Театрализованные игры в дошкольном возрасте. Определение и классификация
консультация

Кадимова Ленара Музагитовна

Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Театрализованные игры в дошкольном возрасте. Определение и классификация

Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.

В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.

В работах психологов и педагогов, посвященных выявлению возможностей развития творческих способностей детей дошкольного возраста, выделяется особая роль театрализованной деятельности. Это обусловлено ее родством с театром - синтетическим видом искусства, соединяющий в себе слово, образ, музыку, танец, изобразительную деятельность (Л.С.Выготский, Б.М.Теплов, Д.В.Менджерицкая, Л.В.Артемова, Е.Л.Трусова, Р.И.Жуковская, Н.С.Карпинская и др.)

Актуальность данной темы обусловлена тем, что эффективная организация театрализованной игры представляет собой богатейшее поле для детского творчества и всестороннего развития.

Цель работы состоит в том, чтобы изучить особенности организации театральной игры у детей в дошкольном возрасте.

Для достижения цели определены следующие задачи:

·анализ литературных источников по данной теме;

·охарактеризовать основные подходы к методике организации театральной деятельности дошкольников;

·определить основные принципы в организации театральной игры в детском саду.

Театрализованные игры в дошкольном возрасте. Определение и классификация

Важное место в игровой деятельности дошкольников занимает театрализованная игра, т.е. разыгрывание в ролях определенного литературного произведения и отображение с помощью выразительных способов (интонации, мимики, жестов) конкретных образов.

Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей (Л.В. Артемова, Л.В. Ворошнина, Л.С. Фурмина и др.).

Л.С. Фурмина считает, что театральные игры - это игры-представления, в которых в лицах с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, разыгрывается литературное произведение, т.е. воссоздаются конкретные образы.

Существует множественность точек зрения на классификацию игр, составляющих театрально-игровую деятельность. А именно, предметные и непредметные игры в классификации Л.С. Фурминой, дифференциация театрализованных игр по замыслу, по литературному тексту, по предложенным взрослым обстоятельствам Е.Л. Трусовой. В ряде исследований театрализованные игры классифицируются по средствам изображения в зависимости от ведущих способов эмоциональной выразительности сюжета. Театрализованную игру Л.В. Артемова делит на две группы: драматизации и режиссерские.

По мнению большинства исследователей, в дошкольном учреждении театрально-игровая деятельность детей принимает две формы (каждая из них, в свою очередь, подразделяется на несколько видов):

.Игры, когда действующими лицами являются определенные предметы (игрушки, куклы). Это игры с куклами в различных видах кукольного театра, т.е. режиссерские игры.

В режиссерской игре «артистами являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т.д.

Рассмотрим более подробную классификацию режиссерских игр согласно Л.В. Артемовой в соответствии с разнообразием театров:

·Настольный театр игрушек. Используются игрушки, поделки, которые устойчиво стоят на столе и не создают помех при передвижении.

·Настольный театр картинок. Персонажи и декорации - картинки. Их действия ограничены. Состояние персонажа, его настроение передается интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, что создает элемент сюрприза, вызывает интерес детей.

·Стенд-книжка. Динамику, последовательность событий изображают при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Переворачивая листы стенда-книжки, ведущий демонстрирует различные сюжеты, изображающие события, встречи.

·Фланелеграф. Картинки или персонажи выставляются на экран. Удерживает их фланель, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки. Вместо фланели на картинки можно приклеивать кусочки бархатной или наждачной бумаги. Рисунки подбираются вместе с детьми из старых книг, журналов или создаются самостоятельно.

·Теневой театр. Для него необходим экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают тени на экран. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук. Показ сопровождается соответствующим звучанием.

Театральные игры - игры-драматизации.

В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.

Игры-драматизации могут исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения. Если они разыгрываются в обычной театральной форме (сцена, занавес, декорации, костюмы и т.д.) или в форме массового сюжетного зрелища, их называют театрализациями. Виды драматизации: игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.

