"Дидактические игры для развития памяти для детей старшего дошкольного возраста"
картотека (старшая, подготовительная группа)

Казаку Лариса Владимировна

- Игры с детьми должны быть обоюдно добровольными

- Их продолжительность не должна превышать 35 минут

- Не предлагайте ребенку задания, если он утомлен

- Постарайтесь, чтобы игры-занятия носили регулярный характер.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры на развитие памяти детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет

Если Вы хотите развить у ребенка те или иные качества, то старайтесь относиться к нему так, словно они у ребенка уже есть!

Помните, что все дети, кто быстрее, кто медленнее, при освоении новой деятельности проходят следующие стадии:

  • Не понимают, что от них хотят;
  • Понимают, но не получается;
  • Кое-что получается ;
  • Получается всё лучше и лучше.

  • Занятия с ребенком должны быть обоюдно добровольными.
  • Их продолжительность не должна превышать 35 минут.
  • Не пытайтесь предлагать ребенку задания, если он утомлен.
  • Постарайтесь, чтобы занятия носили регулярный характер

«Натюрморт»

Развиваем зрительную память, внимание, умение сосредоточиться, аналитические способности

Первый вариант « Расставь правильно?»: сядьте за стол, расположите на нем в разных местах, выбранные вами игрушки или предметы. В течение 1 минуты ваш ребенок должен запомнить местонахождение всех предметов. Затем вы убираете все предметы и предлагаете ему самостоятельно разложить их в том же порядке.

Второй вариант «Вспомни, что где стоит»: не требует фактического воспроизведения. Игрушки и предметы закрывается платком, а ваш ребенок должен словами описать местонахождение всех предметов. В этом случае можно легко проверить точность его памяти. Кроме того, этот вариант способствует расширению словарного запаса и развитию речи.

    Третий вариант «Что исчезло?»: На столе раскладывают несколько предметов или картинок. Ребенок рассматривает их, затем отворачивается. Взрослый убирает один предмет. Ребенок смотрит на оставшиеся предметы и называет предмет, который исчез.

    Четвертый вариант: «Что изменилось?». На столе раскладывают несколько игрушек. Ребенку предлагают их рассмотреть и запомнить. Он отворачивается, одну игрушку добавляют или игрушки меняют местами. Ребенок отвечает, что изменилось.

«Игры с палочками»:

Развиваем зрительную память и внимание.

Первый вариант «Сделай, как у меня!»: разложите на столе перед ребенком палочки, из которых сделайте какую- либо простую фигуру (домик, квадрат, треугольник и т.д.) Попросите ребенка посмотреть внимательно на эту фигуру в течение 2 секунд, затем закройте эту фигуру и попросите ее  повторить, сложить так же. Усложнить это упражнение можно, складывая  более сложные конструкции или фигуры из палочек разного цвета. Ребенок должен запомнить расположение палочек по цвету и затем сложить фигуру самостоятельно.

Второй вариант «Сосчитай!»: вы просите ребенка сосчитать палочки, из которых сделана фигура, и затем сложить другую красивую фигуру из такого же количества палочек. Это упражнение тренирует не только зрительную память, но и умение считать.

«Словесный» художник

Развиваем слуховую память, внимание, речь, расширяем словарный запас, творческое мышление

   Суть этой игры заключается в словесном описании какой-либо картины, иллюстрации из детской книги.    Для первых игр выбирайте картины с явным сюжетным содержанием. Позже можно использовать пейзажи, натюрморты.

    Предложите вашему ребенку рассмотреть и запомнить выбранную вами картину. Если эту игру вы проводите в первый раз, то сначала покажите ребенку, как это нужно делать.  По картине можно вместе придумать рассказ. Затем уберите картину и попросите словесно по памяти воспроизвести все то, что на ней нарисовано.

Постепенно ваша помощь должна становиться минимальной.

В эту игру можно внести творческий момент, если попросить малыша придумать, что могло произойти на этой картине дальше, и это нарисовать.

«Любимый мультфильм»

Развиваем память, внимание, творческие способности

Суть этой игры состоит в том, чтобы озвучить по памяти знакомый мультфильм.

