Транслирование опыта работы по теме самообразования. Тема: Влияние мелкой моторики на развитие речевых навыков у детей с интеллектуальными нарушениями.
план-конспект занятия (старшая группа)

Хертуева Людмила Борисовна

Проект мероприятия «Здравствуй пальчик – как живёшь?»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мастер-класс для родителей. 51.04 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое мероприятие коррекционно – развивающего обучения

«Палитра методических идей»

Оформление мероприятия

1.Транслирование опыта работы по теме самообразования:

Учитель – дефектолог: Хертуева Людмила Борисовна, группы № 1, МБДОУ детский сад компенсирующего вида № 81.

Тема: Влияние мелкой моторики на развитие речевых навыков у детей с интеллектуальными нарушениями.

Цель: Создавать условия для занятий по развитию мелкой моторики и координации движений рук у детей с интеллектуальными нарушениями через различные виды деятельности.

Задачи:

  1. Развитие  предметной  деятельности  и  улучшение  моторики, координации, точность движений кистей рук, гибкость пальцев  рук, ритмичность.
  2. Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и гимнастик.
  3. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.
  4. Повысить компетентность родителей, в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста.
  5. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

Перспективный план работы по самообразованию (на период работы по теме):

  1. Изучение методической литературы.
  2. Работа с Интернет – ресурсами: Международный образовательный портал МААМ. RU – http://www.maam.ru. Социальная сеть работников образования «Наша сеть» - http://nsportal.ru. Современный учительский портал - https://easyen.ru/. Ведущий образовательный портал России https://infourok.ru.
  3. Подбор игр, упражнений, пальчиковой гимнастики.
  4. Разработка и проведение занятий с использованием разнообразных методов и приёмов.
  5. Обобщение материала по теме самообразования.

Литература:

  1. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. Кн. для учителя.,М.: «БУК-МАСТЕР», 1993
  2. Косинова Е. М. Гимнастика для пальчиков. М., «Олма-Пресс», 2001.
  3. Луговская Ю. Развитие мелкой моторики в быту. http://adalin.mospsy.ru/l_01_11.shtml, М., 2009.
  4. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
  5. Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. С – Пб, Кристалл, 1997г.
  6. Крупенчук О.И. Тренируем пальчики – развиваем речь. С-Пб, ИД Литера, 2009г.
  7. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  8. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007.
  9. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
  10. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.
  11. Пятница Т.В. Пальчиковые игры и упражнения: Массаж карандашами. – Мн.: Аверсвэв, 2005.
  12.  Ольга Давыдова «Графомоторика. Тренажёр по развитию межполушарного взаимодействия и графомоторных навыков.
  13. Бурдина С. В. «Развиваем графические навыки», рабочая тетрадь.
  14. Салмина Н. Г. «Учимся рисовать. Клетки точки и штрихи», рабочая тетрадь.

Раздел плана

Сроки

Форма работы

Практические выходы (рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ и т.д.)

Изучение литературы, Интернет-ресурсов, подбор игр и упражнений

Сентябрь-май

Разработка перспективного плана работы и плановых консультаций

Октябрь-ноябрь

Развитие  предметной  деятельности и формирование мелкой моторики

В теч.года

1.Папка упражнений по совершенствованию статистической и динамической координации движений пальцев рук.

2.Папка пальчиковых игр и упражнений, игр на развитие тактильных восприятий.

4.Картотека игр по конструированию.

5.Изготовление альбома «Графомоторные трафареты».

6.Изготовление альбома «Пальчиковые игры по стихам А. Барто».

Работа с детьми

В теч.года

Подгруп

повая, индивид-ая

  1. Дидактические и настольные игры.
  2. Проведение игр и упражнений на развитие мелкой моторики.
  3. Конструирование из крупного и мелкого строительного материала.
  4. Массаж с предметами (Су-джок, орехи, шишки, цветные карандаши и т.д.).

Работа с родителями

В теч.года

1.Консультация  «Здоровье в ладошках»,  «Развитие речи в младшем дошкольном возрасте».