Драматизации основываются на действиях исполнителя, который

может использовать куклы. Л.В.Артемова выделяет несколько видов игр-драматизаций дошкольников:

·Игры-драматизации с пальчиками. Атрибуты ребенок надевает на пальцы. Он «играет» за персонажа, изображение которого находится на руке. По ходу разворачивания сюжета действует одним или несколькими

пальцами, проговаривая текст. Можно изображать действия, находясь за ширмой или свободно передвигаясь по комнате.

·Игры-драматизации с куклами бибабо. В этих играх на пальцы руки надевают куклы бибабо. Они обычно действуют на ширме, за которой стоит водящий. Такие куклы можно изготовить самостоятельно, используя старые игрушки.

·Импровизация. Это разыгрывание сюжета без предварительной подготовки.

В традиционной педагогике игры-драматизации относят к творческим, входящим в структуру сюжетно-ролевой игры.

Согласно теории Е.В. Мигуновой (1) театрализованная деятельность дошкольников базируется на принципах развивающего обучения, методы и организация которых опираются на закономерности развития ребенка, при этом учитывается психологическая комфортность, которая предполагает:

  • снятие, по возможности, всех стрессообразуюших факторов;
  • раскрепощённость, стимулирующую развитие духовного потенциала и творческой активности;
  • развитие реальных мотивов:
  • ·игра и обучение не должны быть из-под палки;
  • ·внутренние, личностные мотивы должны преобладать над внешними, ситуативными, исходящими из авторитета взрослого;
  • ·внутренние мотивы должны обязательно включать мотивацию успешности, продвижения вперед («У тебя обязательно получится»).

С развитием системы общественного дошкольного воспитания театр прочно вошел в жизнь детей дошкольного возраста. Т.Н. и Ю.Г. Караманенко разработали одно из первых и наиболее популярных пособий для воспитателей по использованию разных видов кукольного театра. Благодаря выходу этого пособия, а затем - работы Г. Генева, арсенал средств педагогического воздействия на детей дошкольного возраста обогатился разными видами театров, что повысило активность привлечения самих детей к театрализованной деятельности. Изучение психолого-педагогической и методической литературы, передового опыта показывает, что в настоящее время накоплен большой теоретический и практический опыт по организации театрально-игровой деятельности в детском саду. Вопросы, связанные с организацией и методикой театрализованной деятельности, широко представлены в работах отечественных педагогов, ученых, методистов - Н. Карпинской, А. Николаичевой, Л. Фурминой, Л. Ворошниной, Р. Сигуткиной, И. Реуцкой, Л. Бочкаревой, И. Медведевой и Т. Шишовой и др.

Под театрализованными играми ученые понимают «игры в театр», «сюжетами которых служат хорошо известные сказки или театральные представления по готовым сценариям». (2)

Методика организации театрализованных игр дошкольников

Эффективное развитие детской театральной игры безусловно нуждается в целенаправленном педагогическом сопровождении. Необходимо отметить, что общими методами руководства театрализованной игрой являются прямые (воспитатель показывает способы действия) и косвенные (воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию) приемы.

Но, по мнению О. Акуловой (3), в настоящее время в дошкольных учреждениях развивающий потенциал театрализованной и используется недостаточно, что можно объяснить наличием двух противоречащих друг другу тенденций в способах организации.

Согласно первой тенденции (назовем ее условно обучение), театрализованные игры применяются главным разом в качестве некоего «зрелища» на праздниках. Стремление добиться хороших результатов заставляет педагогов заучивать с детьми не только текст, но и интонации и движения в ходе и оправданно большого числа индивидуальных и коллективных репетиций. Ребенка обучают быть «хорошим артистом». И, как результат, зрелище состоялось, спектакль понравился зрителя. Однако освоенные таким образом умения не переносятся детьми в свободы игровую деятельность.

Вторую тенденцию в организации театрализованной игры можно назвать невмешательствам взрослого. На практике оно часто перерастает в полное отсутствие внимания со стороны педагога к этому виду игровой деятельности: дети предоставлены самим себе, воспитатель только готовит атрибуты для «театра».

