Основные направления педагогической работы в разностороннем развитии детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность в ДОУ
консультация

Пушкова Алла Алексеевна

Консультации для педагогов и родителей, входящие в цикл семинаров по развитию театрализованной деятельсти в ДОУ, на которых можно познакомится с понятиями о театрализованной деятельности и ее значением для развития ребенка, влиянием на раскрытие его творческого потенциала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание и развитие детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности – основные направления педагогической работы

    Почему именно театрализованная деятельность?

Это один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на «их территории». Кукольный театр в дошкольном детстве позволяет детям глубже погрузиться в игровую ситуацию, создать благоприятную атмосферу усвоения изучаемого материала и развития творческих способностей. Знания усваиваются детьми быстрее, так как их подача сопровождается разнообразными игровыми элементами с куклой. Работа с куклами позволяет установить тесную связь между речевой функцией и двигательной системой. Совместность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности, монотонности речи, соблюдению речевых пауз, учит управлять своим дыханием (у ребенка до 7 лет еще наблюдается дыхательная аритмия), формированию правильного произношения, а развитие тактильных ощущений воздействует на организм ребенка как лечебная физкультура. Игры и упражнения с куклами различных систем, помогают развивать не  только речь ребенка, но и мелкую моторику рук – кисти рук приобретают подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчит обучение письму. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, засте043Dивость. При этом, дошкольники могут быть как зрителями театрального действа, так и его участниками.

     Подчеркну, что работа педагога в театральной студии направлена, прежде всего, не на подготовку «шоу», а на развитие и воспитание каждого ребенка, раскрытие его творческого потенциала, индивидуальности, формирование позитивных черт характера, воспитание духовно богатой, творческой личности. С точки зрения гуманистической позиции все дети – одаренные, и задача педагога – раскрыть талант каждого ребенка, дать ему возможность поверить в себя, почувствовать свою успешность. Важно с самых ранних лет поддерживать в маленьких артистах интерес к творчеству, к играм, к театрализованной деятельности.

     В основе содержания педагогической работы с дошкольникам, посредством театрализованной деятельности (в частности, кукольного театра) можно определить несколько направлений. Это развитие:

- сенсорики, основы чувственного познания окружающего мира. Знакомство с сенсорными эталонами (цвет, форма, величина предметов, особенности звуков, запахов, вкусов, тактильных свойств материалов и пр.)

- эмоциональной сферы

- речи и голоса

- выразительности движений, мимики, пластики

- воображения, фантазии, творческих способностей.

     Важным направлением работы является воспитание коммуникативной культуры, куда входят задачи развития речи, воспитания эмпатии (способности чувствовать, понимать настроение другого человека).

     Отдельным блоком идут более специфические задачи по формированию навыков кукловождения, а также формирование культуры поведения на сцене.

     Содержание работы в театральной студии реализуется в играх, упражнениях, этюдах, разыгрывании маленьких сценок, которые в работе со старшими детьми можно объединять в небольшие театрализованные представления. Освоение кукол и актерского мастерства – весьма трудоемкая задача, поэтому надо проводить занятия по определенной системе: от простого к сложному, от знакомого к новому, повторяя и закрепляя на каждом новом этапе уже освоенные навыки и умения.

     Кукольный театр, как один из самых доступных и понятных детям видов искусства, способствует повышению общей культуры ребенка и формированию правильной модели его поведения в современном мире, он учит видеть прекрасное в жизни и в людях, познавать мир не только умом, но и сердцем, и выражать свое собственное отношение к добру и злу, и, таким образом, помогает развиваться всесторонне. В дошкольном детстве очень важно окружить ребенка вниманием, заботой, любовью со стороны взрослых. Атмосфера добра и любви вызовет ответные чувства в детях, воспитает у них доверие к миру и потребность самим дарить добро и любовь другим людям. А это самый главный талант, который нужно раскрыть и сохранить в каждом человеке!



Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики средствами музыкального фольклора

    Роль развития мелкой моторики рук очень велика. Ведь, стимулируя ее развитие, мы работаем над подвижностью органов артикуляции, готовим руку к письму, развиваем внимание, мышление и даже влияем на развитие произвольности у детей.