Вначале можно посмотреть выбранный мультфильм или кусочек мультфильма. Он должен быть не очень длинным (1—2 минуты). Попросите вашего ребенка пересказать содержание этого мультфильма как можно подробнее, желательно с точным цитированием слов основных персонажей. Если он затрудняется, помогайте ему, задавайте наводящие  вопросы, акцентируйте его внимание на отдельных деталях.

Затем снова включите мультфильм, но при этом отключите звук. Реплики всех персонажей нужно будет произносить самому ребенку. Объясните ему, что главное — не пропускать слова мультяшных героев. Если ребенок забывает реплики, то нужно тут же их придумать.

Если в первый раз озвучивание получилось не совсем удачно, можно его повторить, перед этим просмотрев мультфильм повторно.

«Горная тропинка»

Развиваем внимание, память, умение концентрироваться

В этой игре могут принимать участие, как минимум, 2 игрока. Если в доме нет других детей, поиграйте с ребенком сами.

Всем участникам раздаются листы бумаги в клетку и карандаши. Каждый самостоятельно рисует свою тропинку. Главное условие: она должна состоять из ровных линий, нарисованных по клеточкам.  Количество этих линий может быть различным. Начинать можно с 3-5 линий, постепенно усложняя до 10.

После того как все нарисовали свою тропинку, нужно разделиться на пары (если количество игроков больше 4). В каждой паре выбирается участник, который будет первым начинать игру. Этот ребенок (или взрослый), прикрывая свой рисунок, должен описать его словами: например, первая дорожка идет вверх, вторая — влево, третья — вниз, четвертая — влево, пятая — вверх). Второй участник должен запомнить этот рисунок на слух.

Если с первого раза он не запомнил, то можно еще раз повторить описание. После этого он должен проговорить описание этой тропинки и пройти маршрут! (как усложнение – проговорить описание тропинки в  обратном порядке).

После того как это задание выполнено, участники игры меняются ролями.

«Прогулка в картинках»

Развиваем зрительную и слуховую память, внимание, восприятие и воображение ребенка. Во время прогулки на улице обращайте внимание ребенка на дорожные знаки, рекламные щиты и т.д.                                                                           По возвращении домой попросите ребенка нарисовать то, что запомнил. На каждой прогулке ребенок с помощью взрослых может узнать для себя что-то новое. Эту игру можно проводить регулярно, знакомя ребенка с деревьями, цветами, машинами и т.д.

«Визуализация»

Развиваем непроизвольную память, внимательность.

Придя с прогулки, пусть ребенок ответит на вопросы: какого цвета была проехавшая мимо машина, вывеска на магазине новая или старая и т.д. Находясь в одной комнате вспомнить обстановку другой комнаты, какие там стены, пол, мебель и т.д. Специально разложить игрушки, позвать ребенка и не говорить ему, чтобы он посмотрел на игрушки, а сделать так, чтобы это произошло непроизвольно. Затем уйти в другую комнату и только тогда спросить про игрушки, что там было, где они были, какого цвета…

«Где спрятана игрушка?»

Развиваем зрительную память и внимание ребенка.

Для организации и проведения игры необходимо склеить между собой три спичечных коробка.

В один из коробков на глазах ребенка следует положить какую- нибудь маленькую игрушку или предмет (шарик, солдатика, ластик, пуговицу, колечко и др.) Потом коробки на некоторое время уберите. Затем попросите ребенка  вспомнить, в каком шкафчике спрятана игрушка. Игру можно несколько усложнить: убрать коробки на более длительное время; спрятать 2, а затем и 3 игрушки и спросить, какая игрушка  в каком шкафчике спрятана.

 "Опиши игрушку!» 

Развиваем образную память.

Предложите ребенку в течение 1-2 минут посмотреть на незнакомую игрушку, а затем описать её. После этого игрушку следует убрать. Через 30 минут предложите ребенку по памяти описать игрушку, её свойства. Эту игру можно проводить неоднократно, предлагая новые игрушки. Можно усложнить задание, предлагая не одну, а две игрушки.