Противоречие между развивающим потенциалом театрализованной игры и его недостаточным использованием в дошкольном учреждении может быть разрешено только при условии разработки научно обоснованной и практико-ориентированной педагогической технологии. Мы проанализировали опыт отечественных педагогов по организации театрально-игровой деятельности в детском саду, а именно:

·Программа по организации театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников «Арт-фантазия» Э. Г. Чуриловой,

·Программа «Театр-творчество-дети: играем в кукольный театр» Н.Ф. Сорокиной, Л. Г. Миланович,

·Программа «Театрализованные занятия в детском саду» М. Д. Маханевой,

·Театрализованные игры в детском саду - авторская педагогическая технология развития ребенка дошкольного возраста в театрализованной деятельности Т.И.Петровой, Е.Л.Сергеевой, Е.С.Петровой,

·Программа «Театрализованная деятельность в детском саду» Е.А. Антипиной,

·«Росинка» Л.В. Куцаковой, С.И.Мерзляковой - модульная педагогическая система воспитания и развития дошкольников от 3 до 7 лет,

·Программа «Детство»

Система работы по развитию театрализованной деятельности делится на три этапа:

  • .художественное восприятие литературных и фольклорных произведений;
  • освоение специальных умений для становления основных («актер», «режиссер») и дополнительных позиций («сценарист», «оформитель», «костюмер»);
  • .самостоятельная творческая деятельность.

Педагогическая задача усложняется синтетической природой театрализованной деятельности, в которой восприятие, мышление, воображение, речь выступают в тесной взаимосвязи друг с другом и проявляются в разных видах детской активности (речевая, двигательная, музыкальная и пр.).

Таким образом, мы видим, что театрализованная деятельность интегративна, причем активность и творчество проявляются в трех аспектах:

Во-первых, в создании драматического содержания, т.е. в интерпретации, переосмыслении заданного литературным текстом сюжета или сочинении вариативного либо собственного сюжета.

Во-вторых, в исполнении собственного замысла, т.е. в умении адекватно воплощать художественный образ с помощью разных средств выразительности: интонации, мимики, пантомимики, движения, напева.

В-третьих, в оформлении спектакля - в создании (подбор, изготовление, нестандартное использование) декораций, костюмов, музыкального сопровождения, афиш, программок.

Этих особенности театрализованной деятельности вызывают определенные трудности в педагогической работе, поскольку содержит ряд противоречий: между свободой ребенка в игре и обязательной содержательной основой театрализации; между импровизационностью игры и этапностью подготовки театрализации; между акцентом в игре на сам процесс, а в театрализации - на ее результат. Эти противоречия снимаются при условии организации театрально-игровой деятельности как самоценной свободной и творческой деятельности дошкольника.

Необходимо отметить, что все рассмотренные программы и технологии направлены на раскрытие творческого потенциала ребенка, развитие его коммуникативных способностей, психических процессов, обеспечивают выраженность индивидуальности личности, понимание внутреннего мира посредством театрализованной деятельности и успешно применяются на базе различных дошкольных учреждений.

По нашему мнению, большой интерес для практических работников представляют и методические рекомендации по театрально-игровой деятельности дошкольников, разработанные Л.П. Бочкаревой (2).

На основе анализа научной и методической литературы автор описывает виды театрализованных предметных игр и дает подробную характеристику каждому, подтверждая многообразие видов театрализованных игр. Они взаимно дополняют друг друга и могут занять достойное место в воспитательно-образовательной работе детского сада и сделать жизнь ребенка ярче, богаче и разнообразнее.

В этих рекомендациях затронут еще один очень важный аспект в работе с детьми, связанный с изготовлением игрушек для театрализованной деятельности и создания предметно-игровой среды в группе и на участке. Дается примерное перспективное планирование этой работы, начиная с четвертого года жизни.

Анализ методической литературы и педагогического опыта показывает, что при разработке театрально-игровой деятельности ученые и практики обращают большое внимание на развитие детского творчества и находят интересные методические приемы. Приведем некоторые из них:

самостоятельно придумать сюжет к двум воображаемым игрушкам и обыграть его; чтение знакомой сказки и предложение детям придумать новую сказку, но с теми же персонажами (О. Лагуткина);

предложить детям нетрадиционный набор кукол для сочинения сценок и пьес для разноконтекстных ролей - Дед Мороз и Лягушка, Снегурочка и Петушок (Т. Неменова);

предоставить возможность для выполнения контрастных ролей - старого медведя и маленького медвежонка, злой собаки и беззащитного щенка и многое другое (Г.Прима).

