Консультация "Формирование речи в дошкольном возрасте"
консультация

Титова Людмила Ивановна

Консультация для родителей 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_formirov_rechi.docx15.75 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Формирование речи в дошкольном возрасте»

Одним из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе является своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве. Любое нарушение и любая задержка в ходе развития речи ребенка отражаются на его поведении, а также в его деятельности в различных ее сферах. Важное значение имеет развитие всех сторон речи, особенно в период обучения грамоте (чтению и письму, так как письменная речь формируется на основе устной. К сожалению, многие речевые недостатки выявляются уже в школе, тормозя процесс обучения, так как именно они являются причинами дисграфии и дислексии.

Родители, сталкиваясь с трудностями обучения их ребенка, расстраиваются и не понимают, почему его ребенок безграмотно пишет, пропускает буквы при письме и теряет целые слоги при чтении, не может применять на практике хорошо выученные правила правописания и т. п. А ведь многие из них занимались своим ребенком, водили в кружки, в различные развивающие центры и, вроде, добились своей цели – ребенок умеет читать и писать, поступил в ту школу, которые они выбрали для него. В чем же дело? Что было сделано не так? И что надо было делать, чтобы избежать последствий неправильного речевого развития своего ребенка? На эти и многие другие вопросы можно найти ответы в образовательной программе детских садов, созданной на основе Федерального государственного образовательного стандарта. В Стандарте указывается, что он «является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития». Новая образовательная программа нацелена на решение проблем разностороннего развития ребенка совместными усилиями детского сада и семьи. Особое внимание в программе отводится формированию речи.

Опыт нашей работы показал, что взаимодействие детского сада и семьи - необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги и родители действуют согласованно.

Такое подобное согласованное взаимодействие не возникает сразу. Ему предшествует целенаправленная работа педагогов, в процессе которой родители эпизодически включаются в жизнь группы.

Участие семьи в речевом развитии начинается с момента прихода ребенка в детский сад. Уже на этом этапе и во время последующих встреч родителей пытаются убедить, что именно их роль в речевом развитии ребенка значима; что все усилия педагогов без их помощи будут недостаточны, а иногда вовсе безрезультатны.

Проанализировав нашу работу, мы пришли к выводу, что для правильного и эффективного воздействия на формирование речи своего ребенка родителям необходимо учесть следующие моменты.

1. Следует реально оценить состояние здоровья ребенка. В последние годы увеличилось количество детей с различными отклонениями в развитии головного мозга. А при этом одной из первых страдает речь.

2. Если родителей что-то беспокоит в речевом развитии ребенка, не надо бояться обращаться за помощью к специалистам. В нашей стране обследование ребенка специалистами-логопедами проводится в 5-летнем возрасте, а то и непосредственно перед самой школой. Известно, что становление речи завершается примерно к пяти-шести годам. Получается, что пока происходит развитие речи, практически никто не вмешивается в этот процесс. Когда же речь устоялась вместе с дефектами, специалисты «принимаются за дело». Это неправильно, особенно, если учесть состояние здоровья современных детей. Многие специалисты в разные годы неоднократно говорили, что не надо ждать, необходимо оказывать всестороннюю помощь до завершения процесса, тем самым предупреждая расстройства речи (возрастные и некоторые патологические).

3. Нельзя сводить проблему формирования речи к освоению навыков чтения и письма, так как развитие речи – это сложный процесс. Чтение и письмо – это только необходимое средство, которым на определенном этапе ребенок овладеет для своего дальнейшего полноценного развития. Необходимо донести до родителей, что качественно овладеть чтением и письмом невозможно без чистого звукопроизношения, без развитого речевого слуха.

4. Необходимо очень осторожно относиться к раннему введению иностранных языков в жизнь ребенка. Если у ребенка проблемы с родным языком или речь находится в стадии формирования, то не стоит усугублять его проблемы приобщением к другой языковой культуре. К примеру, в английском языке есть межзубные звуки, которых нет в русском языке. Более того, межзубное произношение шипящих и свистящих звуков считается речевым дефектом (межзубный сигматизм, требующим серьезной работы по его исправлению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий театральной постановки "Теремок на новый лад" из опыта работы"Использование элементов театрализованной деятельности в коррекции речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"

Представляю вашему вниманию авторский сценарий из опыта  работы учителя -логопеда Микрюковой Натальи Анатольевны с детьми дошкольного возраста с диагнозом общее недоразвитие речи...

Консультация для педагогов дошкольных образовательных учреждений на тему: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи»

Проблемы речи детей дошкольного возраста:Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение.Бедность речи. Недостаточный с...

Памятки для родителей по развитию речи детей дошкольного возраста и приобщению детей старшего дошкольного возраста к чтению.

Советы родителям по развитию речи детей.1.Разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой ,правильной. Разговаривайте   всегда спокойным то...

Консультация для воспитателей "Развитие речи детей дошкольного возраста на основе использования метода мнемотехники" (младший дошкольный возраст)

Консультация для воспитателей "Развитие речи детей дошкольного возраста на основе использования метода мнемотехники" (младший дошкольный возраст) с презентацией...

Методика обследования речи детей дошкольного возраста (от 4 до 7 лет), имеющих общее недоразвитие речи (приложение к карте обследования детей с общим недоразвитием речи от 4 до 7 лет)

Перед  учителем-логопедом  дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида  стоит задача осуществить обоснованный дифференциальный подход к каждому ребенку с общим недоразв...

Система коррекционно - развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста: Развитие речевой коммуникации у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста

Проблема речевого недоразвития является одной из актуальных в логопедии. Её значимость определяется не только распространённостью речевой патологии у детей, но и тем влиянием, которое оказывает речево...