Консультация для родителей "Духовно-нравственное воспитание детей через приобщение к народной культуре и традициям Донского края"
консультация

Тихонова Елена Николаевна

Материал поможет родителям ознакомить  ребенка с малыми фольклорными формами, расширить его кругозор, обогатить чувста и речь, воспитать интерес к народной культуре, историческому наследию Донского края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_folklor_dona.docx330.62 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Духовно-нравственное  воспитание детей через приобщение к народной культуре и традициям Донского края».

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится духовно-нравственное воспитание.

Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. Это становление возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним,  к родным местам, родной стране.

Дошкольный возраст,  как период становления личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших духовно-нравственных чувств.  В последние годы возросло внимание к духовному богатству культурного наследия народа. В этом следует видеть стремление народов к национальному возрождению. Нет ни одного народа, который бы не стремился к сохранению своего национального своеобразия, проявляющегося в родном языке, фольклоре, традициях, искусстве.

 Сегодня ведущим принципом воспитания следует считать воспитание, осуществляемое на корнях национальной традиции. Воспитание целостной личности требует применение взаимосвязанных средств и различных форм влияния.

В традиционной культуре казаков все компоненты обобщены, однако, следует выделить наиболее доступные детям по содержанию, форме воплощения, эмоциональной насыщенности: народные игры, праздники, декоративно-прикладное искусство, традиции и обычаи.

Народное творчество и искусство в целом – источник чистый и вечный. В чем бы ни высказывал себя народ: в танце, в песне, в искусной вышивке или забавной игрушке, ясно – это идет от души, а душа народная добра и красива. Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет святое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо и что дурно, что красиво и что некрасиво. Фольклор дает им самые главные и простые понятия о жизни, о людях. Он отражает обще интересное, насущное, то, что затрагивает всех и каждого: труд человека, его взаимоотношения с природой, жизнь в коллективе.

Музыкальный детский казачий фольклор чрезвычайно богат и разнообразен по тематике и содержанию, музыкальному строю, композиции, характеру исполнения.  Яркие образы добра и зла в песнях, сказках, припевках доступны и понятны детям. Причем сказки и песни дети не просто слушают, они сами вовлекаются в сказочную игру, они – участники.

 В процессе игры ребенок органично познает новые музыкальные образы, приобретает умения и навыки, развивает свою фантазию.  Первое знакомство ребёнка с музыкальным казачьим фольклором начинается с малых фольклорных форм: частушек, потешек, прибауток, считалок, приговорок, скороговорок, песенок – небылиц, колыбельных, игр с пестованием. Песенки-миниатюры (четверостишия) доступны для детей уже с 3-4 лет.  

Казачьи подвижные игры формируют у детей ориентацию в пространстве, координацию, внимание, умение контролировать свои действия, подчиняться правилам игры. Это такие игры как: "Сети», «Клубочек», «Горшки», «Кот на квашне», «Коза», «Колечко» и др. Простота музыкального языка песен, естественность их интонаций, тесно связанных с речевыми компонентами, способствуют быстрому, легкому запоминанию и усвоению.

Напевы календарных песен можно кричать, петь или интонировать говорком. Приобщение детей к участию в календарных обрядовых праздниках способствует непосредственному впитыванию художественно ценных образов, всевозможных песенно-игровых жанров, развитию творческой активности детей.

Ознакомление ребенка с малыми фольклорными формами расширяет кругозор, обогащает его чувства и речь, воспитывает  интерес к народной  культуре,  историческому наследию Донского края.

 

Фольклор Донского края.

Казачьи пословицы и поговорки:

  • Казак скорей умрет, чем с родной земли уйдет.
  • И один в поле воин, если он по-казачьи скроен.
  • Казан проверяют по звону, а казака по слову.
  • Казак молодой, а сноровка старая.
  • Казаком быть – не разиня рот ходить.
  • Казачья смелость порушит любую крепость.
  • Веселы привалы, где казаки запевалы.
  • Где тревога, туда казаку и дорога.
  • Лучше иметь длинные уши, чем длинный язык.
  • Чтобы больше иметь, надо больше уметь.
  • Чем слабее твоя воля, тем труднее доля.
  • Не хвались казак травою, хвались сеном.
  • Пироги на кустах терна не растут.
  • Хочешь быть на высоте – выбирай путь в гору.
  • Иные казаки за углом кричат до хрипоты, а как до дела – прячутся в кусты.
  • Смекалка во всяком деле казака выручает.
  • От безделья не бывает у казака веселья.
  • Без работы, как без заботы, и умный казак в дураках ходит.

Казачьи песни

 «Разродимая моя сторонушка»,  «Казачья плясовая», «Конь боевой».,«Эх, Донские казаки», «Молодая молода» , «Казачья колыбельная»,

 «Ой, ты степь широкая» «По Дону гуляет», «Как за Доном, за рекой», «Ой при лужку, при лужке», «Казачья кавалерия» , «Эх, Донские казаки», «Молодая молода», «Ой, ты батюшка наш славный Дон» , «На горе-то калина» , «Посадила я сады»

Музыкальные игры

«Плетень», «Папаха», «Лавочка»  «Судьба казака» , «Казачья», «Плетень», «Платочек», «Петух»,  «Сон казака» , «Ручеек»

 «Дразнилка» про казака «Шел казак куда-то вдаль…». 

