Организация индивидуальной коррекционно – речевой работы с ребёнком в домашних условиях
учебно-методический материал (старшая, подготовительная группа)

Организация индивидуальной коррекционно – речевой работы

с ребёнком в домашних условиях

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация индивидуальной коррекционно – речевой работы

с ребёнком в домашних условиях

Учитель – логопед МАДОУ «ЦРР – детский сад №2» г. Саранск  Шурыгина С.Н.

     

       Речь не является врожденной способностью человека, она формируется у ребенка постепенно, вместе с ростом и развитием. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему выражать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будут и его взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом.

      Решающую роль в предупреждении нарушений речевого развития играет максимально ранняя коррекционно-воспитательная работа, позволяющая предотвратить вторичные отклонения в развитии ребенка. В связи с особенностями развития  дети нуждаются в целенаправленном обучении и развитии. 

     Дети, имеющие речевые нарушения и ЗПР, не усваивают общественный опыт спонтанно, особенно в раннем возрасте. Поэтому для организации обучения и воспитания этих детей особую роль играют способы воздействия, направленные на активизацию их познавательной деятельности, где особое место принадлежит целенаправленной организации коррекционно-развивающих игр.

Игровой метод - это основной метод работы с детьми. Во время  игр дети овладевают навыками и умениями правильной речи, а так же другими видами деятельности. Игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт. 

Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребенка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения. Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма, которые могут возникнуть из-за дефектов речи. 

Преодоление недостатков произношения требует определенной системы и особых методов коррекционной работы. 

Методика проведения занятий строится с учетом принципа постепенности, перехода от простого к сложному. 

Большое внимание уделяется включению в работу всех анализаторных систем (тактильные, зрительные, слуховые, кинестетические анализаторы), что способствует быстрейшему восстановлению нарушенных функций.

Так, работа над развитием переключаемости органов артикуляционного аппарата, направленная на преодоление трудности в усвоении слоговой структуры слов, сочетается с движением пальцев рук, выработкой правильного дыхания и интонационной выразительности голоса. 

Игровые приемы реализуются в использовании различных персонажей, сказочных сюжетов, театрализации, инсценирования (произнесение фраз от имени персонажей или зверей), слов-перевертышей, намеренных ошибок, в эмоциональной подаче материала. Дети очень любят исправлять «ошибки», допущенные взрослым или каким-либо персонажем,  учить сказочных гостей, выступать в какой-либо роли. 

Мимические упражнения         

Мимические упражнения способствуют развитию подвижности лицевой мускулатуры и предшествуют работе по выработке четких артикуляционных движений. На первых занятиях ребенку предлагается выполнить самые простые мимические движения: нахмурить брови, поочередно открывать и закрывать глаза. На первый взгляд, это простые упражнения, но детям с дизартрией они малодоступны. Движения сопровождаются речью: 

Спи, глазок, спи, другой. 

Спите сразу, оба глаза. 

Правый глаз, просыпайся! 

Левый глаз, просыпайся! 

Артикуляционная гимнастика 

Артикуляционная гимнастика призвана подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произношению звуков родного языка. 

Исходя из того, что мышление дошкольников носит наглядно-образный характер, большинство артикуляционных упражнений связано с определенными игровыми образами. 

Целенаправленные артикуляционные движения в начале логопедической работы детям еще недоступны, поэтому очень важно найти возможность опоры на непроизвольные движения. Упражнения, которые преподносятся детям в игровой форме и основаны на непроизвольных движениях, не утомляют их, не вызывают негативных реакций и отказа от выполнения в случае неудачи. 

В начале занятий с ребенком, т. е. в подготовительный период работы над звуком, используются самые простые упражнения, развивающие подвижность артикуляционных мышц. Постепенно они заменяются упражнениями, которые являются базой для постановки того или иного звука, т. е. отрабатываются четкие артикуляционные уклады, затем вводятся задания на переключаемость движений, а далее включаются упражнения, направленные на формирование согласованной работы органов артикуляционного аппарата (губ и языка). 

Каждый комплекс артикуляционной гимнастики, входящий в то или иное занятие, включает в себя несколько обязательных заданий: 

•   мимические упражнения; 

•   упражнения для губ; 

•   упражнения для языка; 

•   фонетическая зарядка на развитие переключаемости мышц органов артикуляции. 

