ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ КАК ОДНА ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ.
статья (старшая группа)

Сыроватко Елена Ивановна

Родители являются первыми и основными учителями ребёнка. Семья вместе с детским садом создает тот внешний комплекс факторов воспитывающей среды, которые определяют успешность либо не успешность всего учебно-воспитательного процесса. Поэтому сотрудничество с семьёй является одним из важнейших условий организации эффективного воспитательного процесса в ДОУ. Для многих коллективов дошкольных учреждений актуальным стал поиск таких форм и методов работы, которые позволят учесть потребности родителей, будут способствовать формированию активной родительской позиции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx29.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальные педагогические чтения

руководящих и педагогических работников образовательных организаций МО г.Саяногорск «Практика современного образования: новые форматы для новых результатов»

ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ КАК ОДНА ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ.

Сыроватко Елена Ивановна

Воспитатель МБДОУ д/с № 25 «Умка»

Актуальность

Необходимость и важность сотрудничества семьи и детского сада никогда не ставились под сомнение. Именно семья по праву считается главным фактором и условием развития и воспитания ребенка. Именно здесь он рождается, здесь получает зачатки физического и духовного развития, первые знания об окружающем мире, здесь формируются первые элементарные навыки и умения во всех видах деятельности, изначальные критерии оценки добра, истины, красоты. Здесь протекает большая часть его жизнедеятельности, закладываются основы его отношений с миром, то есть начинается процесс воспитания.  Таким образом, родители являются первыми и основными учителями ребёнка. Семья вместе с детским садом создает тот внешний комплекс факторов воспитывающей среды, которые определяют успешность либо не успешность всего учебно-воспитательного процесса. Поэтому сотрудничество с семьёй является одним из важнейших условий организации эффективного воспитательного процесса в ДОУ. Для многих коллективов дошкольных учреждений актуальным стал поиск таких форм и методов работы, которые позволят учесть потребности родителей, будут способствовать формированию активной родительской позиции.

Таким образом, из выше изложенного мы определили цель работы: это диалог ДОУ и семьи, что подразумевает создание единого пространства семья  детский сад, в котором всем участникам педагогического процесса (детям, родителям, воспитателям) будет уютно, интересно, безопасно, полезно.

Для достижения поставленной цели, определены следующие задачи:

  1. Выбрать систему мероприятий по созданию условий для взаимодействия ДОУ и семьи.
  2. Установить доверительно – деловые  контакты между педагогами ДОУ и родителями дошкольников.
  3. Разобрать механизм, позволяющий выстраивать отношения с родителями воспитанников.
  4. Обмен информацией между педагогом и родителями.
  5. Повышение педагогической компетентности родителей и способствовать включению их в деятельность ДОУ.
  6. Способствовать созданию атмосферы взаимопонимания, общности интересов, сплочению родительского коллектива.
  7. Создать условия для творческой самореализации родителей и детей.

 Основная часть

Для решения поставленных задач, нужно стараться наиболее полно использовать весь потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей. Планируя ту или иную форму взаимодействия, нужно исходить из представлений о современных родителях, готовых к обучению и сотрудничеству. Таким образом, основной формой взаимодействия являются: оригинальность, востребованность, интерактивность.

Основные особенности работы с детьми и родителями это планирование материала по организационным формам работы, так как именно они определяют динамику формирования содружества семьи и детского сада.

Взаимодействие с родителями по воспитанию у дошкольников ценностных ориентиров включает комплекс познавательных форм и методов общения: семейные гостиные, детско-родительские проекты, семейные экскурсии, совместные праздники, детско-родительский театр, коллективные творческие дела, семейный клуб. Для того, чтобы родители стали активными помощниками педагогов, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Клуб - наиболее подходящая для этого форма работы, позволяющая установить эффективное и целенаправленное взаимодействие детского сада и родителей. Цель работы клуба: объединение усилий семьи и детского сада в совместных действиях по воспитанию, обучению, сохранению и укреплению психологического здоровья воспитанников и родителей.

