Консультация для родителей "Игра - её место и роль в жизни и развитии детей"
консультация

Тонишева Юлия Александровна

Игра - ведущий вид деятельности, определяющий формирование личности в дошкольном возрасте. Это способ познания себя и окружающего мира, возможность научиться соотносить свои желания с желаниями других, развитие коммуникативных умений, нормы поведения в той или иной ситуации, формирование понятия правила.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra_-_eyo_mesto_i_rol_v_zhizni_i_razvitii_detey.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Игра: её место и роль в жизни и развитии детей.

     Дошкольный период занимает важное место в психическом развитии ребёнка. Именно в этот период начинает формирование личности. Усваиваются эстетические нормы отношений; возникает своеобразное мировоззрение; появляется обобщение переживаний, связанных с системой отношений со взрослыми и сверстниками.

     Одновременно на протяжении дошкольного возраста происходит интенсивное развитие мышления, восприятия и памяти ребёнка. Непосредственное практическое отношение к миру предметов постепенно переходит в познавательное. Неслучайно детей этого возраста называют «почемучками». Их интересует всё.

     Развитие восприятия способствует усложнению ориентировочной деятельности и переходу от наглядно-действенного мышления к более высоким формам наглядно-образного мышления.

     Все изменения, происходящие на протяжении дошкольного периода, теснейшим образом связаны с возникновением и интенсивным развитием новых видов деятельности ребёнка. К таким видам относятся, во-первых, различные виды продуктивной деятельности ребёнка – рисование, лепка, конструирование, которые характеризуются прежде всего тем, что их осуществление связано с реализацией ребёнком своих представлений о предметах и явлениях окружающей действительности.

     Во-вторых, в дошкольном возрасте возникают и интенсивно развиваются разнообразные элементарные формы трудовой деятельности, в которых происходит овладение простейшими орудиями труда и связанными с ними техническими навыками по их употреблению. Важно также и то, что дети здесь вступают в деловые практические отношения как со взрослыми, так и со сверстниками.

     В-третьих, у детей в этом возрасте возникают зачатки учебной деятельности. Приобретаемые на занятиях знания и навыки имеют большое значение для развития личности ребёнка и подготовки его к систематическому обучению в школе, так как связаны с оценкой успехов каждого ребёнка, с выполнением определённых правил поведения и умением действовать в соответствии с образцами,  предлагаемыми воспитателем.

     Наконец, в этот период возникает и достигает высшего уровня развития ролевая игра, в которой дети, беря на себя роли взрослых, воспроизводят в создаваемой ими самими игровой ситуации деятельность взрослых людей – нормы отношений, существующие между взрослыми, задачи и мотивы их деятельности.

     Игра является обязательной принадлежностью детства; она возникает в определённый период у всех или почти у всех детей.

     Ребёнок овладевает способами употребления орудий труда под руководством и при помощи взрослых. Это относится и к игрушкам, которые он получает в самом раннем детстве. Игрушки специально созданы для формирования определённых действий у ребёнка. Переход от простой двигательной активности к направленным действиям происходит в процессе овладения этими предметами-игрушками. На первый взгляд кажется, что этот переход происходит совершенно спонтанно, что ребёнок этими игрушками овладевает самостоятельно. В действительности это не так.

     Взрослые, конструируя игрушку, закладывают в неё такие свойства, которые вызывают определённые действия с нею, заранее программируют ту деятельность, которая должна появиться в ходе овладения данной игрушкой. Например, если ребёнку дают погремушку, то тем самым вызывают у него действия помахивания ею; если же дают ребенку не звучащую игрушку, а только окрашенную в разные цвета, то тем самым вызывают у ребёнка действия её поворачивания и рассматривания и т.д.

     Таким образом, уже в формировании самых начальных манипулятивно-предметных действий, в переходе от двигательной активности к направленным действиям незримо присутствует взрослый. Используя ориентировочную реакцию на новое, он помогает ребёнку выделить в игрушке те свойства и признаки, на которые необходимо ориентироваться, чтобы произвести соответствующее действие и подчинить ему свои отдельные движения.