В своем методическом пособии (4) Дронова Т.Н. предлагает педагогам такое содержание, такие формы руководства детской театральной игрой, которые в первую очередь доставляли бы детям радость и способствовали бы их общему и художественному развитию. Рассмотрим их более подробно:

.Организация театральной деятельности дошкольников:

К работе с детьми по театрализованной деятельности педагогу рекомендуется приступать с октября-ноября, т.е. после того, как у большинства детей закончится адаптационный период.

Для проведения театрализованной деятельности в сетке занятий должно быть выделено специальное время в двух формах:

как специально организованная форма работы педагога с детьми;

как нерегламентированный вид деятельности по желанию ребенка.

Дронова Т.Н. предлагает пятница (вторая половина дня), как оптимальное время для проведения специально организованной работы педагога с детьми. Педагог должен предварительно договориться с родителями группы о времени ухода детей домой, которое будет удобным для большинства из них, и проведение еженедельного спектакля с детьми и приурочить к этому времени. Таким образом, на участие в спектакле в качестве зрителя каждый родитель должен будет потратить не более 20 минут, и своим присутствием оказать положительное влияние на эффективность развития детей в театрализованной деятельности.

Нерегламентированная театрализованная деятельность может осуществляться детьми ежедневно (в утренние и вечерние часы) в процессе свободной самостоятельной деятельности детей.

Еженедельные спектакли по пятницам с детьми пятого года жизни должны проходить в групповой комнате. Если есть такая возможность, то в группе может быть сделана стационарная сцена с занавесом или портативная мини-сцена, которая легко складируется и используется по мере необходимости.

В старшем дошкольном возрасте каждую пятницу, во второй половине дня педагог осуществляет работу с детьми по театрализованной деятельности, но постановка спектаклей для родителей осуществляется один раз в две недели - по пятницам, а также может быть приурочена к определенным праздникам.

.Содержание и методика работы с детьми:

На каждом возрастном этапе подходы к методике работы с детьми должны быть разными.

Так, для развития детей пятого года жизни в театрализованной деятельности необходимо предоставить всем детям равные возможности для участия в инсценировке. Это значит, что дети должны действовать в одинаковых или равных ролях, независимо от их способностей.

На начальном этапе работы по театрализованной деятельности мы предлагаем педагогам включать в инсценировку упражнения на развитие памяти, внимания и других психических функции. Необходимость в этом связана с особенностями методики, направленной на развитие у детей способности преодолевать сценическое волнение.

Очень важен подбор репертуара для театральной постановки, т.к. не каждое художественное произведение подходит для решения задач, связанных с особенностями возраста и спецификой театрализованной деятельности. Наиболее оптимальным вариантом для начала являются фольклор народов мира, русская и мировая классическая поэзия, стихи современных отечественных и зарубежных авторов.

В старшем дошкольном возрасте подходы к развитию детей в театрализованной деятельности меняются. Для развития и эмоционального благополучия детей необходимо, чтобы театрализованная деятельность носила творческий характер, а знания ребенка о жизни, его желания и интересы должны естественно войти в ее содержание. Для этого каждый ребенок должен получить возможность воплотить в своей творческой работе близкое и интересное ему содержание, а педагоги - обеспечить ему свободу действий.

Поэтому в работе с детьми старшего дошкольного возраста Дронова Т.Н. настоятельно рекомендует педагогам создавать спектакли на основе содержания, придуманного самими детьми. И предлагает педагогам второй театральный сезон построить на репертуаре, в который, наряду с традиционными постановками, войдут спектакли, содержание для которых придумают сами дети. театрализованный игра режиссерский детский

Кроме того, в работе с детьми старшего дошкольного возраста она рекомендует использовать:

инсценировки по художественным произведениям, в которых дети исполняют разные роли;

спектакли на основе содержания, придуманного самими детьми («Новогодняя сказка», «В подарок деду Морозу» и мамам ко дню 8 Марта);

инсценировки с использованием кукол-марионеток и плоскостных фигурок, которые приводятся в движение с помощью папочки, закрепленной в их нижней части.