2.Мастер-класс «Влияние мелкой моторики на развитие речевых навыков у детей с интеллектуальными нарушениями».

3.Консультация «Развиваем пальчики, улучшаем речь», «Как проводить с ребенком речевые пальчиковые игры».

4.Индивидуальные беседы «Пальцы помогают говорить».

5.Информация к размышлению для родителей «Игры, активизирующие счёт».

6.Консультация «Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать? », «Со словами можно и нужно играть!»

Работа с педагогами

В теч.года

1.Консультация для воспитателей "Значение развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью».

2.Памятка и изготовление буклетов для воспитателей «Мелкая моторика рук и развитие речи».

3. Круглый-стол «Мелкая моторика: Хорошо или плохо».

Обобщение материала по теме самообразования

Май

Представление педагогического опыта по самообразованию работникам  коррекционно-развивающего обучения

Выводы:

1. В результате проведенной работы пополнится игровой материал для детей с интеллектуальными нарушениями, который можно будет использовать не только специалистам, родителям в домашних условиях, но и детьми самостоятельно.

2. Повысится уровень знаний родителей о влиянии мелкой моторики на развитие речевых навыков у детей с интеллектуальными нарушениями.

  1. Проект мероприятия:

Уважаемые коллеги!  Предлагаю вашему вниманию проект мероприятия мастер – класса с родителями  по развитию мелкой моторики.

Тема: «Здравствуй пальчик – как живёшь?». Данный проект позволяет в процессе непосредственно образовательной деятельности,  научить родителей  правильно использовать предложенные игры и упражнения по развитию мелкой моторики с детьми с интеллектуальными нарушениями.

Цель: Повышение родительской компетенции по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями с последующим применением опыта в совместной деятельности детей и родителей в домашних условиях.

Задачи: 1. Познакомить родителей с понятием «мелкая моторика» и ее влиянием на интеллект.

  1. Апробировать с родителями разнообразные методы и приёмы по развитию мелкой моторики, которые можно применить в домашних условиях.
  2. Создавать условия для укрепления сотрудничества между детским садом и семьей.
  1. Образовательные, коррекционные технологии:

В связи с тем, что для детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями важно развития координации пальцев рук и мелкой моторики были использованы наглядные, игровые, словесные, практические методы.

Ожидаемые результаты:

В результате проведённого мастер - класса выбранные методы и приемы обучения обеспечат закрепление и систематизирование знаний родителей по развитию мелкой моторики, умение применить данные практические рекомендации по использованию игр и упражнений в домашних условиях.

  1. Конспект мастер – класса.

Презентация по теме:

Слайд 1.  «Рука развивает мозг»  

Слайд 2.  Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

Я хочу сегодня затронуть вопрос о важности работы по развитию мелкой моторики, поделиться с вами своими находками по данной теме, поупражняться в играх на развитие мелкой моторики.

Посмотрите, пожалуйста, на свои руки и полюбуйтесь ими. Сколько тайн хранит в себе рука. Руке посвящали стихи, писали оды. Народ придумывал загадки, пословицы, прибаутки, игры: «Двое белых лебедей – у каждого по пять детей. У двух матерей по пяти сыновей», «Лучше синица в руках, чем журавль в небе», «Рука руку моет, а две руки — лицо», «Глаза боятся, а руки делают», «Сорока – Белобока».

Я не случайно завела разговор о руке. В последнее время у детей дошкольного возраста снижается уровень развития кистевой моторики, что существенно отражается на общем развитии ребенка и на развитии речи в том числе.

Что же такое мелкая моторика и для чего необходимо ее развивать?

Слайд 3. «Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной».

Слайд 4.  Бехтерев В. М., Кольцова М.М., Леонтьев Л.А., Лурия А.Р., Мастюкова Е.М., Павлов И.П., Пименова Е.М., Сеченов И.М., Сухомлинский В.А., Филичева Т.Б. и др.

Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-глаз», т. к. развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Дело в том, что на кистях рук имеются точки и зоны, которые связаны с различными зонами головного мозга. Идущие в кору головного мозга нервные импульсы от пальцев рук «тревожат» расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность.

