Родительское собрание « Развитие речи детей второй младшей группы посредством дидактической игры»
статья (младшая группа)

                  Роль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста очень велика. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание « Развитие речи детей второй младшей группы посредством дидактической игры».  

Одним из замечательных средств, для развития речи у детей младшего дошкольного возраста, являются дидактические игры. Игра - это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Она является определяющим фактором в развитии личности, в том числе и влияет на один из важнейших познавательных процессов человека - речь. Роль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста очень велика. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. В игре ребенок развивается , у него воспитывается сообразительность, находчивость, инициатива.

Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательно-игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности. Между игрой и речью существует двухсторонняя связь: с одной стороны речь ребенка развивается и активизируется в игре, с другой стороны сама игра совершенствуется под влиянием и обогащением речи. Ко всему прочему, у ребенка игра является ведущей деятельностью. Наблюдая за речью и играми детей, пришли к выводу, что через игру у детей  развитие речи происходит быстрее. В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами, настольно-печатные и словесные игры.

В играх с предметами используются  игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление  последовательности в решении задач. В играх с куклами у детей формируются культурно-гигиенические навыки и нравственные качества.

Настольно-печатные игры - интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании. Подбор картинок по парам: самое простое задание в такой игре-нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых. Составление разрезных картинок: задача этого вида игр – учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах.

В младших группах игры со словом направлены в основном на развитие речи, воспитания правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизация словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве. Независимо от вида дидактическая игра имеет определенную структуру, отличающую ее от других видов игр и упражнений.

Игра, используемая для обучения, должна содержать,  прежде всего, обучающую, дидактическую задачу. Играя, дети решают эту задачу в занимательной форме, которая достигается определенными игровыми действиями.

Обязательным компонентом игры являются и ее правила, благодаря которым педагог в ходе игры управляет поведением детей, воспитательно-образовательным процессом.

Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение  в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями. Можно сделать вывод, что любая игра становится дидактической, если имеются ее основные компоненты: дидактическая задача, правила, игровые действия.

Таким образом, развитие речи - это один из важнейших этапов в обучении и воспитании детей дошкольного возраста. Чем быстрее ребенок начинает в совершенстве владеть речевыми навыками и чем богаче его словарный запас, тем быстрее развиваются различные психические процессы ( память, внимание, мышление). Применяя различные методики развития речи и обогащения словаря можно добиться более ощутимых результатов. Детям интересна новизна и смена деятельности и поэтому  процесс освоения знаний будет протекать более интересно, живо и без утомления. Являясь эффективным средством обучения, дидактические игры могут быть составной частью занятия, а в группах младшего возраста – основной формой организации учебного процесса.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий родительского собрания «Развитие речи детей раннего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности».

Сценарий родительского собрания«Развитие речи детей раннего дошкольного возрастапосредством театрализованной деятельности».Цели: способствовать повышению педагогической культуры родит...

Конспект родительского собрания (развитие речи детей второй группы раннего возраста) «Роль малых фольклорных форм в развитие активной речи у детей раннего возраста»

Расширение знаний родителей об особенностях малых фольклорных жанров, специфики их использования в конкретных ситуациях....

«Развитие речи детей второй младшей группы посредством дидактической игры»

Главные задачи развития речи – воспитание звуковой культуры речи, формирование словаря, формирование грамматического строя речи, ее связанности при построении развернуто...

Консультация для педагогов «Развитие речи детей второй младшей группы посредством дидактической игры»

Главные задачи развития речи - воспитание звуковой культуры речи, формирование словаря, формирование грамматического строя речи, её связанности при построении высказывания....

Проект во второй младшей группе «Развитие речи во второй младшей группе посредством русской народной сказки»

В последние годы наблюдается резкое снижение развития речи у детей.У многих имеютя нарушения речи.Дети, которые плохо говорят становятся замкнутыми, молчаливыми, отстают в своем развитии.В своей стать...

Проект «Развитие монологической и диалогической речи детей второй младшей группы посредством театрализованной деятельности»

Тип проекта: речевойПродолжительность: среднесрочный (2 месяца)Участники проекта:дети второй младшей группы (3 - 4) лет, воспитатели, родители воспитанников....