Но изменения происходят не только в содержании работы с детьми от 4 до 7 лет. Меняется и методика работы с детьми.

Для правильной организации театральных занятий с дошкольниками рекомендуется учитывать следующие принципы :

  • . Содержательность занятий, разнообразие тематики и методов работы.
  • . Ежедневное включение театрализованных игр во все формы организации педагогического процесса, что сделает их такими же необходимыми, как дидактические и сюжетно-ролевые.
  • . Максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр.
  • . Сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми.
  • . Подготовленность и заинтересованность воспитателей. Все игры и упражнения на занятии подобраны таким образом, что удачно сочетают движения, речь, мимику, пантомиму в различных вариациях.

Театральная работа в детском саду организованная с учетом вышеизложенных принципов и методов способствует тому, что театрализованная игра станет средством самовыражения и самореализации ребенка в разных видах творчества, самоутверждения в группе сверстников, обогащения своего жизненного опыта.

Рассмотрим развитие театрализованной игры дошкольников на основе примерного плана по организации театрализованной деятельности детей в возрасте 4-5 лет. План работы рассчитан на 6 недель и включает в себя примеры различных видов театрализованных игр, их цели и задачи и краткое описание.

Работа над текстом.

Работа по формированию творческих способностей (исполнительских умений).

Виды театрализованной деятельности вспоминание и последовательное рассказывание:

  • сказки «Колобок»;
  • пересказ сказки «Репка» по сюжетным картинкам.игра «Разыграй-ка»;
  • исполнение танцевальных движений, характерных героям;
  •  побуждать детей проговаривать слова персонажа, изменяя голос;
  • показ сюжета сказки на фланелиграфе;
  • пальчиковый театр (домик и елки из плоскостного театра;
  • чтение сказки «Зимовье»;
  •  рассказывание по цепочке.

Игра «Угадай, кто это?»

 цель: учить детей передавать движения героев из сказки, быть внимательными и терпеливыми;

  •  рисование книжки;
  • изготовление конусного театра;

По ходу изготовления использовать упражнение:

  • как здороваются герои в разном настроении моделирование сказки,
  • конусный театр (использование предметов-заместителей,
  • сцена - кирпичики из напольного строительного материала,
  • чтение сказки «Дюймовочка»,
  • беседа по содержанию,
  • рисование,
  • побуждать детей выполнять упражнения, как встретилась Дюймовочка со своими друзьями, как каждый ее приветствовал,
  • показ картинок с эмоциональным состоянием,
  • изображение этого состояния,
  • рисование запомнившегося сюжета сказки,
  • изготовление коробкового театра,
  • помогать детям передавать под музыку характерные движения героев (жук летает, лягушка прыгает),
  • инсценировка сказки при помощи коробкового театра,
  • использование предметов-заместителей,
  • чтение отрывка из сказки «Петушок- золотой гребешок»,
  • рассказывание сказки по ролям,
  • придумывание другого начала,
  • введение нового героя,

 Подвижная игра «Угадай, кого изображает ребенок?»

цель:

  • развивать умение изображать героев;
  • изготовление атрибутов к сказке (елки, топор, бусы, гусли, домик);
  • рисование (фотопленка);
  • инсценирование сказки с помощью кукол бибабо - показ мультфильма;
  • чтение сказки «Красная шапочка»;
  • рассказ по сюжетным картинкам;
  • введение нескольких героев;
  • придумывание - другого конца сказки.

 Подвижная игра «Море волнуется»

цель: научить останавливаться по окончанию музыки, изображать героя, задуманного воспитателем; побуждать в процессе изготовления теневого театра проговаривать роли персонажей, менять интонацию, развивать фантазию; совершенствовать импровизационные способности детей;- инсценировка сказки с помощью теневого театра (использование предметов-заместителей);загадывание загадок про героев; чтение сказки «Бычок смоляной бочек»; лепка героев; придумывание другого сюжета; побуждать детей в процессе лепки последовательно излагать сюжет сказки.

Подвижная игра«Сказочник и ребята»

 цель: учить детей зображать героев из сказок; быть ловкими - привлечь детей к изготовлению атрибутов для героев сказки.- игра-драматизация.