Надо отметить, что выработка некоторых артикуляционных позиций требует длительной и систематической работы. Отдельные упражнения ребенок может освоить за несколько занятий, другие занимают от одного до нескольких месяцев,

 Новые артикуляционные упражнения включаются наряду с уже применяемыми, меняются лишь их названия, вводятся игровые образы. 

Дети быстро утомляются, поэтому одному и тому же упражнению даются разные названия.

Артикуляционную гимнастику можно сочетать с развитием мелкой и общей моторики, развитием голоса, дыхания и других нарушенных функций. 

     Дошкольный возраст является сензетивным периодом для формирования многих способностей и качеств, которые входят в число необходимых предпосылок формирования учебной деятельности.

        Охарактеризуем кратко каждый психический процесс.

Память - способность воспроизводить, запоминать, что очень важно для обучения в школе. Многие родители переживают, что у их ребенка «дырявая» память (не запоминает стихи, не может вспомнить свой адрес), боятся сложностей в учебе. Действительно, в школе необходимо запоминать много информации, а без запоминания и воспроизведения предыдущего материала невозможно усвоение нового. Для школы важно, чтобы ребенок мог управлять своей памятью, ставить перед собой осознанную цель - запомнить, приложив силу и волю. А для этого ему нужно помочь освоить приемы запоминания: повторение, выделение смыслов, разделение на части, схемы. Чем больше родители будут тренировать память детей, тем легче им будет учиться, усваивать новое. Например, рассказав сказку, можно попросить ребенка нарисовать картинки, а затем по ним пересказать сюжет.

Слух - почти всю информацию об окружающих предметах и явлениях дошкольник узнает на слух. В школе 70% учебного времени отводится на то, чтобы слушать учителя, ответы одноклассников. Поэтому важно развивать активное слушание, способность удерживать внимание на важной информации, не отвлекаясь на посторонние звуки. Активное слушание развивается при чтении вслух сказок, историй. Расскажите ребенку сказку и попросите пересказать ее любимой игрушке. Эти игры развивают слуховое внимание. Если, занимаясь с ребенком или что-то объясняя ему, вы замечаете, что он зевает, вертится, отвлекается, то следует изменить громкость голоса, темп речи.

Внимание - способность к сосредоточению при выполнении определенных действий, выделение объектов среди других (знаки, рисунки, лица) необходимы для умения увидеть и удерживать образы, возникающие в процессе обучения.

Пример: по дороге из детского сада спросите у ребенка, во что были одеты его друзья, поинтересуйтесь, какого цвета был бант у подружки, куда она положила игрушку, которой играла. Эти задания научат ребенка быть наблюдательным и внимательным.

Пространственная ориентация - способность различать местоположение предметов, учитывать их перемещение необходимо для общей ориентировки в пространстве и на бумаге. Чтобы это не вызвало затруднений у первоклассника, нужно заранее подготовить его и научить четко ориентироваться в пространстве. Дл этого полезно поиграть с ним в игры. Например: спрятав что-то, направляйте его поиск  командами: далеко, близко, слева, справа. Идя по улице, по рассуждайте,  что где находится. Эти занятия помогут ребенку уверенно ориентироваться не только в окружении, но и на бумаге.

Мышление - умение сравнивать предметы и явления, выделять важные признаки, связно отвечать на вопросы, рассуждать, продолжить незаконченное предложение.

Многие родители придают огромное значение физическому состоянию детей, конечно, они хотят, чтобы дети не болели. Но немногие родители уделяют внимание психическому и умственному развитию ребенка. Желательно заниматься с детьми специальными упражнениями каждый день 15-30 мин. Главное в занятиях не количество часов, а их регулярность и тематика.

 Обучение грамоте  

В систему коррекционного обучения входят специальные упражнения, направленные на подготовку детей к обучению грамоте и овладению ее элементами. У детей воспитываются внимание к звуковой стороне речи, умение не только произносить, но и различать все фонемы родного языка.

Обучение грамоте проводится на материале только правильно произносимых звуков в следующих направлениях.

  • Первоначально детей учим выделять начальный ударный гласный в словах типа ива, Аня, утка.
  • Затем дети запоминают и анализируют ряды гласных типа ауи, определяя, сколько звуков, какой звук первый, второй, третий.
  • Далее учим выделять первый и последний согласный в слове (паук, кот, мак), а также проводить анализ и синтез сочетаний типа ап, ук, от (сколько звуков, какой звук первый, второй), после чего определяем слогообразующий гласный из положения после согласного (бык, кот, мак).

