Игры на развитие логики у детей дошкольного возраста
консультация

Шенк Ирина Александровна

Логические игры, приведенные ниже, способствуют развитию у дошкольников элементарных математических представлений, помогают освоить несложные логические построения: сравнение, умозаключение, аналогии, обобщения. Предлагая ребенку логические игры, используйте наглядный материал, предметные картинки и картинки-раскраски.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры на развитие логики у детей дошкольного возраста

Логические игры, приведенные ниже, способствуют развитию у дошкольников элементарных математических представлений, помогают освоить несложные логические построения: сравнение, умозаключение, аналогии, обобщения. Предлагая ребенку логические игры, используйте наглядный материал, предметные картинки и картинки-раскраски.

Логические игры с шариками и «волшебным мешочком»

«Волшебный мешочек» — известная игра, широко используемая в практике при работе с дошкольниками. Она представляет собой обычный тканевый мешочек, наполненный разными геометрическими формами и фигурками небольшого размера и разного цвета. «Волшебный мешочек» используют в играх, способствующих формированию представлений у детей о геометрических формах, а также в играх по развитию сенсорного восприятия и в логических играх-задачах.

Для следующих игр вам понадобятся «волшебный мешочек» — это может быть обычный тканевый мешочек, вы можете изготовить его сами, и набор из шести шариков, три из которых одного цвета, а три другого, например 3 желтых и 3 красных шарика.

Игра-задача 1. В волшебном мешочке лежат 3 желтых и 3 красных шарика. Сколько шариков нужно достать из мешочка, чтобы заранее с уверенностью сказать, что хотя бы один из них будет желтым?

Это довольно сложная задача, и чтобы подготовить ребенка к ее решению, надо провести несколько предварительных наглядных опытов.

Опыт 1. Покажите ребенку пустой мешочек и два шарика разного цвета (желтый и красный). Положите шарики в мешочек. Спросите ребенка: «Сколько шариков в мешочке? Какого они цвета?» Ребенок ответит: «В мешочке два шарика: один желтый, другой красный». Теперь пусть малыш поочередно, несколько раз, не заглядывая в мешочек, достанет один из шариков и назовет его цвет, а затем положит шарик обратно. Он увидит, что нельзя заранее угадать цвет, вынимая только один шарик.

Опыт 2. На этот раз положите в мешочек два желтых и два красных шарика. Повторите с ребенком опыт 1 (см. выше), вынимая по одному шарику. Потом, предложите ему доставать из мешочка не глядя по два шарика за один раз. Пусть он проделает этот опыт несколько раз. Оказывается, если доставать из мешочка по два шарика, то они окажутся или оба желтыми, или оба красными, или один из шариков будет желтым, а другой красным. Вместе с ребенком убедитесь на практике, что других вариантов в этом случае не бывает.

Затем проведите с участием ребенка опыты по выбору трех шариков вслепую. Практика покажет, что в данном случае возможны лишь два варианта: либо вы достанете два красных шарика и один желтый, либо два желтых и один красный.

Вы провели наглядные опыты, после которых уместно поставить вопрос: « Сколько нужно вынуть шариков, чтобы хотя бы один оказался желтым». Поясните ребенку выражение «хотя бы один». Большинство детей догадывается, что достаточно вынуть три шарика. Пусть ребенок сам объяснит, почему.

Игра-задача 2. Эта игра является логическим продолжением игры-задачи 1.

Теперь положите в мешочек три желтых и три красных шарика. Проведите вместе с ребенком опыты по выбору трех шариков. Проверьте все возможные случаи: все три вынутых шарика красные, два красных и один желтый, два желтых и один красный, все три вынутых шарика желтые. Теперь задайте вопрос, аналогичный вопросу в случае с двумя желтыми и двумя красными шариками: «Сколько надо достать из мешочка шариков, чтобы хотя бы один из них оказался красным?» (Больше половины, 4).

Логические задачи с обручами и цветным блоками

Блоки — объемные геометрические разноцветные фигуры разных форм. Данные логические задачи в зависимости от сложности доступны детям от 4 (с 1 обручем) до 5 (с двумя) и 6 (с тремя) лет.

Игра-задача 1. Для игры вам понадобится гимнастический обруч и набор блоков. Набор блоков представляет собой 48 пластмассовых (или деревянных) фигур, обладающих 4 свойствами — формой, цветом, величиной, толщиной. В наборе блоков присутствуют 4 формы: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник и 3 цвета: белый, синий, красный, две величины: большой и малый и две толщины: толстый и тонкий.