Мелкая моторика рук – это не что иное, как ловкость рук. Она оказывает влияние не только на речь, но и на развитие таких психических процессов, как внимание, память, мышление и воображение.

Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей.

Ученые - нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь. 

Слайд 5. «Рука – вышедший наружу мозг человека» писал - Кант

hello_html_m570878fb.jpg

Человечек, которого вы видите на этом рисунке, не какой-нибудь вор или карикатура на известного политика. Нет. Этого человечка придумал канадский ученый нейрохирург Уайлдер Грейвс Пенфилд, который таким наглядным образом изобразил мозг человека. Пропорции этого человечка соответствуют представлению нашего тела в коре головного мозга. Около трети занимает кисть руки, еще треть — губы, язык, гортань, т.е. речевой аппарат, остальное тело непропорционально мало.

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторики у детей большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребёнка: кроме усвоения новой информации, приходится ещё учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

Последнее время родители забыли, что такое колыбельная или сказка, прочитанная на ночь и тем более игра с пальчиками, ладошками. Родители видят в этих играх развлекательные, а не развивающие, оздоровительные воздействия. Им проще посадить ребенка у телевизора, чем заняться полезной деятельностью, в виде игры. Например, перебрать рис, горох, разложить карандаши, порисовать, полепить и т.д. Это касается так же и бытовой стороны жизни ребенка. Родителям всегда некогда и не каждый взрослый ждет, пока ребенок самостоятельно умоется, оденется, зашнурует ботинки или застегнет пуговицы.

Таким образом, у большинства современных детей мелкие движения пальцев перестают играть самую главную  роль, а это отрицательно сказывается на общем развитии, развитии речи, мышления ребенка, вызывая в дальнейшем трудности в овладении письмом в школе: быстро устает рука, теряется рабочая строчка, не получается правильное написание букв. Поэтому начинать работу по развитию мелкой моторики необходимо с раннего детства.

Поэтому сегодняшняя наша с вами встреча и посвящена как можно развить мелкую моторику рук у наших с вами детей, самым благоприятным периодом для развития рук является возраст именно 5-6 лет.

Работу по развитию мелкой моторики рук желательно проводить систематически, уделяя ей по 5-10 минут ежедневно. С этой целью могут быть использованы разнообразные игры и упражнения. 

  1. Практическое задание.

Оборудование: Ноутбук, проектор, экран. На каждого участника: Су-Джок шарики, шестигранные карандаши, буклеты.

Слайд 6. «Су-Джок»

Использование «Су-Джок» терапии – это направление восточной медицины, где особое внимание сосредоточено на активных точках кистей рук, шарики и пружинки следят за здоровьем и предотвращают болезни. В переводе с корейского обозначает Су-кисть, Джок-стопа.  Если мы посмотрим на нашу кисть, то большой палец – это голова, мизинец и указательные пальцы — это кисти, а средний и безымянный – это стопы. Поэтому в ходе игры не только учимся и осваиваем навыки, но еще лечимся, укрепляем здоровье. Этот метод «Су-Джок» терапии получил широкое распространение, так как обладает рядом достоинств:

Слайд 7.

  • ВЫСОКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ.
  • АБСОЛЮТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ.
  • УНИВЕРСАЛЬНЫЙ МЕТОД.
  • ДОСТУПНОСТЬ МЕТОДА ДЛЯ КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА.
  • ПРОСТАТА ПРИМЕНЕНИЯ.

Слайд 8. (видео детей с Су-Джок шариком).  

       С помощью шаров – «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым развивая речь.

(упражнение с родителями с Суд-жок)

Для развития мелких мышц руки очень полезна пальчиковая гимнастика.

Пальчиковые игры – это упражнения на развитие координации движений кистей и пальцев рук, инсценировка с их помощью каких--либо стихотворений, историй, сказок. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны для детей, а также исключительно полезны для их общего развития.

  • Пальчиковые игры по стихам А. Барто. 

Слайд 9.  (1 стих упражнение с родителями)

Ритм и рифма в пальчиковых играх вызывают интерес ребенка, легко запоминаются. Способствуют овладению навыками мелкой моторики, помогает развивать речь, повышает работоспособность головного мозга.