     Ребёнок овладевает не только действиями с игрушками. Большое место в его жизни занимает овладение такими предметами, как ложка, чашка. Тарелка, стул и т.п., посредством которых ребёнок удовлетворяет свои нужды. Овладение такими предметами невозможно без помощи взрослых. Это возможно только в совместной деятельности со взрослыми. Лишь постепенно переходит ребёнок от совместных со взрослыми действий к самостоятельным действиям с предметом.

     Форма игры, заключающаяся в условном изображении деятельности взрослых, не возникает сама собой. Этой форме взрослые начинают учить ребёнка очень рано. Наблюдения над развитием детей в раннем детстве показывают, что взрослые уже на втором году жизни ребёнка начинают формировать у него особые изобразительные движения.

     Так, при обучении самостоятельной еде ребёнку дают ложку и предлагают кормить сидящую рядом куклу. Затем ребёнок начинает кормить куклу не только из ложки, но и при помощи других предметов, дающих возможность произвести действие кормления, и кормит он уже не только куклу, но и лошадку, собачку, а иногда даже кубик.

     Всё это происходит не без помощи взрослых. Взрослые, часто не замечая, формируют у ребёнка одну из важнейших предпосылок игры – перенос значения с одного предмета на другой и осуществление действий с предметами-заменителями.

     Центральным моментом игры являются роли, которые берут на себя дети в игре. Приняв роль взрослого, ребёнок в игре условно осуществляет его общественные функции и вступает с другими играющими в отношения, характерные для отношений взрослых.

     Ролевая игра в большинстве случаев есть игра коллективная. В ней участвуют несколько человек, и каждый из участников выполняет свою роль. Но вместе с тем участники игры являются товарищами, у которых в других видах деятельности и совместной жизни существуют и другие отношения. Например, в обычной жизни один мальчик командует другим, а в игре в силу взятых на себя ролей вынуждены вступать в другие отношения, иногда даже противоположные тем, в которых они обычно находятся. Специальные исследования показывают, что через игру, через специальный подбор ролей можно оказывать влияние на систему отношений, существующих между детьми в их реальной жизни. Гамма отношений в игре чрезвычайно широка. Это и отношения сотрудничества, и отношения подчинения, и отношения помощи. Чем шире представлена гамма отношений, реализуемых детьми в игре, тем шире её воспитательный эффект.

     Дети в игре вступают не только в отношения, диктуемые взятыми ролями, но и как реально взаимодействующие. От того, как и какую роль выполняет каждый, зависит общий успех игры. Это способствует развитию коллективных взаимоотношений.

     Всё это делает игру ведущим типом деятельности детей дошкольного возраста, в процессе которой формируются особенности личности.

     К сожалению, приходится констатировать, что организации игры и руководству ею уделяется ещё недостаточно внимания. Этим наносится определённый ущерб развитию личности ребёнка. Детям должны быть представлены широкие возможности для игры и обеспечено руководство ею. Это расширит и усложнит систему реальный отношений детей в игре, позволит строить достаточно сложный игровой коллектив.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация дл воспитателей " Роль общественной жизни в развитии ребенка"

Явления общественной жизни начинают выступать для ребенка также на фоне первых простейших представлений о человеке и его деятельности....

Консультация для родителей Тема: «Место и роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста»

Сотрудничество ДОУ и семьи по формированию у детей дошкольного возраста гуманного отношения таит в себе огромные возможности и большой воспитательный потенциал....

Гаджеты. Их место и роль в жизни современного ребенка.

Гаджеты. Их место и роль в жизни современного ребенка....

Игра: ее место ироль в жизни и развитии детей

Игра - ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Детская игра - исторически развивающийся вид деятельности , заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ним...

Консультация на тему: « Роль игры в жизни и развитии детей дошкольного возраста»

Игра - основная деятельность детей. С помощью игры дети выражают свои эмоции, чувства....

Консультация для родителей «Роль хореографии в жизни и развитии детей дошкольного возраста в условиях ДОУ»

Консультация для родителей «Роль хореографии в жизни и развитии детей дошкольного возраста в условиях ДОУ»...