В современной методической литературе существует большое количество игр, способствующих развитию театрализованной деятельности дошкольников. Приведем некоторые примеры таких игр.

1.Исполнительские театрализованные игры:

Игра-драматизация по мотивам русской народной сказки «Репка».

Цель. Развивать у детей выразительность интонации, мимики движений. Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи.

Ход игры. Организуя первую игру, воспитатель сообщает детям, что в гостях у них сегодня русская народная сказка. Какая? Пусть догадаются сами с помощью представленных атрибутов. Педагог начинает рассказывать сказку, дети включаются в нее по ходу игры. Исполнителей ролей можно выбрать при помощи считалок, загадок или же оценивая выразительность подражания ребенка персонажу. По ходу игры дети проговаривают цепочку: внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку и т. д. Если желающих тянуть репку слишком много, можно предложить им шапочки с изображениями других животных, которые пришли на помощь. В конце игры, когда вытянутая репка лежит на земле, поводить хоровод вокруг нее, устроить праздник урожая.

Игра «Что изменилось?»

Цель. Развивать зрительную память, внимание, выдержку.

Ход игры. Дети - «артисты» показывают мизансцену из какого-либо спектакля, остальные дети - зрители, запоминают ее, затем закрывают глаза. На сцене происходят изменения. Зрители должны восстановить мизансцену.

·Игра «Одно и то же по-разному».

Цель: развивать воображение, фантазию, память.

Ход игры. Дети делятся на группы, которым предлагается придумать и показать несколько вариантов разных хорошо знакомых сказок.

Игра «Фантазии о…».

Цель. Развивать воображение, фантазию, связную образную речь.

Ход игры. Дети, превращаясь во что-то или кого-либо, рассказывают, что вещь чувствует, что ее окружает, волнует, где и как она живет. Например: «Я - утюг», «Я - кошка», «Я - кукла» и т.д.

Игра «Вариации на тему…»

Цель. Развивать у детей художественную выразительность, фантазию.

Ход игры. Педагог вместе с детьми выбирает произведение с хорошо знакомым текстом. Дети делятся на группы. Каждая группа должна показать произведение с помощью разных театрализованных инсценировок (кукольный театр, дети-актеры и т.д.)

2.Творческие театрализованные игры:

Игра «Как вести себя на улице».

Цель. Познакомить детей с правилами поведения на улице. Развивать фантазию, воображение, учить применять личный опыт в игровых ситуациях.

Персонажи. Ведущий, светофор, водители, прохожие, Незнайка, зайка, клоун.

Ход игры. Дети договариваются, кто за какие персонажи будет действовать. Ведущий (в первой игре это взрослый, а в повторных - ребенок) читает стихи о правилах уличного движения. Дети перемещают фигурки соответственно тексту. Вначале можно загадать загадки. Следом за отгадкой появляется машина. Когда все автомобили будут выставлены, создаем иллюзию движения (можно дать водителям в руки рули). Дети тихонько подражают рокоту машин, едут по кругу вокруг стола, на котором разыгрывается действие. Ведущий начинает читать стихотворение О. Бекарева "Азбука безопасности". Дети решают в проблемные ситуации на дороге. Дети повторяют правила дорожного движения.

Игры - этюды.

Цели: развивать фантазию, выразительность передачи эмоций разными средствами; умение действовать сообща.

Этюды могут быть предложены педагогом или сочинены детьми. Сочинение этюдов по сказкам, сюжетам стихов, музыкальным отрывкам («Колобок и Лиса», «Таня и мячик», «Девочка и кукла» и др.).

Игра «Красная шапочка», по мотивам сказки Ш. Перро

Цель. Воспитывать у детей уважение к старшим, послушание, приветливость, вежливость; учить ценить добро, осуждать зло, находить правильный выход в непредвиденных ситуациях, готовить атрибуты к драматизации, творчески подходить к изображению ее сюжета, ярко, выразительно отображать нравственную сущность персонажей.