Сайд 10. Игры с шестигранными карандашами (упр. с родителями)

Грани карандаша легко укалывают ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение).

Слайд 11. Игры с конструктором способствует развитию мелкой моторики, формированию представлений о цвете и форме и ориентировки в пространстве.

Слайд 12. Игры «Пазлы», «Мозаика» Развивают мелкую моторику, координацию движений, мускулатуру, мышление. Выкладывать их нужно вместе с ребёнком, при этом важно помнить, что пазлы должны соответствовать возрасту ребёнка.

Слайд 13. «Волшебный мешочек». Ребенок в игре развивает зрительное внимание и память, свою способность узнавать предметы на ощупь. Один из двух одинаковых наборов мелких игрушек нужно поместить в мешочек. Игрушки из такого же набора по одной показываются ребенку. Он должен на ощупь выбрать из мешочка такую же игрушку. Через 2-3 занятия ребенок должен сам узнавать игрушки на ощупь, не ожидая показа парной.

Слайд 13. (картинки трафаретов)

  • Графомоторные трафареты. Кроме пальчиковых игр,  использую графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания. Выполнение графических упражнений – это очень важно для успешного овладения письмом.
  • Штриховка. В процессе работы развивается сила руки, её ловкость, переключаемость с одного вида движений на другой, так же внимание, глазомер, зрительная память, усидчивость, аккуратность, фантазия, подготовка руки к письму.

На самом деле очень много материалов по развитию мелкой моторики, в один мастер - класс все охватить не сможем, и я вам презентую буклет с разнообразными играми и упражнениями.

Большое спасибо, что вы приняли активное участие в мастер-классе. Надеюсь, что Вы узнали много нового, интересного и примените полученные на мастер-классе знания для развития мелкой моторики детей в семье.

Рефлексия:

1) что взяли полезного (интересного).

2) чем запомнился мастер-класс.

3) отзыв о проведённом мероприятии.

  1. Анализ проведенного мероприятия.

Данное мероприятие было направлено на повышение уровня активности родителей в освоении новых приемов и методов взаимодействия с детьми по развитию мелкой моторики рук.  

В ходе мероприятия родители выполняли различные задания. Такая деятельность создала положительный, эмоциональный фон процесса обучения и сохраняла интерес на протяжении всего мероприятия.

В ходе мастер-класса использовала игровые, словесные и практические методы, все этапы были взаимосвязаны и взаимообусловлены, подчинены заданной теме и цели мероприятия.

Анализируя деятельность родителей, хочется отметить, что они проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали на приёмы активации деятельности. Все родители были заинтересованы, внимательны.

Я считаю, что мастер-класс был результативным. Выбранные методы обучения обеспечили мотивацию деятельности, организацию родителей на достижение поставленных задач, помогли овладеть новыми знаниями, умениями и навыками. Коррекционно-развивающие задачи были выполнены в полном объёме и цель достигнута.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья на тему: "Влияние мелкой моторики на развитие речи детей дошкольного возраста с нарушением развития."

в статье писаны способы развития мелкой моторики с детьми младшего дошкольного возраста...

Влияние развития мелкой моторики на формирование речевых навыков у младших дошкольников.

Как влияет развитие мелкой моторики на формирование речевых навыков у младших дошкольников....

Самообразование. Влияние мелкой моторики рук на речевое развитие у детей младшей группы.

Повысить уровень развития мелкой моторики рук у детей младшего возраста через использование в работе произведений устного народного творчества и пальчиковой гимнастики....

Самообразование. Влияние мелкой моторики рук на речевое развитие у детей младшей группы.

Повысить уровень развития мелкой моторики рук у детей младшего возраста через использование в работе произведений устного народного творчества и пальчиковой гимнастики....

Консультация для педагогов «Мелкая моторика и развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста»

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически...

Отчет по самообразованию за 2021-2022 уч.г Развитие речевых навыков у детей младшего дошкольного возраста посредством устного народного творчества».

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого    народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное нар...