«Влияние малых форм фольклора на развитие речи»
методическая разработка

Дудченко Наталья Юрьевна

Мастер-класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс:

«Влияние малых форм фольклора на развитие речи»

Ход собрания:

Воспитатель:

- Пожалуйте гости дорогие ! Веселья вам да радости . Проходите , будьте как дома . У нас для каждого найдется местечко  и словечко.

Давно мы ждем-поджидаем ,собрание без вас не начинаем.

Дорогие родители давайте поприветствуем друг друга. Эй,  дружок , становись в кружок!

«Здравствуй солнце золотое!» (руки вверх к солнцу)

«Здравствуй небо голубое» (соединить  руку над головой)

«Здравствуй легкий ветерок» (покачать руками)

«Здравствуй поле и лужок» (круговые движения перед собой)

«Здравствуй маленький дубок» (поднять руку вверх  и через стороны соединить над головой)

Мы живем в одном краю (раскрыть руки)

Всех я вас приветствую (соединить руки в замок)

- Удобно ли вам гости дорогие ! всем ли видно ,всем ли слышно, всем ли места хватило?

На завалинках , в светелке,

Иль на бревнышках каких

Собираем посиделки

Пожилых и молодых.

При лучине мы сидели

Иль под светлый небосвод

Говорили, песни пели,

И водили хоровод.

А играли как? В горелки!

Ах горелки хороши.

Словом эти , посиделки

Были праздником души.

Быт людей  отмечен веком, поменялся старый мир.

Нынче  все мы со « сусекам» личных дач или квартир

Наш досуг порою мелок

И, чего, там говорить

Скучно жить без посиделок их бы надо возродить!

     Рада вас видеть у себя в гостях  в нашей избе , собралось к нам гостей со всех семей,  ну и что же , доброе начало, как говорится половина дела.

Сядем рядком да поговорим ладком. И предлагаю вам размышления на такую простую  и сложную тему « Влияние малых форм фольклора на развитие речи ребенка ».

И нашу тему мы будем рассматривать с педагогической точки зрения , а также с вашей точки зрения ,дорогие родители. Итак, что же мы вкладываем в это понятие «устное народное творчество»?

Как вы это понимаете? (обсуждая этот вопрос  родители высказывают свое мнение  «открытый микрофон»).

     Малые жанры фольклора – это небольшие по объему  фольклорные произведения . Знакомя детей с разными фольклорными жанрами ,мы обогащаем  речи детей с живописью ,образностью, краткостью , и меткостью выражений, способствуя воспитанию детей на народной мудрости.

Как, говорил,  великий педагог  Г.С. Виноградов - фольклор  в дошкольном учреждении – источник  особой детской радости. Ребенок открывает для себя красоту  музыки, ее волшебную силу, свой творческий потенциал.

Реализация  данной деятельности осуществляется через :

- цикл познавательной непосредственно образовательной деятельности ,

- самостоятельной деятельностью по развитию творческих способностей  детей: народные игры, фольклорные праздники, развлечения , театрализованные представления.

- взаимодействия с узкими специалистами ДОУ.

- создание развивающей среды.

- пополнение библиотеки новой литературы.

А какие жанры устного народного творчества вы знаете? Я вам предлагаю написать на лепестках. На каждом по одному жанру.

        Одной из главных задач обучения  детей в детском садике является  развитие речи речевого ощущения . Ребенок всему учиться в общении со взрослыми , ранний опыт ребенка создает тот фон, который ведет  к развитию речи , умении слышать и слушать ,думать,  подготовления  детей  к вычленению  смысла слов, где же как не в русском народном фольклоре  нам черпать материал для всестороннего развития речи, воспитания интереса к художественному слову  .

А что такое устное народное искусство в жизни вашей семьи  узнаем из  небольшой викторины- опросника . Игра «Волшебный сундучок » :

  1. Знаете ли вы народные праздники и традиции?
  2. Как часто вы читаете ребенку русские народные сказки , какие?
  3. Поете ли вы ребенку колыбельную песню, напойте!
  4. Необходимо ли сохранять уважение к предметам русской старины?
  5. Должны ли рассказывать об истоках русской культуры в детском саду ? Для чего как вы считаете?

