Консультация для родителей "Нужно ли ругать ребенка 0-3лет?"
консультация

Дергунова Татьяна Валерьевна

Психологи говорят, что в этом возрасте наказания не имеют смысла, так как дети не делают ничего плохого. Если поведение ребёнка до 3 лет вызывает у родителя какие-то сложности, то дело точно не в ребёнке. Дело в родителе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya._nuzhno_li_rugat_rebenka_0-3let.docx177.19 КБ

Предварительный просмотр:

Нужно ли ругать ребенка 0-3 лет?

https://sun1.is74.userapi.com/7Hx_DyFvGpe_iQivn-UZ1uor_dS50Phgjmcp6w/OQX1rZvwoKQ.jpg

Что делать с непослушными малышами младше 3лет? Как правильно ругать детей 0-3 лет?

Ругать? Никак.

Психологи говорят, что в этом возрасте наказания не имеют смысла, так как дети не делают ничего плохого. Если поведение ребёнка до 3 лет вызывает у родителя какие-то сложности, то дело точно не в ребёнке. Дело в родителе.

От 0 до 1 года ребёнка в принципе не за что ругать, он ничего не делает, кроме того, что живёт и радует своих родителей.

После года ребёнок начинает активно везде лазить, всё смотреть, открывать. Ему всё надо, он не согласен на меньшее. Но так заложено природой, малыш таким образом развивается и ругать маленького за его естественные порывы неправильно.

Рассмотрим более конкретные ситуации:

•    Ребёнок не ложится на дневной сон, часами хихикает, рыдает или “откровенно издевается” над мамой. Причины: сбитый режим, недостаточно устал или наоборот психика слишком возбуждена. Ребёнок никак не может это контролировать.

•    Малыш залез в шкаф и раскидал вещи, ест кошачий корм, уронил мамин телефон с дивана, облился водой из кружки… Причины: это и есть развитие, ребёнок исследует пространство и возможности своего тела. Убирайте хрупкое подальше, ставьте безопасное поближе, и пусть играет.

•    Играет с едой – изучает различные состояния веществ. Если провести ложкой по пюре, то получится линия, если выкинуть пюре на стол, то оно растечётся. Причины: это интересно! Все учёные мира делают то же самое – ставят эксперименты.

•    Бьёт людей, животных. Ну факт не от того, что в 2 года у вас уже “злой” или “испорченный” ребёнок. Причины: малыш может ударить от испуга или от радости, такое проявление эмоций. Либо он изучает, как можно обращаться с конкретным живым существом, какую оно даёт реакцию.

•    Специально раскидывает игрушки. Причины: опять же, чисто научный интерес. Раскидывая игрушки из разных материалов, ребёнок смотрит, какие отскочат от пола, а какие покатятся, какие громко падают, а какие нет.

•    Постоянно просится на ручки к маме. Причина: боится потерять маму, не хватает внимания.

Если родитель ругает малыша за подобные ситуации, то он ругает не его, а себя. Вы недовольны, что что-то упустили, не организовали безопасное пространство, срываете на ребёнке нервное напряжение и усталость. Важно отдавать себе в этом отчёт, чтобы можно было работать над этими ситуациями.

Итак,
ругать малышей нельзя. Но и восторгаться каждым поступком вы не обязаны, особенно когда что-то идёт не так. Всё же в жизни есть ограничения, и задача родителей – донести их до ребёнка. В дружелюбной и понятной форме.

Как воспитывать детей до 3 лет?

•    Сначала сами научитесь вести себя правильно. Раздражение, гнев, усталость, обида – это чувства родителей, но вызывает их не ребёнок. Это вы позволяете себе испытывать такие эмоции по отношению к собственному малышу. Научитесь разделять. Вы испытываете гнев не к самому ребёнку, а к той ситуации, которую он создал. Вы отругали малыша за то, что он разбил кружку, а нужно отругать себя, за то что вы оставили кружку на видном месте. У ребёнка не было цели специально, назло вам разбить кружку, он просто исследует мир.

•    Для малышей до 2-х лет лучше использовать наглядные примеры. Возьмите ручку малыша и дотроньтесь до горячей воды, скажите «горячо». Далее, поднесите ручку малыша к горячей кастрюле, но не дотрагивайтесь и снова скажите «ай, горячо!», нахмурьте брови, сделайте страшные глаза – чтобы это не выглядело слишком весело. Делайте это крайне аккуратно, таким образом, чтобы малыш, не смог получить ожог, но смог почувствовать жар. Периодически проделывайте такие исследования с малышом, и когда он захочет схватить горячий чайник, вы просто говорите «горячо», и он понимает, о чём речь.