Ход игры. Сообщаем детям, что к ним пришла в гости сказка, распределяем роли. Для этого можно предложить им изображать деревья, цветы, грибы, ягоды в лесу или же птиц, бабочек, жуков, стрекоз и т. д. Тот, кто выбрал себе роль обитателя леса, дома учит наизусть загадку или стихотворение про это животное или растение. Разыгрываем сказку по ролям по знакомому сюжету. Готовясь к повторным играм, продумайте и обсудите с ребятами новые варианты разыгрывания всех сцен. Обязательно учитывайте творческие выдумки детей при распределении ролей.

Игра «Словесный портрет».

Цель. Развивать воображение, тренировать память, коммуникативные навыки.

Ход игры. Водящий ребенок стоит в центре круга. Дети, наряженные в костюмы сказочных героев, идут по кругу, взявшись за руки, и произносят слова: «В центр круга ты вставай, и глаза не открывай. Поскорее дай ответ - Машин опиши портрет». Дети останавливаются. Водящий закрывает глаза и описывает портрет (как выглядит, как зовут героя, которого изображает) названного ребенка.

«Работа со схемами-эмоциями».

Цель. Развивать фантазию, воображение, логическое мышление.

Ход игры. Схемы-эмоции представляют собой несколько последовательно изображенных моделей эмоций, связанных переходами-стрелочками. Детей объединяют в подгруппы и предлагают придумать историю. В этой истории с героем происходят события, при которых он проявляет указанные эмоции. Например, схема: грусть - удивление - радость. «Шел грустный цыпленок, увидел своего братца, плывущего по реке на листочке, и очень удивился. Брат пригласил его поплавать с ним вместе. Обрадовался цыпленок и отправился с братом в плавание».

3.Театрализованные игры, направленные на работу над текстом произведений:

Игра «Детки в клетке» по стихам С. Маршака.

Цель. Познакомить детей с жизнью животных в условиях зоопарка. Воспитывать интерес, любовь к природе.

Ход игры. Приглашаем детей на "экскурсию" в зоопарк. Вопросы детям: Побывал ли кто-нибудь уже в зоопарке? Помнят ли ребята рассказы о животных? Кто-либо делится своими впечатлениями о посещении зоопарка. Начало экскурсии, дети-помощники размещают игрушки (картинки) на заранее приготовленные места. Остальные дети - посетители. А экскурсовод - поэт Самуил Яковлевич Маршак.

Вместе с детьми меняем расположение животных в соответствии со стихами. Во второй, третьей игре ребята должны не только водить игрушки, но и читать знакомые фрагменты текста вслед за вами.

Игра «Девочка чумазая» по стихам А. Барто и П. Барто.

Цель. Учить детей из несложных действий создавать сюжет, привлекать к активному уча-стию в игре. Воспитывать желание всегда быть чистым.

Ход игры. Детям демонстрируем куклу-замарашку, формируем эмоциональное отношение к ней. При первом проведении игры все роли исполняет воспитатель. В повторной игре детям предлагаем говорить за куклу, мыть ее. Постепенно ребята, запомнив слова, ведут диалог сами.

Игра «Снежный ком».

Цель. Развивать слуховое внимание, память, сплоченность группы.

Ход игры. Дети сидят по кругу. Педагог предлагает «катать большой снежный ком» на тему мои любимые сказки. Первый ребенок называет свою любимую сказку, следующий называет одного из героев, и т.д.

Игра «Нарисуй сказку Дюймовочка».

Цель. Развивать творческие способности, закреплять текст сказки.

Ход игры. Чтение сказки. Беседа с детьми по содержанию. Предложить детям нарисовать мультфильм по мотивам сказки, предварительно распределив сюжеты. А затем показать мультфильм (каждый ребенок описывает свой рисунок в хронологическом порядке).

Игра «Телефон» по стихотворению К. Чуковского.

Цель. Учить детей своевременно включаться в коллективную драматизацию произведения, выражать состояние персонажа с помощью мимики, голоса, интонации, понимать юмор произведения, воспитывать интерес, бережное отношение к животным.

