Консультация для родителей на тему "Развитие внимания у детей с интеллектуальной недостаточностью"
консультация

Крошка Алина Александровна

В данном материале представлена разработка конспекта консультации для родителей на тему "Развитие внимания у детей с интеллектуальной недостаточностью"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект108.91 КБ

Предварительный просмотр:

Описание: Описание: Описание: C:\Users\Марина\Desktop\Эмблема Теремок.bmpМуниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение муниципального образования город Краснодар
«Центр развития ребёнка – детский сад №110 «Теремок»  

Консультация для родителей:

«Развитие внимания у детей с интеллектуальными нарушениями»

Подготовила учитель-дефектолог

Крошка А.А.

У детей с интеллектуальной недостаточностью на всех этапах процесса познания имеют место элементы недоразвития, а в некоторых случаях, - атипичное развитие психических функций. В результате этого дети имеют существенно ограниченный запас знаний, неполные и порой искаженные представления об окружающем.

Внимание.

Особенности внимания умственно отсталого ребенка

У детей с отклонениями в умственном развитии уровень развития внимания крайне низок. Дети обычно не удерживают взгляда на объектах, не рассматривают их, плохо выделяют отдельные предметы, не умеют следить за действиями взрослых.

Внимание детей быстро ослабевает, или настолько отвлекаемо, что невозможна его концентрация. Внимание детей всегда трудно привлекается, плохо фиксируется, легко рассеивается. Активность внимания, вызванная тем или иным способом, через некоторое время после включения в работу ослабевает и полностью исчезает. Дальнейшее выполнение работы осуществляется на низком уровне активности. Следствием этого являются стереотипные ответы и пассивная, инертная, формальная деятельность. Переключение внимания зависит от характера деятельности. При выполнении сенсомоторной деятельности нарушения переключения внимания менее значительны, чем при интеллектуальной деятельности.

По мере развития умственно отсталого ребенка внимание его становится все более длительным, появляются элементы произвольного внимания, позволяющие ему сосредоточиться не только на новом ярком предмете, объекте, но и на том, что требует дополнительных усилий.

Развитие внимания тесно переплетается с развитием запоминания, поэтому в последующих дидактических играх ставится задача и на запоминание. Для формирования устойчивого внимания, способного обслуживать ту или иную деятельность, необходимо вводить такие задания, которые требуют внимательного рассмотрения предмета (игрушки), его свойств, положения в пространстве, т. к. эти действия нужны ребенку для ориентировки в окружающем.

Ку-ку

Цель. Формировать внимание, учить ожидать появления предмета в одном и том же месте, понимать, что предмет, который спрятан, не исчезает, а лишь оказывается вне поля зрения.

Оборудование. Достаточно крупная или яркая игрушка, ширма.

Ход игры. Педагог сажает детей полукругом напротив ширмы, а сам садится за ширму. Медленно из-за ширмы появляется игрушка (матрешка, новая кукла) и говорит: «Ку-ку». Воспитатель вместе с детьми радуется появлению игрушки, затем опускает ее за ширму. Игрушка показывается из-за ширмы 3–4 раза, обязательно в одном и том же месте, чтобы дети поняли, в каком месте надо ожидать ее появления.

При повторении игры можно взять другую игрушку.

Покорми птичку (кукольный театр)

Цель. Продолжать формировать не только зрительное, но и слуховое внимание детей.

Оборудование. Игрушка птичка, тарелочка из кукольного сервиза.

Ход игры. Дети сидят на стульчиках полукругом перед столом педагога. На столе ничего нет. Затем слышится писк резиновой игрушки. Педагог прислушивается, спрашивает у детей: «Кто там? Слышите, пищит. Давайте еще послушаем». С писком появляется птичка. «Это птичка! Вот она!» – радостно восклицает педагог. Игрушка прыгает по столу, здоровается с детьми, потом снова пищит. «Птичка просит есть,– говорит воспитатель, достает тарелочку, ставит перед игрушкой.– Птичка ест, клюет». Затем птичка благодарит детей и улетает.

На прогулке (кукольный театр)

Цель. Продолжать активизировать и развивать зрительное и слуховое внимание детей, научить следить за движущимися предметами, понимать несложный сюжет, формировать положительное эмоциональное отношение к игрушкам и действиям с ними.

Оборудование. Макет дома для куклы (сборно-разборный дом или постройка из настольного строителя, кукла, собака, небольшая ширма или экран.