«Пара слов»

Развиваем смысловую память

 Медленно зачитываются 10 пар слов, между которыми имеется смысловая связь. Затем через небольшой интервал времени зачитываются лишь первые слова из каждой пары. Ребенок должен  припомнить и назвать вторые слова: ШУМ -ВОДА, МОСТ - РЕКА, ЛЕС - МЕДВЕДЬ, ДИЧЬ - ВЫСТРЕЛ, ЧАС - ВРЕМЯ, СТОЛ - ОБЕД, ДУБ - ЖЕЛУДЬ, РОЙ - ПЧЕЛА, ГВОЗДЬ – ДОСКА.  (ХЛЕБ-МАГАЗИН, НЕБО-ТУЧА, СТОЛ-СКАТЕРТЬ, ДОЖДЬ-ЗОНТ, ЗАПАХ-ЦВЕТОК, БРАТ-СЕСТРА, РАЗГОВОР-ТЕЛЕФОН, МАМА-ПАПА, ШКОЛА-УЧИТЕЛЬ, РАДОСТЬ-ИГРА). Следующие пары слов вы можете придумать сами!

«Фотоаппарат» («Шерлок Холмс», «Разведчик»)

Развиваем образную, произвольную память, внимательность.

 Предложите ребенку представить себя фотоаппаратом, который может сфотографировать любой предмет, ситуацию, человека и т.д. Например, ребенок в течение нескольких секунд внимательно рассматривает все предметы, находящиеся на письменном столе. Затем закрывает глаза и перечисляет все, что ему удалось запомнить.

  «Я положил в сумку...»

Расширяем объем произвольной памяти

 Взрослый начинает игру и говорит: «Я положил в сумку яблоки". Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет еще что-нибудь: "Я положил в сумку яблоки и бананы". Третий игрок повторяет фразу и добавляет что - то от себя. И так далее.                                                                Можно просто добавлять по одному слову, а можно подбирать слова по алфавиту. В этой игре неважно, кто становится победителем, а кто проигравшим. Важно, чтобы ребенок развивал в себе способность вспоминать, получая от этого удовольствие.

 «Магазин»

Игра хорошо  развивает память, если создает мотив, побуждающий запомнить.

 Например, ребенок, выступающий в роли покупателя, должен пойти в «магазин» и «купить»… (взрослым называется 3-7 слов-покупок, можно увеличить, если ребенок справляется). Чем больше слов ребенок воспроизводит правильно, тем большего поощрения он достоин.

 «Нарисуй фигуру».

Развиваем память, пространственное восприятие, внимательность

 Ребенку показывают 4-6 геометрических фигур разного цвета и размера, а потом просят его нарисовать на бумаге те, что он запомнил. Более сложный вариант – попросить юного художника воспроизвести фигуры, учитывая их размер и цвет. Если ребенок справляется, то количество фигур можно увеличить.

 «Узнай предмет»

Развиваем осмысленную память, восприятие.

Ребенку завязывают глаза или просят честно закрыть их, и по очереди кладут в его вытянутую руку различные предметы. При этом их названия вслух не произносятся, ребенок  сам должен догадаться о том, что это за вещь. После того, как ряд предметов (3-10) будет обследован, ему предлагают назвать все эти вещи, причем, в той последовательности, в которой они вкладывались в руку.

 Сложность задания заключается том, что малышу требуется выполнять сразу две мыслительные операции –  узнавание предмета, т.е. восприятие и запоминание его.

 "Пуговица"

Развиваем произвольную память, её объем и внимательность

 Играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц, в каждом из которых ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле - это квадрат, разделенный на клетки  ( 3х3, 4х4, можно усложнять и увеличивать количество клеток).  Начинающий игру выставляет на своем поле 3пуговицы, второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После этого первый игрок закрывает листком бумаги свое игровое поле, а второй должен на своем поле повторить то же расположение тех же пуговиц. Чем больше в игре используется клеток и пуговиц, тем игра становится сложнее.

 «Стоп-слова»

Эта игра прекрасно развивает память и слуховое внимание

Назовите ребёнку «стоп-слово». Попросите его повторить. А теперь вы перечисляете по порядку любые слова, а ребенок, услышав сигнальное слово, должен крикнуть «стоп» и хлопнуть в ладоши.

На базе этого упражнения можно предложить несколько вариаций.

