ПРОЕКТИРОВАНИЕ СРЕДЫ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ.
консультация (младшая группа)

Преимущество инновационной развивающей предметно-пространственной среды заключается в возможности приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СРЕДЫ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ.

Адаптация – это процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Критерием успешной адаптации является внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования). Для нас главное, чтобы дети справились с трудностями привыкания к незнакомой среде на уровне легкой адаптации. Малыши делают первые шаги в познании окружающего мира. И очень важно, чтобы окружающая обстановка встречала их нужными и интересными предметами, игрушками, вещами, т.е. правильно организованной предметной средой.

Преимущество инновационной развивающей предметно-пространственной среды заключается в возможности приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов. Результатами адаптации будет свидетельствовать положительный эмоциональный настрой детей раннего возраста, их желанием посещать детский сад.

Современная развивающая предметно-пространственная среда неотъемлема от инновационных форм и методов работы, требующая от педагогов профессиональной компетентности. Именно этот фактор может или тормозить развитие ребёнка (враждебная в эмоциональном и физическом плане среда), или стимулировать его развитие (благоприятная развивающая среда). Данная проблема организации предметно-развивающей среды в дошкольных организациях рассматривалась и многими исследователями в различные исторические периоды (Платоном, Г. Песталоцци, Я. Каменским, Ж. Руссо, М. Монтессори, В.Я. Сухомлинским, Ш.А. Амонашвили, Л.А. Венгером, Р.Б. Стеркиной, Н.А. Ветлугиной, Г.Н. Пантелеевыми др.). Также и современные исследователи отмечают значимость для маленьких детей социальных условий жизни, так как современный интерьер и дизайн внутренних помещений детского сада: оборудование, мебель, игрушки, пособия для малышей - рассматриваются как необходимые составляющие предметно-пространственной среды.

Преимущество инновационной развивающей предметно-пространственной среды заключается в возможности приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов.

      Среда развития ребенка — это пространство его жизнедеятельности. Это те условия, в которых протекает его жизнь в дошкольном учреждении. Условия - фундамент, на котором закладывается строительство личности ребенка.

В отечественной педагогике и психологии термин «среда» появился в 20-е годы, когда достаточно часто употреблялись понятия «педагогика среды» (С.Т. Шацкий), «общественная среда ребенка» (П.П. Блонский), «окружающая среда» (А.С. Макаренко). В целом ряде исследований последовательно и обстоятельно доказывалось, что объектом воздействия педагога должен быть не ребенок, не его черты (качества) и даже не его поведение, а условия, в которых он существует: внешние условия – среда, окружение, межличностные отношения, деятельность, а также внутренние условия – эмоциональное состояние ребенка, его отношение к самому себе, жизненный опыт, установки.

При формировании среды большое  значение имеет её познавательная ценность для детей раннего возраста: расширение опыта действий с игрушками, предметами быта, простейшими орудиями, сопровождаемых речью. Развивающая среда как средство развития сенсорных эталонов с начала её создания должна быть вариативной, многофункциональной, адаптационной и доступной для каждого ребенка. В процессе различных видов деятельности происходит познание свойств, качеств предметов, явлений, овладение обобщенными знаниями и умениями, связанные с ориентировкой в окружающем. На этой позиции базируется система сенсорного развития детей в отечественной науке В.А. Аванесова, Л.А. Венгер, А.Н. Лебедев, Н.Н. Поддъяков, Н.Г. Сакулина.

С позиции психологической науки, по мнению Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, развивающая среда – это упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение.

В исследованиях В.В. Давыдова, В.П. Лебедевой, В.А. Орлова, В.И. Панова рассматривается понятие об образовательной среде, существенными показателями которой выступают следующие характеристики:

  • каждому возрасту соответствуют определенные психологические новообразования;
  • обучение организовано на основе ведущей деятельности;
  • продуманы, структурированы и реализуются взаимосвязи с другими видами деятельности.

Проблемой организации предметно-развивающей среды в группах детей раннего возраста занимались Е.Ю. Башлай, Т.Н. Доронова, С.Г. Доронов, Л.Н. Павлова, Е.О. Смирнова, Н.М. Щелованова и др. Анализ психолого-педагогических исследований позволил определить особенности организации предметно-развивающей среды в группах детей раннего возраста.

По мнению Л.Н. Павловой, развивающая среда должна комфортно сочетать современный дизайн (эстетичность) и возрастную функциональность.
Автор отмечает, для чтобы ребенок развивался полноценно, необходимо создать такие условия, чтобы дети воспринимали яркий, насыщенный впечатлениями мир, вызывающий у них эмоциональный отклик, активизирующий зрение и слух, тактильную чувствительность.

