Использование детско-родительского проекта в формировании представлений о семье, семейных ценностях и традициях
статья (подготовительная группа)

В статье раскрывается содержание детско-родительского проекта о семье и её традициях для детей старшего дошкольного возраста. Автор предлагает использование совместной творческой деятельности (выставки, буклеты, ИКТ технологии) во взаимодействии с родителями (“ герб” и “ родословное древо”)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование представлений о семье и её традициях с использованием детско-родительского проекта.

Аннотация. В статье раскрывается содержание детско-родительского проекта о семье и её традициях для детей старшего дошкольного возраста. Автор предлагает использование совместной творческой деятельности (выставки, буклеты, ИКТ технологии) во взаимодействии с родителями (“ герб” и “ родословное древо”)

Ключевые слова. Проектная деятельность. Семейные традиции. ИКТ технологии во взаимодействии с родителями.

     Для исследования по данной теме актуальны слова Дороти Нолт, которые как нельзя лучше подчеркивают роль семьи в нашей жизни: 

Если дети живут в обстановке критики, они учатся критиковать и осуждать других людей;

Если дети живут в обстановке вражды и злобы, они учатся быть злыми, учатся драться;

Если дети живут среди насмешек, они становятся нерешительными и излишне скромными;

Если дети живут в обстановке стыда и смущения, чувство собственного достоинства уступает место чувству вины. [1.стр.26]

   Семья – это объединение людей, которых связывают между собой не только родственные отношения, но и любовь, взаимоуважение, готовность и желание помочь и поддержать друг друга в любой ситуации.            Каждому человеку интересно узнать больше о своих предках и о том, кем они были. Сведения о прошлых поколениях играют важную роль в жизни людей. Рассказы о родственниках формируют и укрепляют связи внутри семьи, объединяют, создают историю. Содержание нравственного воспитания дошкольников включают в себя решение множества задач, в том числе и воспитание любви к семье, уважительного отношения к своим родителям. Для ребенка семья – это место его рождения и основная среда развития. Она определяет очень многое в жизни ребенка. В прошлом каждой семьи можно найти много интересного и полезного.

   В настоящее время нельзя не отметить, что во многих семьях наблюдается ослабление связей между детьми и родителями. Это ведет к потере традиций, которые и являются фундаментом культурной жизни человеческого общества. Семейные традиции – это элементы культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение. Это те привычные стандарты поведения, которые ребенок понесет с собой в свою будущую семью, и передаст уже своим детям. [3,Семейные традиции (Артур Гаан) / Проза.ру proza.ru›1970]

  Традиции трепетного отношения к заветам предков, к их памяти, к преемственности поколений начали складываться в глубокой древности и вырабатывались тысячелетиями. К сожалению, сегодня традиция изучения родословной почти утрачена, нарушена связь и преемственность поколений. В процессе работы выяснилось, что дети почти ничего не знают о своих родителях, бабушках и дедушках. На вопросы как зовут – полным именем – папу и маму, чаще всего дети отвечают: «Просто мама или папа, или мама Лена, папа Серёжа». Затруднялись ответить на вопрос «Где работает мама?», отвечали «На работе».  Происходит угасание семейных традиций, в связи с разрывом отношений между разными поколениями семьи. Чтобы изменить такое положение и появилась идея создать проект “Моя семья: вчера и сегодня”

    Проектная деятельность в настоящее время чрезвычайно популярна в работе ДОУ. Ознакомление детей дошкольного возраста с семьей как с явлением общественной жизнью предоставляет широкое поле деятельности. Например, в средней, старшей группах таким проектом может стать составление семейного альбома. В подготовительной к школе группе целесообразно обратиться к родословной.

   Проект был реализован на группе старшего дошкольного возраста.

    Для достижения поставленной цели: сформировать представления о семье и её традициях в соответствии с возрастными особенностями детей 6-7 лет, были определены следующие задачи:

  • Познакомить с понятием “родословное древо”, “герб семьи”, “семейные фамилии”.
  • Привлечь внимание родителей к семейным традициям.
  • Продолжить обогащение активного словаря детей новыми словами: “герб”, “родословное древо”, “семейные обычаи и традиции”, названия родственных связей.
  • Развивать творческую активность в процессе изготовления буклета “ Моё семейное древо”

   В ходе реализации проект прошел ряд этапов:

   На первом этапе, подготовительном, был составлен плана работы: подбор материалов и информации для реализации проекта (иллюстрации, электронная презентация «Герб и Родословное древо», художественная литература). Разработка консультации для родителей по теме «Как составить родословное древо».