Положите обруч на пол и предложите ребенку расположить внутри обруча блоки одного вида, а вне обруча все остальные. Варианты могут быть разные. Пусть ребенок опишет и мотивирует свои действия. Например: расположить внутри обруча все синие блоки, а вне — все остальные. В данном случае ребенок руководствуется в отборе блоков разделением по одному признаку: цвет. Можно усложнить задачу: расположить внутри обруча все треугольные красные блоки — классифицировать блоки придется уже по двум признакам — цвет и форма, и т. п. Решая подобные логические задачи, дети получают представление о классификации объектов.

Игра-задача 2. Разложите на полу два обруча разного цвета, так, чтобы они пересекались, образуя общую зону. Затем попросите ребенка расположить блоки так, чтобы внутри красного обруча оказались, например, все красные блоки, а внутри желтого все круглые. Следует обратить внимание ребенка на то, что классификация блоков в этой задаче идет по двум признакам— цвету и форме. Выполняя это задание, дети часто допускают следующую ошибку: заполняя красный обруч красными блоками, они располагают все красные, в том числе и круглые вне желтого обруча, затем все остальные круглые блоки располагают внутри желтого, но вне красного обруча таким образом, общая часть обручей может остаться незаполненной. Вы можете поправить действия ребенка наводящим вопросом: «Все круглые блоки лежат внутри желтого обруча?», и, скорее всего, он заметит ошибку и переложит круглые красные блоки в общую часть обручей. Попросите его прокомментировать свои действия, объяснив, почему они должны лежать именно там: «Внутри красного обруча — потому что красные, внутри желтого — потому что круглые. Попросите ребенка ответить на следующие вопросы: какие блоки лежат:

1) внутри обоих обручей;

2) внутри красного, но вне желтого обруча;

3)внутри желтого, но вне красного обруча;

4) вне обоих обручей.

Еще раз напомните, что блоки следует в этой задаче разбирать и называть по двум признакам — форме и цвету.

Игра-задача 3. Усложнить игру можно используя три разноцветных обруча. Скорее всего, решение этой задачи потребует вашего активного участия. Разложите красный, зеленый и желтый обручи так, чтобы всех три пересекались, имея общую площадь. Прокомментируйте данную позицию, соответствующим образом назвав каждую образовавшуюся плоскость (всего их будет восемь): внутри всех трех обручей; внутри красного и желтого, но вне зеленого и т. д. В данной игре вам придется классифицировать блоки по трем признакам. Попробуйте вместе с ребенком разместить блоки так, чтобы внутри красного обруча оказались все красные блоки, внутри желтого все квадратные, а внутри зеленого все большие.

После того, как расположите нужным образом все блоки, ответьте вместе с ребенком на восемь стандартных для любого вида игры с тремя обручами вопросов: какие блоки лежат:

1) внутри всех трех обручей;

 2) внутри красного и желтого, но вне зеленого обруча;

3) внутри желтого и зеленого, но вне красного обруча;

4) внутри красного и зеленого, но вне желтого обруча;

 5) внутри красного, но вне

желтого и вне зеленого обруча;

6) внутри желтого, но вне зеленого и вне красного обруча;

7) внутри зеленого, но вне красного и вне желтого обруча;

8) вне всех обручей?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста посредством ИКТ.

Социально-экономическое развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Информационно- коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни человека. С...

Игры для развития внимания у детей дошкольного возраста. Консультация для родителей.

Игры, приведенные в этой статье, направлены на развитие внимания у ребенка. Следует обязательно учитывать возрастные особенности детей! Дети 3-4 лет- обычно могут заниматься в течении 15-20 мину...

Игры на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста

Игры на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста...

Роль дидактической игры в развитии математических способностей детей дошкольного возраста

Наиболее трудным предметом для детей дошкольного возраста является математика. Для развития познавательного интереса к математическим знаниям используются разнообразные методы и приемы обучения матема...

Значение театрализованной игры в развитии и воспитании детей дошкольного возраста.

Театр – один из самых доступных видов искусства для детей, и с его помощью можно решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии. Театрализация педагогического процесса привлекательна т...

Консультация для воспитателей "Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста. Игра принимает всех."

"Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста. Игра принимает всех."...

Консультация для родителей "Дидактические игры и упражнения для развития логики у детей дошкольного возраста"

Дидактические игры и упражнения для развития логики у детей дошкольного возраста...