Ранний возраст - чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности - познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творчество и многое другое. Причём все эти способности не возникают сами по себе, как следствие маленького возраста ребёнка, но требуют непременного участия взрослого. Для полноценного психического развития ребёнка необходимы особые формы обучения маленьких детей, определённые педагогические воздействия.

Огромные возможности педагогического воздействия на ребенка несет в себе предметно-развивающая среда - она воспитывает и развивает малыша, способствует утверждению уверенности в себе, дает возможность ребенку испытывать использовать свои способности, стимулирует проявление самостоятельности, инициативности, творчества.

Ребенок будет развиваться успешнее, если взрослые создадут многообразную окружающую среду вокруг него и научат обращаться с ней, выступая в роли партнера.

В нашем ДОУ развивающая предметно-пространственная среда, представляет собой систему условий социализации и индивидуализации для полноценного развития ребенка, для реализации ведущих видов деятельности: предметной и сюжетно-отобразительной игры, познавательной и продуктивной деятельности. Среда, создана таким образом, чтобы дети развивались полноценно, воспринимали яркий, насыщенный впечатлениями мир.

Предметно – развивающая среда в нашей группе организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом в центрах активности, которые способствуют обогащению  новыми впечатлениями и знаниями, побуждают к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей раннего возраста. Мы, активно работаем над пополнением и обновлением необходимого игрового и обучающего материала, для стимулирования игровой, двигательной, познавательной, исследовательской, творческой деятельности детей.

При создании предметно – пространственной среды в нашей группе мы руководствовались следующими принципами, определенными в ФГОС ДО:

- Полифункциональность: предметная развивающая среда в нашей группе открывает перед детьми возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды: таких как ширма, мягкие модули, служащие разделителями пространства;

- Трансформируемость: в предметной среде нашей группы мы старались заложить возможность изменений, позволяющих детям по ситуации вынести на первый план ту или иную функцию пространства.

- Вариативность: соблюдается в нашей группе за счет наличия разнообразных уголков, которые обеспечивают возможность организации различных видов деятельности детей – игровую, двигательную, познавательно – экспериментальную деятельность и другую деятельность.

Материал, располагающийся в уголках доступен для детей, полифункционален и может использоваться как для совместной деятельности, так и в самостоятельной игре детей. Насыщенность среды обеспечиваем за счет наличия материалов, оборудования и атрибутов, используем их для организации различных видов детской деятельности в соответствии с образовательной программой, возрастными особенностями и индивидуальными особенностями воспитанников.

Ребенок раннего возраста – настоящий исследователь. Большое значение для развития познавательной активности имеет желание не только рассматривать предметы, но и действовать с ними, соединять и разъединять, конструировать, экспериментировать. Одно из важнейших направлений работы педагога – развитие познавательной активности ребенка, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые интересы. Познавательное развитие в раннем возрасте проходит преимущественно во время игры.

Игра – самая любимая и естественная деятельность младших дошкольников. Цель воспитателя состоит в том, чтобы сделать игру содержанием детской жизни, раскрыть дошкольникам многообразие мира игры.

Активная игровая деятельность познавательного развития широко раскрывается в центрах:

Сенсо - моторики, центре песка и воды.

Отдельным восхищением детей, деятельной активностью, пользуется РС «Фиолетовый лес» В. Воскобовича.

Ранний возраст – самое благоприятное время для формирования у детей представления о сенсорных эталонах. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве переоценить трудно. Оно является основной для интеллектуального развития ребенка, развитие внимания, воображения, памяти, наблюдательности, влияет на расширение словарного запаса ребенка.

Таким образом, основной задачей раннего развития ребенка 2-3 года, является развитие сенсорики мелкой моторики и координации движений.

При создании в группе центра сенсорного развития были поставлены следующие основные принципы:

- соответствие развивающей среды особенностям развития и саморазвития дошкольников;

- статичность и подвижность (постоянство и неизменность элементов среды обеспечивают ребенку защищённость и надежность, а возможность её изменения позволяет реализовать детям стремление к творчеству и инициативе);

- гибкость зонирования (позволяет детям свободно перемещать определенные игры и игрушки в любую часть группы);

- комфортность и безопасность (надежность и комфортность достигается безопасной и удобной планировкой);

- открытость и закрытость (предполагает организацию определенного порядка в пространстве);

- тендерный подход (создание условий, стимулирующих проявление типичных для девочек и мальчиков видов занятий).