Задачи:

  • расширение и углубление знаний родителей в области дошкольной психологии и педагогики
  • коррекция детско-родительских отношений
  • формирование единого пространства семьи и дошкольного учреждения в воспитании и развитии дошкольников и их подготовке к обучению в школе.

Принципы работы клуба.

  • Участие в работе клуба на добровольной основе.
  • Строить общение на взаимопонимании, взаимоуважении, на принципах эмпатии, толерантности
  • Учиться проявлять деликатность, такт, учитывая точку зрения каждого.
  • Осознание важности общих усилий, творческого подхода к делу каждого. Работа клуба должна стать интересной, нужной, полезное для каждого.

Примерный план работы клуба.

 сентябрь

Мероприятие:

Анкетирование с целью выявления запросов родителей по организации работы клуба и успешного опыта семейного воспитания.

Предполагаемый результат: 

Выявление запросов родителей по организации работы клуба и успешного опыта семейного воспитания.

декабрь

Мероприятие:

Семинар-практикум «Капризы и упрямство, что с этим делать?»

Предполагаемый результат: 

Повышение уровня осведомлённости.

март

 Мероприятие: 

Групповая дискуссия «Нужны ли наказания» с участием социального педагога.

Предполагаемый результат: 

Повышение правовой культуры.

май

Мероприятие:

Круглый стол «Презентация опыта семейного воспитания». Итоги работы клуба.

Предполагаемый результат:

Распространение опыта семейного воспитания. Подведение итогов.

Также для взаимодействия ДОУ с родителями используют разные виды форм. Можно выделить традиционные и нетрадиционные. К традиционным относятся следующие виды:

  • коллективные - это родительские собрания, как групповые так и общесадовые, но сейчас, на современном этапе, все большей популярностью стали пользоваться семейные гостинные, которые приходят на смену групповым родительским собраниям - они создают условия для обмена педагогическим и семейным опытом, установлению дружеских взаимоотношений между семьями воспитанников. Также это групповые консультации, конференции.
  • к индивидуальным относятся: индивидуальные беседы,  
  • наглядным:  это несомненно папки передвижки,  информационные стенды, фотовыставки.

Нетрадиционные формы делятся на:

  • информационно-аналитические и познавательные,
  • досуговые,
  • наглядно - информационные.

Информационно-аналитические формы работают на выявление запросов и интересов родителей. Это – анкетирование, различные опросники, тесты.

Познавательные формы работы - это знакомство родителей с возрастными психологическими особенностями детей - дошкольников, а также формирование навыков воспитания. Эти знания можно подчерпнуть из семейных гостиных в нетрадиционной форме. Очень помогает тематические консультации, главная цель которых - ответ на все вопросы, интересующие родителей. Очень важна и необходима работа родительского комитета группы (детского сада). Он собирается для того, чтобы помочь в работе администрации ДОУ, воспитателям группы в проведении и организации совместных мероприятий, для совершенствования условий образовательного процесса, охраны жизни и здоровья воспитанников.

Досуговые формы подразумевают под собой организацию различных выставок, праздников, например, «Новый год стучится в дверь», «Масленица», «День земли», «Что за чудо мамин День» и так далее. В этих мероприятиях Родители сами с удовольствием участвуют: играют, поют песни, читают стихи. Использование досуговых форм способствует установлению позитивной атмосферы среди родителей, они охотнее идут на контакт, и с ними намного проще работать педагогам.

Неотъемлемая часть в работе с родителями это наглядно - информационные формы:

  • папки-передвижки на разные темы, «Азбука здоровья», «Игра для мальчиков и девочек», «Роль отца в семье» и так далее,
  • выставки детских работ (рисунки, аппликация, игрушки изготовленные руками детей) и так далее,
  • информационные стенды (с объявлениями, памятками для родителей, благодарности, поздравления).

         Эта форма работы даёт возможность донести до родителей информацию в самой доступной форме.

Также, по сравнению с традиционными формами работы с родителями, очень востребованным стало создание официального сайта в сети Интернет детского сада, там содержится вся информация для родителей: о жизни ДОУ, об оказании дополнительных образовательных, оздоровительных услуг. Есть обратная связь, где родители могут высказывать свои предложения, пожелания, отзывы о работе дошкольного учреждения.