     Все эти упражнения подготавливают детей к усвоению анализа и синтеза прямого слога и односложных слов, одновременно они знакомятся с терминами «звук», «гласный», «согласный».

На последующих занятиях учим разделять слова на слоги, составлять схему одно- и двусложных слов, проводить звуко - слоговой анализ и синтез,  усваивать качественную характеристику звуков - твердых и мягких, слогообразующую роль гласного звука.

 Математическое развитие ребенка в семье

Математическое развитие ребенка в семье осуществляется под руководством взрослых постепенно, в процессе систематических занятий, направленных на ознакомление с количественными, пространственными и временными отношениями. Занятия могут проходить в форме игры, беседы, рассказов и объяснений взрослого, а также организации практических действий самих детей (накладывания, прикладывания, измерения, вырезания, конструирования, пересчитывания, письма, штриховки и др.).

У ребенка постепенно формируются знания о том, что окружающий мир наполнен множеством звуков, движений, предметов, отличающихся по своей природе, количеству, форме, размеру, расположением в пространстве.

Чем точнее, полнее у детей эти знания, тем глубже они понимают окружающую действительность.

Одновременно с приобретением знаний развиваются умения сравнивать отдельные предметы и множества, выделять их основные особенности и качества, группировать (объединять) по этим признакам. Оперируя разными множествами (предметами, игрушками), ребенок учится выяснять равенство и неравенство множеств, называть количество определенными словами: больше, меньше, поровну. Сравнение конкретных множеств готовит ребенка к усвоению в будущем понятия числа.

Содержание и методика проведения занятий в семье зависят, прежде всего,  от уровня развития ребенка. Основные принципы организации занятий - доступность предложенного материала, последовательность, систематичность в работе, широкое использование наглядности, заинтересованность и активность самих детей.

Для занятий пригодны мелкие предметы, игрушки, карточки, геометрические фигуры, разные по цвету и размеру. Материал для каждого занятия родители подбирают в соответствии с целью обучения и предлагают ребенку именно тот, который нужен для этого занятия. Для родителей существует множество ситуаций для выявления уровня имеющихся математических знаний и умений у ребенка.

На кухне можно сравнивать величину овощей, на прогулке - длину дорожек, рисуя вместе, определять количество карандашей.

Ребенок, который стоит на пороге школы, обязательно должен владеть элементарными математическими знаниями и навыками самоорганизации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация индивидуальной коррекционно - речевой работы с ребенком в ДОУ и дома

Практическое занятие для воспитателей. Совершенствание  и углубление знаний по речевому развитию детей.Дальнейшее практическое использование навыков в индивидуальной работе с ребенком...

Тематическая встреча «Сами будем больше знать, будем детям помогать» (Организация индивидуальной коррекционно-речевой работы с ребёнком в ДОУ и дома)

Предлагаю вашему вниманию конспект тематической встречи с родителями, цель которой  показать, какие игры и упражнения можно использовать в работе по закреплению звука и развитию фонематического с...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «Организация индивидуальной коррекционно-речевой работы с ребенком в ДОУ и дома»

Цель: совершенствовать традиционные формы работы с родителями и воспитателями для эффектив­ного развития звукопроизносительной стороны речи....

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «Организация индивидуальной коррекционно-речевой работы с ребенком в ДОУ и дома»

Цель: совершенствовать традиционные формы работы с родителями и воспитателями для эффектив­ного развития звукопроизносительной стороны речи....

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «Организация индивидуальной коррекционно-речевой работы с ребенком в ДОУ и дома»

Цель: совершенствовать традиционные формы работы с родителями и воспитателями для эффектив­ного развития звукопроизносительной стороны речи....

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «Организация индивидуальной коррекционно-речевой работы с ребенком в ДОУ и дома»

Совершенствовать традиционные формы работы с родителями и воспитателями для эффективного развития звукопроизносительной стороны речи....

Организация индивидуальной коррекционно – речевой работы с ребёнком в домашних условиях

В статье раскрыта система организации коррекционно - речевой работы родителей с ребенком дома по рекомендации учителя - логопеда....