Развитие речи через дидактические игры
консультация (старшая группа)

Яруллина Венера Равилевна

развитие речи дошкольника через дидактические игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_cherez_di.docx17.14 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

Важное приобретение в дошкольном возрасте – овладение родным языком как средством и способом общения и познания. Именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для развития речи. Если к 5 годам ребенок не овладеет необходимыми категориями родного языка, то в более старшем возрасте он будет испытывать определенные сложности.

Обогащение и активизацию словаря следует начинать с раннего возраста ребенка. У ребенка, обладающего богатым словарным запасом, формируется правильная речь.

Слова, которые усваивают дети, делятся на 2 разряда. К первому, активному запасу слов, относятся слова, которые ребенок понимает и активно использует в речи. Ко второму, пассивному запасу слов, относятся слова, которые ребенок понимает, но в речи не использует.

Игра - ведущий вид деятельности дошкольника, поэтому обогащение словарного запаса происходит через игру. Существует ряд специальных методических упражнений, которые лежат в основе дидактических игр по обогащению словарного запаса.

Например:

- подбор эпитетов к предмету;

- подбор к предмету действий (глаголов);

- подбор к действиям предметов или объектов;

- вставление детьми пропущенных слов;

- составление предложений с заданным словом;

- называние составных частей целого;

- объяснение слов;

- отгадывание и составление загадок;

- классификация предметов;

- добавление придаточных предложений;

- распространение предложений;

- подбор синонимов (антонимов, омонимов).

Закрепление активизации словаря организуются в процессе специальных занятий, дидактических игр и повседневного общения.


Игра «Фрукты»

Цели: Расширение словаря прилагательных по теме «Фрукты», формирование у детей навыка образования отыменных прилагательных и согласование прилагательных и существительных.

Ход игры:

Дети покупают в магазине у воспитателя банки с компотом, вырезанные из картона. На каждой из них нарисован определенный фрукт. Ребенок подходит к воспитателю и говорит: Я хочу купить компот из вишен – вишневый компот, я хочу купить компот из яблок – яблочный компот и т.д.

Игра с мячом «Ассоциации»

Цели: Расширение объема словаря, развитие речевых ассоциаций, общей моторики.

Ход игры: Взрослый бросает мяч ребенку и называет какой-либо конкретный признак предмета: «Красный». Ребенок ловит мяч, добавляет слово, обозначающее предмет, обладающий этим признаком (мак), и возвращает мяч взрослому. Аналогично: тяжелый – грузовик, колючий - ёж, холодный - снег, высокий – человек, стеклянный – стакан.

Возможно проведение игры на материале конкретной лексической темы (с опорой на картинки и без нее). В этом случае взрослый договаривается с ребенком о том, что ему нужно придумывать слова по определенной теме (к примеру, по теме «Посуда»). При этом на наборном полотне могут быть представлены соответствующие картинки. Примерный лексический материал: глубокая – тарелка; голубая – кастрюля; маленькое - блюдце; прозрачный – кувшин.

Игра «Я знаю пять…»

Цели: Активизация слов с обобщающим значением, развитие понимания родовидовых отношений между словами (развитие понятийного аспекта значения слова).

Ход игры: Дети встают в круг. Первый игрок, в руках у которого мяч, начинает игру словом: «Я» и передает (перебрасывает) мяч рядом стоящему ребенку. Второй игрок принимает мяч, проговаривает следующее слово: «Знаю» – и передает мяч дальше. Третий игрок: «Пять». Следующий ребенок «Насекомых». Далее каждый ход сопровождается называнием одного насекомого до тех пор, пока не будет названо пять слов данной группы. Игра продолжается дальше.

Игра « Съедобное – несъедобное»

Цели: Развитие умения выделять существенные признаки предмета (съедобность, одушевленность, др.), уточнение значения обобщающих слов, развитие слухового внимания, общей моторики.

Ход игры: Ведущий произносит слово и бросает одному из игроков мяч. Если был назван продукт питания, плод или другой съедобный объект, игроку нужно поймать мяч. В обратном случае игрок уклоняется от мяча. Аналогично проводятся игры «живое - неживое», «овощи-фрукты», «дикие животные – домашние животные», «птицы – насекомые», «одежда – обувь» и др.

Игра «Посылка»

Цели: расширение объема словаря, уточнение представлений о признаках предметов, развитие связной речи.

Оборудование: предметы, коробки по количеству игроков.

Ход игры: каждый ребенок получает «посылку» (коробку с предметом внутри). Первый игрок начинает описывать свой предмет, не называя и не показывая его. Предмет предъявляется после того, как будет отгадан.

Игра «Чудесный мешочек»

Цели: расширение объема словаря, развитие тактильного восприятия, уточнение представлений о признаках предметов.

Оборудование: нарядно оформленный мешочек, мелкие игрушки, названия которых относятся к одной лексической группе («Посуда», «Овощи» или др.)

Ход игры: предварительно дети знакомятся с игрушками, названия которых относятся к одной лексической группе, рассматривают, называют, выделяют их качества. Первый игрок опускает руку в мешочек, нащупывает одну игрушку, узнает ее и называет: «У меня чашка». Только после этих слов ребенок может вытащить игрушку из мешочка, рассмотреть ее и показать всем детям. Если ответ верный, ребенок берет предмет себе. Игроки поочередно узнают на ощупь, называют и вынимают из мешочка предметы. Выигрывает тот, кто соберет большее количество игрушек.

Усложненный вариант (для старших дошкольников): требуется, прежде чем достать предмет из мешочка, определить его форму (круглый, продолговатый), материал, из которого изготовлен предмет (резиновый, металлический, тряпичный, деревянный, пластмассовый), качество поверхности (гладкий, шероховатый, скользкий, холодный).

Игра с мячом «Скажи наоборот»

Цели: формирование семантических полей, расширение словаря антонимов.

Ход игры: дети стоят в шеренге лицом к ведущему. Взрослый (ведущий) произносит слово и бросает мяч одному из игроков. Поймавший мяч должен назвать антоним (слово-«неприятель») к заданному слову и вернуть мяч ведущему. Если парное слово подобрано верно, ребенок делает шаг вперед. Выигрывает тот, кто быстрее подойдет к условной линии, на которой находится ведущий. Этот ребенок продолжает игру, придумывая свои слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по развитию речи через дидактические игры в подготовительной группе на тему "Путешествие в лес"

Цель :  Составление   описательных   рассказов.Образовательные    задачи :Закрепить   знания  детей   о   диких  животны...

Конспект интегрированной НОД по развитию речи через дидактические игры в подготовительной группе «Путешествие в лес »

Интегрированный конспект занятия   по  развитию   речи через дидактические игрыВ  подготовительной  группе«Путешествие   в...

Самообразование "Развитие речи через дидактическую игру"

Самообразование "Развитие речи через дидактическую игру"...

Конспект ООД по развитию речи через дидактические игры На тему: «Кукла Маша в детском саду»

Итоговое занятие в младшей группе для открытого показа молодым педагогам...

Конспект по развитию речи через дидактическую игру экологического содержания "Домашние животные"

Расширять и закреплять словарь по теме "Домашние животные" Воспитывать у детей бережное отношение и чувство сопереживания к животным,умение играть вместе....

Конспект ООД по развитию речи через дидактические игры в подготовительной группе на тему: «Путешествие в лес »

Конспект ООД  по развитию речи через дидактические игры в подготовительной группе на тему: «Путешествие в лес »...