Обобщение и основные выводы

На сегодняшний день можно сказать, что в результате планомерной работы в соответствии с принципами и подходами, определёнными федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования в рамках взаимодействия с семьями воспитанников,  у нас сложилась система работы с родителями. Использование разнообразных современных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения. Сотрудничество детского сада и семьи стало двусторонним процессом: «детский сад – семье» – процесс, направленный на оптимизацию влияния семьи на ребенка через повышение педагогической культуры родителей, оказания ими помощи; «семья – детскому саду» – процесс, характеризующийся включением родителей в воспитательно – образовательный процесс детского сада.

Под влиянием общения с детьми, включение в разнообразные формы общения и взаимодействия с ними, в значительной степени меняется внутренний душевный мир родителей, отношение к собственному ребёнку. Благодаря таким интерактивным формам взаимодействия родители чувствует себя полноценными участниками воспитательно-образовательного процесса, и учатся отвечать за результаты воспитания и обучения ребенка наравне с педагогами детского сада.

 Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели.

         Только сотворчество педагогов с родителями может принести реальную пользу в деле образования детей. Родители станут вашими единомышленниками и помогут сделать жизнь детей в детском саду ярче, разнообразнее, радостнее.

Литература

  1. Агавенян М.Г., Данилова Е.Ю., Чечулина О.Г. « Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями» – Москва: ТЦ Сфера, 2009.
  2. Белая К.Ю., Жемчугова А.Е., Щапова О.В. «В помощь воспитателям ДОУ в работе с родителями», Москва Школьная Пресса 2011.
  3. Виноградова Н.А., Зайчикова А.И, Микляева Ю.В.«Детский сад и молодая семья: основы успешного взаимодействия»/ под редакцией Микляевой Н.В.- Москва, 2010.
  4. Евдокимова Е.С. «Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольников» – М., 2007.
  5. Монахова А.Ю. «Психология и семья: активные методы взаимодействия». Ярославль, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование спортивных игр с мячом на 2019 -2020 учебный год. Детско-родительский спортивный клуб.

Детско-родительский спортивный клуб "В дружбе взрослых и детей - сила сада и семей"....

Родительский клуб как одна из форм работы с родителями

Сотрудничество с семьей является одним из важнейших условий организации эффективного воспитательного процесса в ДОУ. Необходимо вовлекать родителей в жизнь детского сада.Родительский клуб – одна ...

Детско-родительский спортивный клуб "Капелька здоровья"

Проект позволяет формировать знания родителей, позволяющие воспитывать у детей сознательное отношение к здоровому образу жизни; повышать роль семьи в физическом воспитании и развитии детей дошкольного...

Фотоотчет: Конкурс детско-родительских поделок "Осенние чудеса".Одной из самых актуальных осенних тем для творчества становятся осенние поделки из овощей и фруктов. Поделки из овощей и фруктов для детского сада представляют большой интерес .

Уважаемые коллеги!Вот она золотая и чудная пора. Ночи на много  стали холоднее, чем летом , день убавляется.Сбор урожая в самом разгаре, а у многих может уже подошел к концу.И поэтому теперь мы в...

ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ КЛУБ В ДОУ КАК ОДНА ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ ФОРМИРОВАНИЯ БУДУЩЕГО ЧИТАТЕЛЯ

В работе рассмотрены вопросы организации литературного клуба в группе детского сада, привлечение родителей к активному участию в деятельности клуба,  взаимодействие с детской библиотекой. Предста...

«Семейный клуб, как одна из эффективных форм взаимодействия с родителями для успешной реализации духовно-нравственного компонента развития дошкольника»

    В современных условиях главным социальным и государственным приоритетом становится воспитание человека-гражданина.      В дошкольном возрасте интенсивно ф...

Публикация "Детско-родительский литературный клуб в ДОУ как одна из эффективных форм формирования будущего читателя" в сборнике Международной конференции "Внедрение результатов инновационных разработок", 2017г.

В статье рассмотрены вопросы организации детско-взрослого литературного клуба в группе детского сада, взаимодействия с детской библиотекой....