     В ходе практического этапа для родителей автором были использованы ИКТ технологии: созданы   видео-мастер-класс “Как сделать герб своей семьи” и “Как составить генеалогическое (родословное) древо, с помощью которых дети и родители изготовили свои герб и древо. В ходе работы дети подбирали фотографии родственников, рисовали портреты, они смогли больше узнать о всех членах семьи и создали объединяющий всю семью символ. Так же автором была изготовлена дидактическая игра «Это вся моя семья», целью которой является формирование представлений о родственных связях.

  Во время утреннего круга дети рассказывали о семейных традициях и рисовали иллюстрации к ним.

    Семейные традиции – это элементы культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение. В настоящее время нельзя не отметить, что во многих семьях наблюдается ослабление связей между детьми и родителями. Это ведет к потере традиций, которые и являются фундаментом культурной жизни человеческого общества.

   На третьем этапе были подведены итоги. На протяжении всего проекта дети совместно с родителями вели активную творческо-поисковую деятельность. Активное участие родителей в подготовке и реализации проекта позволило продемонстрировать укрепление внутренних духовных связей между родителями и их детьми.

  Результаты проекта (продукт проекта) были оформлены в виде буклета “Моя семья”, в котором были размещены работы детей и родителей на протяжении всего проекта. Выставка буклетов была размещена на сайте детского сада

  Была проведена диагностика. На основе которой, автор пришел к следующим выводам: дети познакомились с понятием “генеалогическое древо” и “герб” семьи, могут объяснить родственные связи в семье, обогащены детско-родительские отношения, опытом совместной деятельности, закреплены знания имён, фамилий родителей, бабушек и дедушек. У детей сформировалось представление о семейных традициях и праздниках, повысилось уважительное отношение и любовь к родным и близким. Таким образом в результате проектной деятельности дети обобщили и систематизировали свои знания о семье.

Литература:

1.Дороти Нолт. «Дети учатся у жизни». Эксмо – Пресс. 2012г

2. Семейные традиции: вопросы теории и социального проектирования: монография / Г. Ф. Биктагирова, Р. А. Валеева, Р. Р. Биктагиров ; ФГАОУ ВПО "Казанский (Приволжский) федеральный ун-т". - Казань: Отечество, 2012.

3.Семейные традиции (Артур Гаан) / Проза.ру

proza.ru›1970

4. Генеалогическое древо: шаблоны и инструкция | Canva.

Учимся составлять родословную и рисовать генеалогическое древо - Репетитор для мамы (sibmama.ru)

Как нарисовать герб своей семьи поэтапно карандашом своими руками - придумать и описать его | Дом-родословия (xn----dtbebvqepcbbtq4r.xn--p1ai)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План мероприятий, посвященный укреплению социального статуса семьи, семейных ценностей и традиций на 2014-2015 учебный год

План мероприятий посвященный укреплению социального статуса семьи,семейных ценностей и традиций...

Семинар-практикум "Семья. Семейные ценности и традиции»

Семинар-практикум "Семья. Семейные ценности и традиции»...

Картотека театрализованных игр в подготовительной группе на формирование представлений о семье, семейных традициях.

Картотека театрализованных игр в подготовительной группе на формирование представлений о семье, семейных традициях....

Творческий семинар-практикум для родителей «Семья. Семейные ценности и традиции»

Цель: формирование у родителей и детей позитивного образа семьи, воспитание нравственного отношения к семейным ценностям и традициям, включение детей и родителей в совместное творчество для развития и...

«Семья. Семейные ценности и традиции».

Семья – самое главное в жизни каждого человека. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе, уважению. Мероприятие «Семья. Семейные ценности» нацелено на воспитание ценно...

Детско – родительский мини – клуб «Содружество» Викторина: «2024- год семьи. Семейные ценности»

Задачи:1. Активизировать мыслительно-поисковую деятельность родителей.2. Выявить имеющиеся знания у родителей по вопросам установления в семье дружеских, добрых отношений между поколениями.3. Спо...

Творческая встреча в детско-родительском клубе «Счастливая семья» «Семья. Семейные ценности и традиции»

Творческая встреча в детско-родительском клубе «Счастливая семья»«Семья. Семейные ценности и традиции»...