Центр сенсорного развития несёт в себе следующие функции:

- стимуляция сенсорные функции (зрительное восприятие, осязание, слух и т.д.);

-  развитие мелкой моторики рук;

-  снятие мышечного и эмоционального напряжения;

-  активизация процессов мышления, внимания, восприятия, памяти.

Сенсорные игры способствуют знакомству детей не только со свойствами различных предметовно и с представлениями о форме, величине, цвете. Кроме того, во время игр развивается мелкая моторика кистей и пальцев рук. Уделяется большое внимание проговариванию детьми всех своих ощущений. Центр содержит материалы и игры для развития тактильных ощущений, мелкой моторики. Одним из основных средств развития сенсорики у детей являются дидактические игры и упражнения.

Первые социальные игры ребенка возникают именно в песочнице. Строя что-то из песка, ребенок передает мир своей души, полон фантазий и реальности. Личность каждого ребенка уникальна.

Игры с водой и песком – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Они обладают почти неограниченными возможностями и способствуют развитию ребёнка во всех аспектах.

Занятия с песком и водой очень полезны для здоровья, они позитивно влияют на эмоциональное состояние детей. Детям нравиться трогать песок, пересыпать его ручками и совочком, с какой радостью они плещутся в воде. Это благотворно влияет на психику, успокаивает, создает умиротворенное настроение, гасит негативные эмоции. А это так важно в период адаптации к детскому саду! Манипуляции с песком, как с мокрым, так и с сухим — успокаивают импульсивных, чересчур активных детей и раскрепощают зажатых, скованных и тревожных малышей. Также игры с песком очень полезны для развития мелкой моторики, тактильных ощущений и координации движений. Все это напрямую связано с развитием речи, мышления, внимания, наблюдательности, воображения, памяти.

Играя с песком и водой, дети познают окружающий мир, знакомятся со свойствами веществ, учатся терпению и трудолюбию. Игры с водой и песком помогают развить мелкую моторику, координацию движений, дают представление о таких понятиях, как «много»- «мало», «быстро-медленно», «короткий- длинный», «высокий- низкий».

Малыши проводят эксперименты: льют, пересыпают из одной емкости в другую, процеживают через сито, переливают через лейки, через трубочки. Дети видят и понимают, какие предметы не тонут в воде и почему, из какого песка можно лепить и строить, а из какого нет. Малыши очень любят эти игры – эксперименты.

Малыш радуется тому, что узнал что-то новое, радуется своему достижению, умению что-то сделать самому. Радость – залог успешного развития детей на ступени раннего возраста.

Введение ФГОС ДО дало толчок к интенсивному обсуждению вопросов, связанных с обновлением содержания дошкольного образования. Применение педагогами инновационных игровых технологий методов и форм работы, является одной из уникальных форм обучения, так как в них регенерированы элементы познавательного, игрового, поискового и воспитательного взаимодействия в процессе интеллектуально - творческого развития дошкольников.

         Одним из средств интеллектуально - творческого развития ребенка является игровая технология В. В Воскобовича «Сказочные лабиринты игры», и его уникальная развивающая предметно - пространственная среда «Фиолетовый лес».

 Цель технологии - развитие познавательно - творческих способностей детей в игровой форме, на основе интереса - познания - творчества. «Фиолетовый лес» методическая, развивающая среда позволяющая перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, на основе сказочного сюжета, максимально комфортна, разнообразна в использовании с детьми, доставляет радость. Это является важным не только для интеллектуально - творческого развития детей, но и для сохранения и поддержания здоровья воспитанников.  

  Важно, что среда «Фиолетовый лес» полностью соответствует и выполняет требования с среде ФГОС ДО.

Во - первых обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе и детей разного возраста) двигательной активности детей, а также дает возможность проектирования и уединения собственного пространства.

Во - вторых данная среда обеспечивает реализацию различных образовательных программ, используемых в ДОО.

В - третьих «Фиолетовый лес» среда содержательно - насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная

Способствует созданию благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными   и   индивидуальными   особенностями   и   склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром».

 Развивающая среда «Фиолетовый лес» обеспечивает, формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности: игровой, познавательно- исследовательской, коммуникативной, конструировании, двигательной.