•    Безопасная среда для малыша. Вы можете хоть 100 раз накричать на ребёнка из-за того, что он пытается достать вазу, но он не перестанет её дергать. Может, лучше убрать вазу на время, пока малыш не подрастёт и начнёт лучше владеть своим телом и бережнее обращаться с предметами.

•    Удовлетворяйте интерес малыша. Представьте, что вы хотите есть, открываете холодильник, а супруг закрывает его у вас перед носом со словами «Да сколько можно, ну хватит уже». Вы сразу перехотите есть? Нет, вы же голодная. Вот и малыш испытывает голод, познавательный голод, который нужно удовлетворять. Откройте шкафчики, до которых так долго не мог добраться малыш, вытащите всё оттуда, рассмотрите вместе с малышом, назовите все предметы. Его познавательный голод будет удовлетворён, но приготовьтесь к тому, что вам придётся не раз это повторить.

•    Если ваш ребёнок любит лужи, значит, стоит приобрести специальную, водоотталкивающую одежду. Но если вдруг вы одели ребёнка не по погоде, объясните это и расскажите что будет, если он наступит в лужу в сандаликах. «Я знаю, как ты любишь бегать по лужам, это очень весело. Но сейчас у нас с тобой нет подходящей обуви, и если ты наступишь в лужу, нам придётся вернуться домой, т.к. твои ножки промокнут». Как вы думаете, после этой фразы ваш ребёнок наступит в лужу? Очень может быть, что разок наступит, и вам придётся идти домой. Это будет своеобразным наказанием за непослушание. Вот так и устанавливается причинно-следственная связь.

•    Ищите альтернативу. Если это нельзя, то что можно? Нельзя бегать в сандаликах по лужам, но можно скатиться с горки, покачаться на качелях. Нельзя отбирать чужие игрушки, но можно попросить поиграть на время, или поменяться.

•    Когда вы объясняете правила поведения, сохраняйте спокойствие, не переходите на крик. Убедительнее от этого вы не становитесь, а вот напугать малыша сможете, и тогда он точно не усвоит все те правила, которые вы прокричали. Опускаетесь на уровень глаз малыша и рассказываете, что он сделал, почему так делать нельзя, к каким последствиям это может привести.

•    Родитель не камень. Если есть ситуации, в которых ребёнку угрожает опасность, тут не до спокойствия. Вы должны пресечь подобные ситуации, убедиться, что малыш в безопасности, дать эмоциональную реакцию, объяснить её, а потом спокойным тоном рассказать, что произошло. Если ребёнок выбежал на дорогу, вам не обязательно себя сдерживать и со спокойным лицом рассказывать правила дорожного движения. В опасных ситуациях вы должны дать эмоцию, во-первых, для того, чтобы быстро спасти малыша, а во-вторых, чтобы ребёнок видел вашу реакцию и понял, что это действительно опасно.

•    Всегда задавайте себе вопрос «Почему мой ребёнок так сделал?». Сначала разберитесь в причинах, а потом решайте, ругать, или нет.
Воспитание – это взаимодействие детей и родителей, конечной целью которого является формирование личности. В воспитании нет ругани и наказания. Если у вас есть то, за что можно наказать малыша, значит, воспитания ещё не было.

Родителям в помощь:
•    “Умница.Эмоции” – комплект о том, как понимать чувства, но при этом устанавливать границы поведения (0-3 года)
•    Серия “Не хочу!” (в садик, убирать, спать) – комплекты о том, как найти и устранить ПРИЧИНУ детских проблем (3-6 лет)
•    “Антикапризин” – терапевтические сказки, позволяющие в мягкой форме проработать страхи и капризы малышей (3-6 лет).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "10 вопросов к себе, прежде чем ругать ребенка"

Консультация для родителей "10 вопросов к себе, прежде чем ругать ребенка"...

Консультация для родителей"О чем стоит подумать, прежде чем ругать ребенка"

Детское непослушание порой  начинает досаждать и взрослый часто бывает  раздосадован. А в таком состоянии редкий родитель способен на адекватную оценку ситуации. Поэтому, прежде чем ругать н...

консультация для родителей "Как ругать ребенка"

Как ругать ребенкаЗачем мы ругаем детей? Трудно представить, что громкий голос, угрозы и многословные причитания имеют какой-то педагогический эффект. Но сдержаться не всегда получается - раздражение,...

Консультация для родителей "как ругать ребенка"

Как ругать ребенкаЗачем мы ругаем детей? Трудно представить, что громкий голос, угрозы и многословные причитания имеют какой-то педагогический эффект. Но сдержаться не всегда получается - раздражение,...

консультация для родителей "Как ругать ребенка"

Как же не превратиться в монстра, убивающего все вокруг своим криком....