Подвижные игры

 «Еду, еду на лошадке» , «Золотые ворота», «Перетягивание каната»

C:\Users\Елена\Documents\img10.jpg

Заклички

Дождик, дождик, пуще!

Дам тебе я гущи,

Хлеба каравай,

Хоть весь день поливай.

Дождик, дождик, пуще!

Я вынесу гущи,

Хлеба краюшку,

Пирога горбушку.

Тучка, дай нам дождь большой,

Будем с кашей и лапшой...

Ну-ка, дождик-государь,

По моей макушке вдарь...

Радуга-дуга,

Принеси нам дождя.

Радуга-дуга,

Перебей дождя.

Дождик, дождик, перестань:

Куплю тебе халастан;

Останутся деньги,

Куплю тебе серьги.

        

Радуга-дуга,

Не давай дождя,

Давай солнышка,

Колоколнышка!

Приговорки:

Улитка, улитка,

Высунь рога!

Дам кусок пирога

Да кувшин молока.

Божья коровка,

Полети на небо,

Принеси нам хлеба!

Черного и белого,

Только не горелого.

Мирилки

Мирись, мирись, мирись.

Больше не дерись.

Чаю напьемся,

Опять подеремся.

Мирись, мирись, мирись.

Больше не дерись.

А если будешь драться.

Я буду кусаться

C:\Users\Елена\Documents\8.jpg

Казачьи игры

«Напои лошадку»  Играет пара ребят. Они стоят на старте, «верхом» на деревянных лошадках. На расстоянии от них стоят 2 ведерка. По сигналу дети «скачут» на лошадках, «поят» лошадей из ведра, возвращаются назад, подняв руку вверх.

«Кубаночка» - Один ведущий стоит в круге с шапкой-кубанкой в руках. Мальчики ходят врассыпную по залу приговаривая : «Не узнаем никак, кто из нас казак». После слов ведущий подбрасывает шапку вверх. Кто первый поймает шапку в воздухе и наденет её себе на голову, тот победил. Он становится «казаком» - ведущим.

«Конники»  Участвуют два мальчика на лошадках и с шашками в руках. Ведущий взрослый стоит в кругу, держит на шесте - шашке шапку - кубанку. Под музыку дети «скачут на лошадках» по кругу. Музыка стоп – кто из ребят быстрей подбежит к ведущему и своей шашкой снимет шапку с шеста, тот и победил.

«Сорви платок для казачки». – В центре стоит ведущий взрослый с шестом – шашкой, на ней привязан платок казачки. Мальчики ходят по кругу под музыку. Музыка стоп – кто вперёд подбежит к ведущему, подпрыгнет и сорвёт платок, тот и победил.

«А ну-ка отзовись» - все стоят по кругу. Ведущий – ребёнок стоит в центре круга с нагайкой в руке. Ему завязывают глаза, раскручивают. Стоп. Он идёт к детям, дотрагивается до кого-нибудь нагайкой и говорит : «Ну-ка отзовись». Тот, к кому дотронулись должен прокричать животным или птицей. Ведущий должен по голосу узнать кричавшего.

«Попади в кубанку» - первым оружием казачка был камешек. На полу лежат три шапки-кубанки или фуражки (одна дальше другой). Ребёнок по сигналу должен бросить в шапки камешки. Побеждает тот, кто попадает во все три шапки.

«Передай папаху» – дети сидят  по кругу. У одного на голове папаха. Под казачью песню дети передают - надевают друг другу на голову папаху. Музыка стоп. Ребёнок, у кого осталась на голове папаха встаёт и отвечает на вопросы взрослого ведущего о Ростовской области или казачества.

C:\Users\Елена\Documents\artlib_gallery-22589-b.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Воспитание детей через приобщение к народной культуре"

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями народной культуры, воспитывать детей в наци...

Консультация для родителей «Воспитание детей через приобщение к народной культуре»

знакомство родителей с народной культурой русского народа, формированию нравственно-патриотических чувств, воспитание отзывчивости на красоту русской природы и народного искуства....

Консультация для родителей "Воспитание детей через приобщение к народной культуре"

Воспитание детей в традициях отечественной народной культуры;Формирования любви к родной земле, уважение к традициям своего народа и людям труда;Формировать целостное восприят...

Консультация для родителей "Воспитание детей через приобщение к народной культуре"

Автором представлен материал по проблеме сохранения и возрождения национального самосознания, осознания принадлежности человека к своему народу, к своим корням, воспитания духовно богатой личности каж...

Консультация для родителей «Воспитание детей через приобщение к народной культуре».

Старая поговорка гласит: "Все новое - хорошо забытое старое". Действительно исследователями отмечено, что человек и человечество возвращается к казалось бы, давно оставленным положениям, в и...

Консультация для родителей «Воспитание детей через приобщение к народной культуре».

Консультация для родителей «Воспитание детей через приобщение к народной культуре»....

Консультация для родителей «Воспитание детей через приобщение к народной культуре»

Консультация для родителей "Воспитание детей через приобщение к народной культуре"...