Прямоугольное плетение и ткачество
консультация (подготовительная группа)

Валеева Фанузя Ранифовна

Ткачество – один из видов прикладного искусства. Он доступен для занятий в детском саду. Занятия ткачеством способствуют формированию умственных способностей детей, расширяют их художественный кругозор, содействует формированию творческого отношения к окружающему миру.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pryamougolnoe_pletenie_i_tkachestvo_dlya_doshkolnikov.docx27.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Алексеевский детский сад №6 «Пчелка» Алексеевского муниципального района Республики Татарстан

Консультация для родителей

Прямоугольное плетение и ткачество для дошкольников

Истоки творческих способностей и дарования детей

    на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря,

                     идут тончайшие ручейки, которые питают источник

                         творческой мысли…. Другими словами: чем больше

                         мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок. 

В.А. Сухомлинский

Народное творчество, фольклор, народно-прикладное искусство, природа родного края должны отражаться в воспитании и образовании детей. Узнав истоки своей национальной культуры, дети больше начнут уважать, любить свой народ, свой родной край. Народная культура несет в себе огромный эстетический, нравственный потенциал.

«Уважение к минувшему – вот черта отличающая образованность от дикости»: одно из пушкинских суждений, с которым нельзя не согласиться. Мысль эта не устареет, подлинная культура созидается накоплением опыта.

Искусство любого народа – это, прежде всего мир особого отношения человека к своему труду и к жизни в целом. Мир для них был единым целым. Столетия гранили и шлифовали жизненный уклад, сформированный еще в пору язычества.

Искусство узорного ткачества представляет собой одно из ярких явлений в жизни народов Поволжья. Наряду с фольклором и другими видами народного творчества оно составляло важнейшую сторону культуры, в котором воплощены национальные традиции и национальное самосознание.

Учитывая все эти традиции, обычаи, культуру, идет знакомство детей с ткачеством, плетением гобеленов.

Ткачество – один из видов прикладного искусства. Он доступен для занятий в детском саду. Занятия ткачеством способствуют формированию умственных способностей детей, расширяют их художественный кругозор, содействует формированию творческого отношения к окружающему миру.

Ткачество – очень древнее ремесло, оно начитывает пять тысяч лет. Главным инструментом для ткацкого полотна является ткацкий станок. Также можно использовать раму. В качестве рамы можно использовать любой подручный предмет (коробка, обод от колеса картон и т.п.). Одно условие: рама должна быть жесткой и устойчивой. Когда «станок» готов, натянуты нити можно, приступать к изготовлению полотна.

По своему содержанию занятия должны развивать художественный вкус, индивидуальность, пространственное, колористическое мышление, творческое воображение и творческие способности; воспитывать организованность, дисциплинированность и аккуратность, а так же умение планировать творческий процесс.

У детей, которые занимаются ткачеством, развивается интерес к деятельности, идет успешное развитие таких психологических процессов как память, мышление, воображение. Развивается мелкая моторика рук, что так же не маловажно в развитии ребенка. Пополняется представление о народной культуре, ее духовном богатстве, исторических корнях.

Познавая азы ткачества, дети усваивают мудрость народа, его духовного богатства. Плетение - один из наиболее интересных видов работы, очень любимый и детьми, и взрослыми. Плетение можно выполнять из проволоки, бумаги, кожи, ткани, верёвок, ниток, из любых волокнистых и всевозможных природных материалов. В процессе плетения ребёнок развивает мелкую моторику рук, образное и пространственное мышление, обучается решать композиционные задачи, создавая своими руками интересные, необычные изделия. Дети обучаются работать своими руками, начинают чувствовать материал и определённый ритм движения пальцев. Прямоугольное плетение — один из самых универсальных видов плетения.

Плоское прямое плетение из полосок бумаги

Коврик, сплетенный ребенком из полосок бумаги своими руками, может служить красивым фоном для открытки, панно или аппликации. Кроме цветной бумаги из наборов для детского творчества, для плетения можно использовать бросовый материал: старые журналы, остатки обоев и т.д.

Из полосок бумаги тем же способом можно плести закладки для книг, картинки-панно с определенным узором или изображением, похожим на пиксельные рисунки и схемы для вышивки, а еще можно украшать этим способом плетения основные элементы аппликаций.

Размер коврика и ширину бумажных полосок можно выбрать по желанию. Но обязательно учитывать возраст и возможности детей, которые будут плести коврик. Дошкольникам будет легче делать эту поделку, если полосы будут достаточно широкими, около 2 - 3 см. А это значит, что и коврик должен быть побольше - величиной с весь лист цветной бумаги или его половину. Дети младшего школьного возраста смогут плести из полосок 1 - 2 см.

Как плести коврик из полосок бумаги. Как плести коврик из бумаги.

  1. Основой коврика может служить квадратный или прямоугольный лист бумаги. Его нужно сложить пополам.
  2. Начертить линию на расстоянии 1 см от края, противоположного сгибу. Это нужно для того, чтобы все разрезы были расположены на одинаковом расстоянии от края.
  3. На этой линии сделать отметки на расстоянии 1 см друг от друга.
  4. На сгибе сделать отметки на расстоянии 1 см друг от друга.
  5. Соединить соответствующие отметки и сделать по ним разрезы.
  6. Развернуть основу.
  7. Из цветной бумаги одного или нескольких цветов вырезать полоски шириной 1 см и такой же длиной, как длина основы.
  8. Вплести полоски в основу в шахматном порядке
  9. Концы полосок приклеить к основе.