 Путешествуя по Фиолетовому лесу в реальном времени, ребенок становится действующим лицом сказочных приключений, с помощью необычных персонажей. Эмоционально откликаясь на происходящее, ребенок перемещается в этой среде, участвует в создании сказочного пространства, выполняет увлекательные задания жителей Фиолетового леса. Поддерживает свой познавательный интерес в обучающих играх: « А что лишнее», «С какого дерева  выпал листик». и др.

Игровые действия в играх - это конструирование по образцу и замыслу шнурование, составление из частей складывание, нанизывание на стержень или шнурок, прикрепление частей к игровому полю. Содержание игр вызывает у дошкольников интерес к познавательно - исследовательской деятельности. Неоценимое значение «Фиолетовый лес» представляет в сенсорном развитии, и пронизывает всю деятельность детей младшего дошкольного возраста. Совершенствуем эталоны  цвета, учим группировать по цвету, размеру, по принципу «от большого к маленькому», или наоборот.        

Например, игра «Подари гномам листочки». Для этой игры используем семь разноцветных гномов: Кохле, Охле, Желе, Зеле, Геле, Си, Фи.

Конструируя, малыши учатся строить дома, башни, дороги для жителей Фиолетового леса из развивающих конструкторов Воскобовича.

 Логическое мышление развиваем увлекательной игрой - двухцветным квадратом. Сгибая квадрат пополам по горизонтали, по вертикали у малышей получаются разные геометрические фигуры: прямоугольник, треугольник. В итоге получаем образное название фигур: «как горка», «как шоколадка», «как лодка» и др.

                 В игровой и творческой деятельности поощряем у детей проявление самостоятельности, стремление к самоорганизации.

  Следует отметить, что игровое общение воспитанников важно для развития коммуникативной деятельности, навыков общения с другими детьми, взрослыми.

С помощью игр у малышей снимаем эмоциональное и мышечное напряжение, тревожность, обучаем совместной игре, развивая при этом социальный и эмоциональный интеллект.

    Доказано, что на развитие интеллекта дошкольников влияет развитие мелкой моторики. Чем лучше развита мелкая моторика, тем выше интеллект у ребенка. В двигательной деятельности перемещая, ковролиновые фигурки у малышей развивается мелкая моторика рук.

В своей работе используем разнообразные эффективные методы и приемы, позволяющие достичь максимальных результатов с точки зрения реализации образовательных областей ФГОС ДО. Наглядные методы  включают в себя: показ образца, схемы (контурное изображение), знакомство с персонажами сказочного леса. Демонстрация этапов выполнения сопровождаются словесными приемами: объяснение педагога, рассказ, беседа, знакомство с содержанием игры, анализ достигнутого результата. Проговариваем этап выполнения задания, даем словесные инструкции, затем переходим к  практическим  методам выполнения задания: манипуляции с играми способом наложения, по образцу педагога. В самостоятельной деятельности. предоставляем возможность ребенку проявить творчество и построить самостоятельно по своему варианту.

 Учитываем индивидуальные потребности ребенка, выстраиваем образовательный процесс в соответствии с принципом индивидуализации, заявленным в стандарте, как руководство к действию педагога. Такой подход, для каждого ребенка исходя из его потенциальных возможностей, дает эффективный положительный результат

 Использование сказочных сюжетов и сказочной среды, завуалированность задач и заданий делают обучение опосредованным, придают игровую форму взаимодействию детей и взрослых, реализуют игровую мотивацию. В итоге ребенок дошкольного возраста эффективно развивается в соответствии с принципом «Не навреди».

    

  «Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира… Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди нее ребенок будет жить- развиваться собственной самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы…»                      Е.И.Тыхеева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности проектирования вариативной развивающей предметно-пространственной среды в группах раннего возраста

Ранний возраст обладает специфическим, только для него характерным развитием, когда ребенок впервые сталкивается с окружающими предметами и пытается действовать с ними, осваивая способы их использован...

Организация среды в группах раннего возраста. Художественное развитие

  Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразитель...

«Построение предметно-развивающей среды в группе раннего возраста, для реализации задач образовательной области: «Социально коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развити

laquo;Построение предметно-развивающей среды в группе раннего возраста, для реализации задач образовательной области: «Социально коммуникативное развитие», «Познавательное развитие...

ПРОЕКТИРОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЕНСОРНОГО ВОСПРИЯТИЯ

Современный детский сад — это место, где малыш получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Для ...

Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе раннего возраста с учётом индивидуальных особенностей и возможностей детей, уровня активности и интересов по программе «Вдохновение».

   Разработка предметно-пространственной развивающей среды нашей группы осуществляется на основе характеристик детского сообщества:возрастного состава малышей;психологической характер...