Материалы для родителей
учебно-методический материал (старшая группа)

Котова Ирина Валентиновна

В данном методическом материале содержатся рекомендации для родителей по раннему обучению детей чтению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Обучение детей чтению19.08 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение чтению детей старшего дошкольного возраста


Обучение чтению детей старшего дошкольного возраста

По мнению современных физиологов, психологов, логопедов, педагогов этот возраст для большинства детей является наиболее благоприятным для активного развития восприятия, внимания, памяти, мышления. Ребенок в этом возрасте физиологически готов к развивающему обучению, у него появляется желание учиться. Старший дошкольник уже может и хочет заниматься, проявляет большой интерес к организованным формам занятий, связанных с усвоением знаний, умений, навыков. Именно старший дошкольный возраст для большинства детей является наиболее эффективным для начала обучения чтению. Это не значит, что все дети в одинаковой степени освоят навыки чтения, но начинать заниматься с ними уже нужно.

Как же родителям научить ребенка читать правильно?

Давайте рассмотрим основные направления этой работы.

• Развитие звукового анализа и синтеза (фонематического восприятия).

• Еще до того, как вы приступите к обучению чтению, малыша надо учить различать и выделять звуки нашей речи. Хорошо развитый фонематический слух будет тем фундаментом, на котором строится в дальнейшем грамотное письмо и чтение. А вот недоразвитие умений звукового анализа приводит к ошибкам на письме и чтении.

• В процессе обучения чтению дошкольник должен овладеть навыками звукового анализа:

• находить место звука в слове (начало, середина, конец слова);

• знать и различать понятия «звук» и «буква»«слог» и «слово»«гласный звук» — «согласный звук»«твердый согласный» — «мягкий согласный»«звонкий согласный» — «глухой согласный»;

• уметь делить слово на слоги.

Знакомство с буквами и звуками

• Знакомя ребенка со звуками, мы сразу же изучаем и букву, обозначающую этот звук. Сначала это простые гласные А, О, У, Ы, Э (так называемые гласные переднего ряда). Затем согласные.

Какие ошибки при обучении чтению часто допускают родители?

Ошибкой будет называть букву не звуковым аналогом, а так, как ее называют в алфавите: [Бэ], [Вэ], [Ша] и т. п.

В чем опасность?

• Почти всегда такое название буквы приводит к нарушениям звукового анализа на письме. Ребенок начинает читать и писать слово, подставляя не существующие в нем звуки (а на письме – буквы). Например, он будет читать вместо «МАМА» — «МЭАМЭА», вместо «ВОЛК» будет писать «ВЭОЛК» и т. п.

• чтобы научить ребенка читать правильно, необходимо сразу учить читать слоги СЛИТНО, как только ребенок запомнил несколько гласных букв, а не побуквенно. Например: из гласных [А], [У] сразу сложить слоги АУ, УА. Ни в коем случае не допускать чтения сначала по буквам : [А], [У], а затем повторять уже слог [АУ]. Первую гласную можно тянуть, пока внимание ребенка обращено на следующую букву – таким образом слог не обрывается, а читается слитно [ААААААУУУУ]. Так же происходит и согласными: из букв А, М — [АМ], [МА]

• Внимательно выбирайте Букварь. Не все буквари одинаково хорошо служат цели обучения грамоте. Один букварь будет хорошим подспорьем, а другой — снизит мотивацию и внесет путаницу в процесс чтения. Поверхностный выбор букваря будет серьезной ошибкой при обучении чтению.

Как выбрать букварь?

Букварь должен быть составлен грамотным педагогом, буквы не должны быть представлены в алфавитном порядке (для обучения чтению необходим особенный порядок знакомства с буквами, начинается знакомство обычно с простых гласных, таких как А, О, У, Ы, Э и согласных, например М, Н, Х, В, Л)

Обучение письму (печатными буквами).

• Учите писать печатные буквы одновременно с обучением чтению. Рассматривайте букву, просите обвести ее пальчиком, предлагайте сконструировать букву из палочек, дописать недостающие элементы.

• Важно уделить достаточно времени изучению оптического образа каждой буквы, чтобы ребенок четко помнил и понимал, как выглядит буква, из каких элементов состоит и в какую сторону повернута буква.

• Не секрет, что многие дети путают похожие по написанию буквы, переворачивают буквы при написании, пишут их как бы «зеркально». При начальном знакомстве с буквами это допускается, но затем такие ошибки должны исчезнуть.

• Если же оптические ошибки становятся стойкими, обязательно займитесь профилактикой дисграфии! Иначе в первом классе могут быть проблемы с овладением письмом и дисграфические ошибки.

Еще одна зона риска при обучении письму – ошибки по акустическим признакам

• Проще говоря, ребенок может путать акустически близкие, похожие по звучанию (а не по написанию, как в предыдущем примере) звуки, например: С – З, Ш – Ж, Х – К. Так же ребенок может путать буквы при написании, если он в собственной речи заменяет один звук другим. К примеру, если ребенок в своей речи заменяет звук [Л] на звук [Й].Тогда вместо слова «лак» он напишет, например «як».

• Следите за тем, чтобы малыш не путал те звуки, которые раньше он взаимозаменял. Подобные замены могут провоцировать возникновение артикуляторно-акустической дисграфии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для родителей - "Сыпь песок"

  Не секрет, что имя Марии Монтессори давно на слуху у молодых мам и продвинутых педагогов. Вот уже почти век имя М. Монтессори (1870 - 1952) - психиатра и психолога, детского врача ...

Материалы для родителей - "Как не сойти с ума перед школой?!"

Прощай, отдых! Позади свобода, море, речка, друзья, беззаботное время, а впереди - уроки, домашние задания, нудные учителя... Как психологически правильно подготовить ребенка, будь он первоклашка или ...

Материалы для родителей - "На прогулке наблюдайте с ребёнком признаки весны".

 На прогулке наблюдайте с ребёнком признаки весны: потемнение и таяние снега, льда, появление луж и ручьёв; голубизну неба и кучевые облака....

Материалы для родителей "Призадумайся мама"

Материалы уголка для родителей, могут быть использованы воспитателями или логопедами....

"Материалы для родителей"

В уголок  для родителей информация  по ПДД...

Материалы для родителей. Методические разработки.

Перспективное планирование работы по взаимодействию  с семьями воспитанников (в группе детей с задержкой психического развития   старшего дошкольного     возр...

Сборник материалов для родителей "Школа заботливых родителей"

В сборнике-презентации представлен ряд консультаций для родителей. В материалах консультаций содержатся ответы на вопросы, которые часто задают родители, дети которых посещают группы компенсирующей на...