Ход игры. Дети сидят полукругом около стола педагога. На столе за ширмой дом для куклы, за ним спрятана кукла. Педагог снимает ширму, показывает дом и говорит, что там живет кукла Катя. Раздается: «Ав-ав». Воспитатель прислушивается, спрашивает у детей: «Кто там?» - и передвигает к домику собаку: она лает. Из дома появляется кукла Катя, спрашивает у детей: «Кто меня зовет?» Дети отвечают. Катя оглядывается, видит собаку, радуется, гладит ее, вместе с ней гуляет и уводит в дом.

Найди свою игрушку

Цель. Та же, учить внимательно рассматривать игрушки, чтобы потом опознать свою игрушку среди других, продолжать развивать эмоциональное отношение к игрушкам.

Оборудование. Сюжетные игрушки разного назначения, имеющие различные свойства (цвет, форму, величину), по одной на каждого ребенка.

При первом проведении игры у всех детей должны быть игрушки, разные по своему назначению (например, машина, кукла, мишка, коляска, мячик). В дальнейшем они могут быть одинаковыми, но отличаться по отдельным признакам (например, две машины: одна большая, другая маленькая; две куклы: одна в красном, другая в желтом платье и т. п.).

Ход игры (проводится с подгруппой из. 4–6 детей). Педагог раздает игрушки, записывает, кому какую дал, и помогает каждому начать играть с той игрушкой, которая ему досталась. Через некоторое время педагог собирает все игрушки, накрывает их салфеткой и предлагает всем найти свои игрушки. Дети по одному подходят к столу, ищут. Воспитатель либо одобряет действия ребенка: «Верно, у тебя была машина», либо говорит, что это не его игрушка, и спрашивает: «Чья она?» – затем помогает ребенку вспомнить, с какой игрушкой он играл. Дети разбирают игрушки, играют с ними. Вновь педагог предупреждает, что скоро соберет игрушки и их надо будет опять искать, поэтому необходимо внимательно рассмотреть игрушки и запомнить. Игра повторяется.

Найди свое место

Цель. Та же, учить ориентироваться в пространстве, создавать эмоциональное отношение к игре и игрушке.

Оборудование. Игрушки по числу детей (разные по предметному назначению или по величине, цвету), бубен или барабан.

Ход игры (проводится вначале небольшими подгруппами из 4–6 детей, по мере усвоения – со всей группой). Участники игры рассаживаются на стулья, стоящие посреди комнаты. Каждому ребенку педагог дает какую-либо игрушку (кукла, мишка, собачка, кошка, погремушка, птичка, лошадка и др.) и показывает, как играть с ней (например, куклу и мишку можно укачивать, с собачкой и кошкой выполнять имитационные звуки «мяу», «ав-ав», птичку покормить с ладошки и т. п.). По сигналу барабана дети должны положить игрушки на стулья и побегать по комнате под звуки барабана (бубна). Когда звучание прекратится, им надо быстро прибежать к своим стульям и сесть. Чтобы найти свое место, ребенок должен опознать свою игрушку. Педагог следит за правильным выполнением действий, при необходимости помогает детям.

Литература:

Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – СПб.: Издательство «Союз». – 2003. – 32с.

Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта. – М.: Просвещение. – 2005. – 272 с.

Рычкова Л.С., Лаврова Г.Н. Дифференциальная диагностика уровня психического развития детей 2-7 летнего возраста. Учебное пособие. Челябинск Издат-во ЮУрГУ – 2000 – 195 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Особенности семейного воспитания ребенка с тяжелой интеллектуальной недостаточностью»

«Особенности семейного воспитания ребенка с тяжелой интеллектуальной недостаточностью»...

Консультация для родителей "Развитие слухового внимания у детей"

Хорошо развитое слуховое внимание у ребенка помогает ему дифференцировать и слышать различные звуки, а также различать скорость и громкость их произнесения....

Консультация для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ. Тема: «Самообслуживание детей с интеллектуальной недостаточностью.»

Формирование навыков самообслуживания у детей с тяжелыми нарушениями развития .Обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития новое направление специальной коррекционной педагогики. О...

Консультация для родителей по теме: " Внимание: безопасность детей на дороге в зимнее время "

Уважаемые родители!Напоминаем Вам, что в зимний период резко возрастаетвероятность дорожно-транспортных происшествий.Зимой день короче. Темнеет рано и очень быстро. В сумерках и в темноте зн...

Консультация для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ «Самообслуживание детей с интеллектуальной недостаточностью»

Формирование навыков самообслуживания у детей с тяжелыми нарушениями развития. Обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития новое направление специальной коррекционной педагог...