Ход игры. Первое чтение сказки с элементами драматизации детей проводится не полностью, а выбрав отрывки с наиболее известными детям персонажами. Для исполнения ролей зверят выбираем тех детей, которые хорошо знают стихи и умеют выразительно их читать. Разместите нескольких ребят возле сказочного телефона, а сами сядьте среди остальных детей. Перед вами на столе тоже стоит телефон, раздается звонок. Снимите сами трубку, предложите послушать детям. Ваша задача - донести до ребенка всю прелесть, юмор стихов К. Чуковского. Поэтому, выразительно читая их, не отступайте от текста. Но от малышей этого не требуйте. Они могут высказывать просьбу зверей своими словами. Как бы переспрашивая, повторите просьбу стихами автора. Отвечая на просьбу, не забывайте и о тех, кто рядом с вами. Как бы не слыша или не понимая просьбы, дайте и детям послушать, попросив зверят еще и еще раз повторить просьбу. Теперь в игре участвуют все ребята, и даже те, кто не знает текста. Дети могут его впервые услышать от вас, а усвоить - в повторных играх.

Заключение

Огромное значение театральной игровой деятельности для развития психики и личности ребёнка даёт основание утверждать, что этому виду игровой деятельности должно уделяться особое внимание в дошкольном образовательном процессе. Ученые единодушны во мнении, что театр является одним из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Он доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребенка и формированию базиса его личностной культуры.

Роль педагога в организации и проведении театральных игр очень велика. Она заключается в постановке перед детьми достаточно четких задач и передаче инициативы детям. Важно умело организовать их совместную деятельность и направить ее в нужное русло, не оставлять без внимания ни одного вопроса, как организационного плана, так и вопросов, касающихся лично каждого ребенка (его эмоций, переживаний, реакции на происходящее), на трудности, с которыми дети сталкиваются. Педагогу очень важно осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку.

Таким образом, театральная игра должна являться школой такой деятельности, в которой подчинение необходимости выступает не как навязанное извне, а как отвечающее собственной инициативе ребенка, как желанное. Театрализованная игра по своей психологической структуре является прототипом будущей серьезной деятельности - жизни.

Список используемых источников:

  1. Е.В., Мигунова. Организация театрализованной деятельности в детском саду. Великий Новгород : б.н., 2006.
  2. Бочкарева, Л.П. Театрально-игровая деятельность дошкольников. Методическое пособие для специалистов по дошкольному образованию. Ульяновск : ИПКПРО, 1993.
  3. Театрализованные игры. О., Акулова. №24, б.м. : Дошкольное воспитание, 2005.
  4. Т.Н., Дронова. Играем в театр. Театрализованная деятельность детей 4-6 лет. М : Просвещение, 2005.
  5. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников.- М.: Владос, 2001.
  6.  Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников.- М., 1991.
  7.  Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. - М.: Школьная пресса, 2000.
  8. .Руководство играми детей в дошкольных учреждениях / Под ред. М.А. Васильевой.-М.: Просвещение, 1986.
  9.  Юрина Н.Н. Театрализованная деятельность в детском саду // Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста / Под ред. Е.А.Дубровской, С.А.Козловой.- М., 2002.
  10.  Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду.-М.: Сфера, 2001.
  11. .Руководство играми детей в дошкольных учреждениях/Под ред. М.А. Васильевой.-М.: Просвещение, 1986.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...

Методические рекомендации по организации театрализованной игры (старший дошкольный возраст).

На современном этапе развития общества, ввиду его объективной интеллектуализации, проблема организации театрально – игровой деятельности старших дошкольников стоит особенно остро, поскольку она способ...

Театрализованные игры в дошкольном возрасте.

Формирование личности ребенка и развитие всех его способностей значительно эффективнее происходит в игре.  С самых  ранних лет ребенок стремится к творчеству. Важное место в игровой деятельн...

«Психологическая характеристика театрализованной игры в дошкольном возрасте и её развитие»

Психологическая характеристика театрализованной игры в дошкольном возрасте и её развитие Значение и специфика театрализованной игры заключаются в сопереживании, творчестве, познавательности, эмоц...

Театрализованные игры в дошкольном возрасте.

Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, но своему усмотрению обучаться со сверстниками, выбирать игрушки и...

Театрализованные игры в дошкольном возрасте. Определение и классификация

Важное место в игровой деятельности дошкольников занимает театрализованная игра, т.е. разыгрывание в ролях определенного литературного произведения и отображение с помощью выразительных способов (инто...