    Взрослые и  дети  любят играть  и знают много разных игр. А что такое игра?

 Игра-это состязание в ловкости ,быстроте, находчивости и сноровке, но не только!

Есть игры  где нужно уметь петь и танцевать  и даже  исполнять роли .

Обратите  внимание  на слайды , где предоставлен  фотоотчет  об играх с     детьми  

 нашей группы(фото детей).  

  И мы с вами сейчас проиграем одну из таких игр . А как же проводится жеребьевка в разных играх?(фото детей).

- Эй дружок встань в кружок.

Нам нужно выбрать водящего . Кто знает из вас считалочку ,посчитайте. Мы с вами проиграем интересную игру «Кошки мышки» (водящий в шапочке кошки сидит в круге, остальные  ходят на носочках  и приговаривают: кошка мышек сторожит,  притворилась будто спит, тише мышки не шумите, кошку вы не разбудите) Водящий: «Надоели  мне встаю, всех сейчас переловлю»

Для развития речи детей мы в своей работе используем скороговорки и чистоговорки. Мы сейчас с вами в игру «чудесный мешочек» .Вы под музыку будете передавать мешочек, когда музыка закончится у кого в руках он останется достает чистоговорку и читает ее как я вам скажу(весело, грустно, восторженно)

1 Са-сы-су-са      Здравствуй рыжая лиса.

Си-со-су-се       Хорошо в лесу лисе!

Со-си-ся-си       Как живете караси?

2 Би-бо-бы, би-бо-бы      Собирать пойдем грибы.

Оу-ои-ба, оу-ои-ба       В бубен бьют, дудит труба.

3 Ма-ми-му-мо-ми-му     Молока налит кому?

4 Рю-ря-рю,  рю-рю-рю       Я цветок тебе дарю!

5 Га-гя-га, га-га-га     Хочешь Галя пирога?

Гу-гу-гу,гу-гу-гу      Есть их больше не могу.

Ги-ги-ги, ги-ги-ги    Не нужны мне пироги.

Га-га-га, га-га-га   Где же оба пирога?

По меткому определению Ушинского пословицы и поговорки понимают «выломать язык ребенка на русский лад»

Поговорками называются выражения, употребляемые в разговоре чаще всего в форме сравнений. Для того чтобы придать речи особую наглядность. «Поговорка» говорит наряд цветочек, а пословица-ягодка.

Игра «Кто больше назовет пословиц и поговорок, кто больше наберет фишек»

И, наконец, сказки. Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Уважаемые родители, назовите свои любимые сказки или любимого сказочного героя.

 Сейчас мы с вами поиграем в игру «Сказочные гонки» Вы будите двигаться друг за другом на расстоянии вытянутой руки; гонки будут не простые, а сказочные. Во время игры вы будете превращаться в людей, зверей, волшебных персонажей.

«1, 2, 3 игру начни»Двигаемся под музыку, как музыка остановится слушайте мои команды:

- Иван Царевич скачет на сивке бурке

- Летит Жар птица

-Идет на цыпочках Василиса – прекрасная

-Шагают великаны

- Скачет лягушка –квакушка

    Спасибо всем за приятно проведенное время. Выходя отсюда помните, что мы стали еще ближе друг к другу и к своему ребенку. Он будет гордиться вами еще больше, а мы надеемся на то, что эта встреча помогла всем понять роль фольклора и оказала помощь в работе с детьми по данной теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние малых форм фольклора на развитие речи детей дошкольного возраста

Степень влияния малых форм фольклора на развитие речи детей в дошкольном возрасте...

Влияние малых форм фольклора на развитие речи старшего дошкольного возраста

Содержание ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3      1. Особенности развития речи старших дошкольников  ……………………...52. Влияние малых форм фольклора на р...

Влияние малых форм фольклора на развитие речи детей старшего дошкольного возраста

Пословицы и поговорки - особый вид устной поэзии, веками шлифовавшейся и впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лако...

Влияние малых форм фольклора на развитие речи старшего дошкольного возраста

Пословицы и поговорки – особый вид устной поэзии, веками шлифовавшейся и впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфи...

Влияние малых форм фольклора на развитие речи малышей

Консультация о положительном влиянии малых форм фольклора на развитие речи малышей...