагорать. (Упражнение «Лопаточка»)

Позагорал и опять спрятался в домик.

Снова выглянул из домика Язычок, посмотрел направо, потом налево.

Понравилось ему смотреть по сторонам и закачался он, как маятник в

старинных часах: вправо-влево. (Упражнение «Часики») Покачался-покачался

и в домике спрятался.

Через минутку непоседа выглянул снова. Увидел, как девочка на качелях

качается: вверх – вниз. Сначала медленно, потом быстрее и быстрее.

(Упражнение «Качели») И он также покачался.

Вдруг услышал Язычок веселую дробь барабана. Это Буратино стучит

своими барабанными палочками по красному барабану. Д-д-д – слышалось

вокруг. «Д-д-д», – повторял за барабаном Язычок. (Упражнение

«Барабанщик»)

Увидел Веселый Язычок лошадку и вспомнил, что давно не катался. А

лошадка хороша! (Упражнение «Лошадка»)

Ну и лошадка!

Шерстка гладка,

Чисто умыта

С головы до копыта.

Травки поела –

И снова за дело.

Наигрался, нарезвился Веселый Язычок и пошел домой отдыхать, закрыл

за собой белую дверь (зубы), алую дверь (губы).

4.Игры на развитие речевого дыхания.

Педагог: правильное дыхание имеет огромное значение при формировании звуковой культуры речи дошкольника, во многом определяет, насколько внятной и чёткой будет речь вашего ребёнка. Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу.

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности

Игры с ватными шариками, «снежинками» и т.д.

Подведение итогов.

Педагог подводит итог семинара. Спрашивает о впечатлениях родителей, что

услышали нового, полезного. Будут ли использовать на практике.

Вручение родителям  памяток (брошюр) с описанием различных игр для развития ЗКР, в которые родители могут играть вместе с детьми самостоятельно.

Благодарит родителей за активное участие в семинаре – практикуме.

Приложение.

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

1.Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 2 раза в день утром и вечером, по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за один раз.

2.Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

3.Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

4.Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

5.Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики могут находиться перед настенным зеркалом, также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9x12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Организация проведения артикуляционной гимнастики дома.

1.Прежде чем приступить к выполнению артикуляционных упражнений, вы должны выяснить, как ваш ребёнок ориентируется в пространстве: может ли он показать, что находится справа, слева, впереди, сзади, наверху, внизу; различает ли он правую и левую руки. Без этого выполнение артикуляционной гимнастики невозможно или крайне затруднительно для ребёнка.

2.Расскажите о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

3.Покажите правильное выполнение упражнения.

4.Предложите ребенку повторить упражнение, проконтролируйте его выполнение.

5.Следите за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.

Жил-был Веселый Язычок. Он любил играть, путешествовать. Захотелось

язычку порезвиться. Открыл он сначала одну дверцу домика (губы), затем

вторую дверцу (зубы).

(Упражнение «Окошко»)

Выглянул из домика, увидел ласковое солнышко и решил погреться,

позагорать. (Упражнение «Лопаточка»)

Позагорал и опять спрятался в домик.

Снова выглянул из домика Язычок, посмотрел направо, потом налево.

Понравилось ему смотреть по сторонам и закачался он, как маятник в

старинных часах: вправо-влево. (Упражнение «Часики») Покачался-покачался

и в домике спрятался.

Через минутку непоседа выглянул снова. Увидел, как девочка на качелях

качается: вверх – вниз. Сначала медленно, потом быстрее и быстрее.

(Упражнение «Качели») И он также покачался.

Вдруг услышал Язычок веселую дробь барабана. Это Буратино стучит

своими барабанными палочками по красному барабану. Д-д-д – слышалось

вокруг. «Д-д-д», – повторял за барабаном Язычок. (Упражнение

«Барабанщик»)

Увидел Веселый Язычок лошадку и вспомнил, что давно не катался. А

лошадка хороша! (Упражнение «Лошадка»)

Ну и лошадка!

Шерстка гладка,

Чисто умыта

С головы до копыта.

Травки поела –

И снова за дело.

Наигрался, нарезвился Веселый Язычок и пошел домой отдыхать, закрыл

за собой белую дверь (зубы), алую дверь (губы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум для родителей "Игры и упражнения для развития звуковой культуры речи"

Семинар - практикум для родителей детей средней группы, в котором предлагаются различные упражнения на развитие мелкой моторики, речевого дыхания, чистоговорки....

Семинар – практикум для родителей «Игры и упражнения для развития звуковой культуры речи»

Цель: Повысить компетентность родителей в вопросах развития звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста....

Семинар – практикум для родителей «Игры и упражнения для развития звуковой культуры речи»

19 ноября  2019 года воспитатель  средней группы № 3 Коньшина Н.Р. провела для родителей семинар – практикум «Игры и упражнения для развития звуковой культуры речи» с целью...

Семинар – практикум для родителей «Игры и упражнения для развития звуковой культуры речи»

Цель: Повысить компетентность родителей в вопросах развития звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста....

«Игры и упражнения для развития звуковой культуры речи» семинар-практикум

Форма проведения: семинар - практикум.Участники: родители детей младшего дошкольного возраста.Цель: Повысить компетентность воспитателей в вопросах развития звуковой культуры речи у детей мл...

Семинар-практикум для воспитателей, выступление на тему: «Значение звуковой культуры речи для развития личности ребёнка».

В настоящее время актуальна и значима проблема формирования звуковой стороны речи.Систематическая работа над развитием звуковой культуры речи помогает ребёнку формировать и совершенствовать фонетико-ф...

Семинар – практикум для родителей «Игры и упражнения для развития звуковой культуры речи»

Семинар – практикум для родителей «Игры и упражнения для развития звуковой культуры речи»...