     К сожалению, в  настоящее время у большинства современных детей отмечается как общее моторное отставание, так и слабое развитие моторики рук, что отрицательно сказывается на формировании навыка письма. И, даже будучи уже в школе, многие школьники ощущают дискомфорт, утомление и переутомление в мышцах руки. Это результат слабости, вялости мышц руки, связанное с тем, что сейчас многие операции выполняют за человека машины. В следствии этого, то, что нам облегчает жизнь, экономит время, лишает ребенка возможности больше работать руками. Возникает противоречие между требованиями педагога выдерживать темп работы и недостаточными возможностями ребенка, так как мелкая моторика мышц рук не натренирована, силы, нервная энергия детей истощаются. Такие дети замедляют общий темп работы, требуют от педагога особого внимания, поэтому развитие мелкой моторики руки имеет непреходящее значение для общего физического и психического развития ребенка в период дошкольного детства. В условиях реализации стандарта, направленного на сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия, в  ДОО проводится большая работа по физическому развитию воспитанников, поиск новых форм, средств и методов развития мелкой моторики. Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка сочетать движения со зрительной системой. Необходимо тренировать и совершенствовать крупную и мелкую моторику рук у дошкольников уже с раннего возраста. Очень ценными в оздоровительном плане являются пальчиковые игры. Целью педагогической деятельности является развитие у старших воспитанников тонких движений пальцев рук, подготовка к овладению письмом, посредством пальчиковых игр с народными театрализованными куклами, игрой  на  народных  детских музыкальных инструментах. Проблеме подготовки руки к письму в педагогике уделяется особое внимание и предлагается комплекс мер, способствующих развитию движений пальцев рук. Успешно овладеть письмом в школе можно при условии, если ребенок в дошкольном возрасте выработал и усвоил ряд приемов, которые и помогли  подготовить  его руку к процессу письма, благодаря развитию мелкой моторики. Основным фактором психического развития ребенка предусматривается обучение и его собственная деятельность. С одной стороны, обучение выступает средством формирования деятельности, а с другой – деятельность  является основным средством обучения. Они неразрывны между собой, и вместе становятся источником развития ребенка.

     Так как считается, что ум ребенка  находится на кончиках его  пальцев, то пальчиковые игры, владение театральными куклами и игрой на детских музыкальных инструментах, улучшают психические процессы, помогают выработать усидчивость и терпение, развивают творческие способности и фантазию малыша.  Большое значение в развитии мелкой моторики имеет создание в группе обстановки, постоянной  разнообразной деятельности и положительного микроклимата. Выстраивание работы в соответствии с принципом индивидуализации, исходя их из подхода для каждого ребенка и его потенциальных возможностей, официально заявленном в стандарте дошкольного образования, как руководство к действию педагога, дает эффективный положительный результат.



Предварительный просмотр:

Театрализованная игра в ДОУ

     «Театр – это  волшебный мир!

Он дает уроки красоты,

морали и нравственности.

А чем они богаче, тем успешнее идет

развитие духовного мира детей.»

Б.П. Теплов

     Театрализованная деятельность в детском саду прекрасно помогает детям развиваться всесторонне.  Это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Они учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, речь, умение видеть необычные моменты в обыденном.

     Также, театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Поэтому, уделяя внимание и  развивая все направления и виды детского театра, педагоги активно помогают формировать правильную модель поведения в современном мире, повышать общую культуру воспитанников, приобщать к духовным ценностям, а также развивать речь ребенка, активировать словарь, совершенствовать звуковую культуру речи, ее интонационный строй, работать над совершенствованием диалогической речи, ее грамматическим строем. Дети знакомятся с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями, приобретают элементарные представления о видах театра, развивают и совершенствуют навык сценического творчества, музыкальных и артистических способностей. Юные актеры  побуждаются  творчески относится к любому делу, а так же общаться со сверстниками и взрослыми. закрепляя навыки публичных выступлений и творческого содружества.

     Основными направлениями работы с детьми являются театрализованные игры, в задачу которых входит учить ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, строить диалог с партнером на заданную тему. Игры так же предназначены для  развития зрительного, слухового внимания, памяти, наблюдательности, образного мышления, фантазии, воображения, интереса к сценическому искусству.

     Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечивать развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, свободы и выразительности телодвижений, обретения ощущения гармонии своего тела с окружающим миром. Она способствует развитию координации движений, ориентации в пространстве.

     Культура и техника речи объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции. Учит сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы, произносить скороговорки и стихи, пополнять словарный запас.

     Основы театральной культуры. Этот раздел работы призван познакомить детей с элементарными понятиями и профессиональной терминологией театрального искусства,  его особенностями и видами, с основами театрального мастерства, с культурой зрителя.

     Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой,, а также работу над самим спектаклем – от этюдов – к рождению спектакля. Учит сочинять этюды по сказкам, развивает навыки действий с воображаемыми предметами, развивает умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния: грустно, весело, радостно, сердито, удивленно, восхищенно, жалобно и т.д.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разностороннее развитие детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности

Разностороннее развитие детей дошкольного возраста в театрализованной деятельностиВ современной психологии и педагогике отмечается влияние игры на психическое развитие ребенка: формирование мотивацион...

Консультация для родителей «Разностороннее развитие детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности»

Среди       сюжетно-ролевых       игр     большинство       ученых отмечают особую роль те...

Консультация для родителей «Разностороннее развитие детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности»

В современной психологии и педагогике отмечается влияние игры на психическое      развитие    ребенка:    формирование...

Консультация для педагогов «Система педагогической работы по речевому развитию детей дошкольного возраста».

Речь-это важнейшее достижение человека, которое позволяет общаться с помощью слов, звуков и других элементов языка.Цель работы по развитию речи в дошкольных учреждениях-формирование устной речи и куль...

«Театрализованная игра в педагогической работе по речевому развитию детей дошкольного возраста»

laquo;Театрализованная игра в педагогической работе по речевому развитию детей дошкольного возраста» статья  в сетевом журнале ДОШКОЛЬНИК.РФ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА: ИГРЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Цель занятий: Развитие речевых навыков у детей дошкольного возраста через интересные и педагогически обоснованные игры.Задачи: Способствовать формированию активной речи у детей.Расширять словарный зап...