Первый вариант: Объявите тематику, которой будет посвящена последовательность слов, и попросите ребенка  хлопать каждый раз, когда он услышит неподходящее слово.

Например, тема — цветы: мак, роза, тюльпан, гвоздика, зебра (хлопок), ромашка, василёк, лютик, тыква (хлопок) и т.д. Можно спросить: -Почему ты хлопнул? Что обозначает это слово? Зебра – это кто? Тыква – это что?

Меняйте темы, отрабатывая тренировку слуховой памяти и знания об окружающем мире одновременно.

Второй вариант:  Пусть ребенок  выберет книжку, которую хочет послушать в вашем исполнении. Откройте рассказ, сказку или стихотворение, которое будете читать, и несколько раз вслух прочитайте небольшое предложение ближе к концу произведения. Ребёнок должен запомнить эту фразу, а во время прослушивания обратить на неё внимание, хлопнув в ладоши или крикнув слово «стоп».

При чтении никак не акцентируйте внимание на заветной фразе. Если малыш заслушался и забыл подать оговорённый сигнал, дочитайте текст до конца, а потом напомните и обсудите задание.

 «Великолепная десятка»

Развиваем долговременную слуховую память

Назовите 10 произвольных слов. Лучше, чтобы они были односложные или состояли из двух слогов. Например: дом, лужа, небо, крот, сестра, лето, диван, сон, вода, окно.  Произносите их чётко, медленно, делая между ними небольшие паузы. Попросите ребёнка повторить всё, что ему удалось запомнить с первого раза.

Повторите «великолепную десятку» ещё раз, а ребёнок должен называть те слова, которые забыл в первый раз.

Ещё раз произнесите «десятку», а через час малыш должен вспомнить всё, что удалось удержать в памяти за этот период.

Это упражнение для развития слуховой памяти у дошкольников тоже можно разнообразить:

  • можно повторять слова за взрослым в любом порядке (что удалось вспомнить);
  • все слова надо называть строго в том порядке, в котором их произносит взрослый;
  • слова для «великолепной десятки» можно выбирать произвольно или по одной тематике (цвета, фигуры, столицы, посуда и т.п.);
  • прочитайте «великолепную десятку» один раз, а затем повторите её, но добавьте лишнее слово (конечно, добавлять его лучше в середине последовательности), а ребенок пусть ищет затесавшегося новичка;
  • прочитайте «десятку», а затем повторите последовательность, «забыв» назвать одно слово. Сможет ли ребёнок вспомнить «пропажу»?
 «Цифровая цепочка»

Игра-упражнение отлично развивает слуховую память.

Хотя на первый взгляд может показаться очень простой для ребёнка 6–7 лет. Но не торопитесь сразу усложнять правила. Любая тренировка, будь то тренировка мускулатуры, интеллекта, внимания или памяти, должна проходить от малого к большему.

Итак, назовите произвольно 3 числа. Ребёнок должен их повторить. Это легко, если называть числа в пределах первой десятки. Если ребенок  отлично справляется с заданием, давайте повышать уровень сложности:

  • Называйте двузначные и трехзначные числа, а если и так справляться с заданием очень легко, увеличьте количество разрядов.
  • Постепенно увеличивайте количество чисел в цепочке.
  • Пусть малыш слушает цепочку в прямом порядке, а называет в обратном. Это уже более серьёзное упражнение. Его можно предложить не только дошкольникам но и взрослым, которые хотят тренировать свои способности к запоминанию информации на слух.
 «Цветные истории»

Развиваем память и внимание

Чтобы включить это упражнение в развивающие занятия с ребёнком 6–7 лет, придётся немного подготовиться. Найдите подходящую по возрасту картинку-раскраску и составьте по ней небольшой рассказ, в котором упоминаются цвета нарисованных предметов. Положите перед ребёнком раскраску и цветные карандаши. Предупредите, что сейчас надо будет внимательно послушать историю и разукрасить рисунок так, как описано.

Чтобы проверить, насколько внимателен ребенок и как хорошо у него получается запоминать информацию на слух, придумайте рассказ, в котором цвета использованы неожиданно.