Разрезы могут быть не только прямыми (они могут идти под углом, зигзагом, быть волнистыми) и не обязательно на одном и том же расстоянии друг от друга.

Закладка из полосок бумаги

  1. Закладка плетется точно так же, как и коврик, только на прямоугольной основе. Размер основы и количество полосок - по желанию.
  2. Вырезать из бумаги основу - прямоугольник 16 х 5,5 см.
  3. Основу согнуть пополам по длине.
  4. На расстоянии 1,7 см от сгиба провести линию.
  5. На этой линии сделать отметки на расстоянии 1 см друг от друга.
  6. На сгибе сделать отметки на расстоянии 1 см друг от друга.
  7. Соединить отметки и сделать по ним разрезы (прямо или под углом).
  8. Развернуть основу.
  9. Из цветной бумаги одного или нескольких цветов вырезать полоски 16 х 1 см.
  10. Вплести полоски в основу в шахматном порядке.
  11. Концы полосок приклеить к основе.

Если для закладки использовалась плотная двусторонняя бумага, закладка готова. Если нет, то с обратной стороны приклеить бумажный или картонный прямоугольник такого же размера, как основа. Или сделать таким образом две закладки и склеить их друг с другом лицевыми сторонами наружу.

Плоское прямое плетение из ниток и шнуров на станке

Как сплести коврик из ниток. Для работы понадобится:

  1. Плотный картон.                                                                                                                  
  2. Обыкновенная вилка.                                                                                                                                        
  3. Простой карандаш.                                                                                                                                                                            
  4. Скотч.                                                                                                                                                              
  5. Линейка.                                                                                                                                                    
  6. Ножницы.                                                                                                                                                            
  7. Большая иголка или изготовленный из картона уток.                                                                                                                                              
  8. Набор разноцветных шерстяных ниток.

Коврик получится качественным только в том случае, если его делать по правильной технологии.

Подготовительный этап. На подготовительном этапе нужно сделать основу, с помощью которой будет выполняться плетение ковра. Для этого следует взять лист картона. Его размер должен соответствовать предполагаемой величине будущего изделия. Альтернативой картону может стать деревянная доска, в которую можно вбить гвозди.

  1. Лист картона разворачивают горизонтально и кладут на ровную поверхность.
  2. С помощью линейки и простого карандаша проводят разметку верхней стороны заготовки. Для этого по всей длине откладывают отрезки величиной 5 миллиметров и делают соответствующие отметки.
  3. Аналогичные действия выполняют и с противоположной стороны.
  4. Ножницами делают неглубокие надрезы в отмеченных местах.
  5. После этого берут шерстяную нитку и аккуратно наматывают на картон. Важно, чтобы верёвка попадала в сделанные надрезы

Выполняют все те же действия до тех пор, пока вся основа не будет заполнена параллельными петлями.

Основной этап.

  1. Шерстяную нить продевают в ушко иголки.
  2. Импровизированный челнок пропускают через натянутые петли. При этом верёвка должна поочерёдно проходить через верх и низ нитей основания.
  3. После этого повторяют те же движения, только меняют очерёдность петель.
  4. Аналогично продолжают плетение до тех пор, пока не будет сформировано 8 рядов.
  5. Затем берут обыкновенную вилку и с её помощью уплотняют ряды.
  6. Края нити выводят за пределы заготовки и крепят к её обратной стороне при помощи скотча.
  7. Когда плетение ковра будет завершено, концы заводят внутрь рядов.
  8. Изделие аккуратно снимают с картона.
  9. Все петли осторожно разрезают ножницами, а на образовавшихся краях завязывают узлы.

Плетение и ткачество является бездонным источником развития руки ребенка, его творческих возможностей. Кроме этого, процесс плетения очень увлекателен. Он способствует развитию у детей произвольного внимания, наблюдательности, памяти, смекалки, сообразительности, чувства ритма, способствует развитию координации движений, глазомера.

Плетение и ткачество – это способ приобщения к национальному искусству, развития у ребёнка творческих возможностей, произвольного внимания, наблюдательности, памяти, смекалки, сообразительности, чувство ритма; способствует развитию координации движений, глазомеру, формирует положительные межличностные отношения в процессе совместной и самостоятельной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественное декоративное плетение и ткачество.

Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и из...

конспект НОД «Беседа о старых видах ремёсел: плетении и ткачестве»

В ходе образовательной деятельности дошкольники знакомятся со старыми видами ремёсел: плетении и ткачестве. Упражняются в изготовлении коврики из бумаги....

Круговое плетение и ткачество

Круговое плетение и ткачество для дошкольников...

Плетение и ткачество на веточках

Плетение на ветке -это своего рода комбинация разного вида пряжи и вариантов плетения. Эта работа отличается тем, что плести такие узоры очень увлекательно и весело, интересно наблюдать как превр...

Основы ткачества на прямоугольном станке

Основы ткачества на прямоугольном станке...

Ручное ткачество, плетение на станке из ниток

Ручное ткачество, плетение на станке из ниток...

Плетение и ткачество на палочных станках

Старинное японское плетение выполняется на деревянных иголках, которые после небольшой доработки получаются из палочек для фуршета или шашлыка.Для этого плетения очень подойдут различные небольшие клу...