Например:

В зелёном небе из-за красной тучи выглянуло весёлое синее солнышко. Оно послало свои лучики на землю, согрев синие листики старого дуба, лепестки цветика-семицветика и молодую красную травку. Все радуются солнышку. Рад ему и розовый котёнок, и салатовый щенок, и даже маленький фиолетовый кролик прыгает от радости, что увидел тёплое весеннее солнышко.

Как ещё можно развивать слуховую память ребёнка:

  • учите с ребёнком стихи;
  • читайте вслух интересные сказки, истории и просите малыша пересказать, что он запомнил;
  • слушайте детские песенки, а в свободное время пойте их весёлым семейным ансамблем;
  • предложите ребёнку дома или на улице прислушаться к миру звуков, определяя, какие источники вносят свой вклад в общий звуковой фон.

«Повтори движение»

Развиваем двигательную память

Предложите ребенку сыграть в игру. Вы показываете движение (или последовательность движений) — ребенку необходимо воспроизвести. По мере усвоения, усложняйте движения, добавляйте новые, можете разучить танец.

 «Делай, как я»

Развиваем двигательную память

На первом этапе взрослый становится за спиной ребенка и проделывает несколько манипуляций с его телом – поднимает его руки, разводит их в стороны, поднимает ногу и так далее, а потом просит малыша повторить эти движения. На втором, более сложном этапе, взрослый сам делает несколько движений, а ребенок повторяет их, потом малыш совершает свои движения, а взрослый повторяет за ним.

«Вспомни, как звучит»

Развиваем образную память

Предложите ребенку вспомнить, как журчит ручей, как капает вода в кране, как стучит дождь по крыше, как жужжит комарик, как лает собака. Вариантов может быть неограниченное количество.  Играйте до тех пор, пока не устанете. Можете поменять с ребенком местами и предложить ему самому давать вам задание.

«Вспомни, как пахнет»

Развиваем обонятельную память

Это упражнение похоже на предыдущее. Только теперь мы предлагаем ребенку сконцентрироваться на запахах, которые ему знакомы. «Вспомни, как пахнет роза, вспомни запах дождя, как пахнет суп и так далее». Все зависит от вашей готовности. Лучше заранее приготовить список, чтобы не возникало заминок во время упражнения.

«Угадай, что в мешочке»

Развиваем осязательную память

 Сложите в мешочек разнообразные игрушки и предложите ребенку не подглядывая, определить, что же он нащупал. В мешочек можно положить геометрические фигуры, игрушечные фрукты и овощи. При усложненном варианте игры и более старшем возрасте ребенка можно смешивать тематические наборы, добавляя предметы на свое усмотрение.

«Вспомни, какое на вкус»

Развиваем вкусовую память

Предложите ребенку вспомнить, какого вкуса: мороженое, груша, яблоко, творог и так далее. Не ограничивайтесь только тем, что нравится ребенку. Используйте и те продукты, которые не совсем по вкусу вашему ребенку. Обязательно заканчивайте упражнения на положительной ноте.  Например, на том, что больше всего любит кушать ваш малыш. Можете его угостить.

Пусть ваши занятия с маленьким непоседой приносят и пользу, и удовольствие.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста

Игры направлены на развитие грамматического строя речи, помогают ребенку в активизации речи, обогащению словаря. Формируют познавательные и речевые способности, навык составления описательных рассказо...

Современные дидактические игры по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Дидактические игры по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста....

Влияние дидактической игры на развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста

Главная задача дидактических игр — в доступной форме приобщить детей к музыке, заинтересовать основами музыкальной культуры. Так как они доступны для детского сознания, то вызывают интерес и желание у...

Дидактические игры для развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста

Эффективным методом развития диалогической речи является дидактическая игра.В методике разработано много дидактических игр, направленных на комплексное развитие речи. Задачи обучения диалогической реч...

Игры на развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста

Главным помощником и ориентиром ребенка в окружающем мире является основа его психической жизни, основа сознания человека — память. Ребенок запоминает все, что его окружает, привлекает; дошкольное дет...

Консультация для родителей «Игры для развития памяти у детей старшего дошкольного возраста»

Развивать внимание детям 6-7 лет очень важно! Ведь они очень скоро пойдут в школу, а для того, чтобы ребёнку было легко учиться и выполнять задания необходимо сформировать произвольное внимание....