Влияние телевидения и компьютерных игр на детей дошкольного возраста.
материал

Василенко Наталья Николаевна

Отрицательное влияние компьютерных игр и информационной среды (телевидения) на психическое здоровье детей старших дошкольников.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zombirovanie_detey.docx225.59 КБ

Предварительный просмотр:

http://www.2dsl.ru/wp-content/uploads/2013/04/61.jpgКак зомбируют детей. Влияние телевидения и компьютерных игр на детей.                                                                                                                         В наш век происходит демонизация общества, когда раньше силы зла считались плохими злыми, а детей с малолетства приучали бороться с ними, то сегодня наоборот, детей приучают их любить.

Это в корне неверно, идет подмена ценностей. Сможет ли ребенок, выросший на таких "идеалах" искренно верить в святость, ценить доброту, бесстрастие, щедрость, человечность? НЕТ.                                                                                      Влияния компьютерных игр и информационной среды (телевидения) на психическое здоровье детей старших дошкольников.                                                                                                   Просматривая мультфильмы агрессивного содержания, а также играя в игры, которые содержат сцены насилия, у дошкольников наблюдается высокий уровень тревожности и агрессивности. Все психологи, как зарубежные, так и отечественные, отмечают, что в настоящее время резко увеличилось число случаев подверженности детей массового состояния тревожности, повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Ученые утверждают, что это результат чрезмерного злоупотребления просмотром телепередач, мультфильмов, увлечения компьютерными играми, где изобилуют сцены агрессии.
Современные средства массовой информации, особенно интерактивные медиа (Интернет, видеоигры), негативно влияют на психику детей дошкольного возраста, поскольку отличаются жестокостью, даже мультфильмы(зарубежные) содержат много агрессивных моментов. Воздействие на детей происходит через неосознаваемую идентификацию, подражание поступкам агрессивного персонажа. Профессор Прихожан А.М. из Института психологии им. Л.С. Выготского отмечает, что телевидение играет роль стимулятора, пробуждающего негатив в человеке за счёт уровня криминальных сюжетов на телевидении: постоянное повторение одних и тех же сцен, например, насилия и жестокости, не только снижает внимание и реакцию на них, но, главное, резко понижает сочувствие к жертвам и делает насилие и жестокость обыденностью, признаком повседневной жизни. Но если современные информационные технологии так влияют на взрослых, то на только еще формирующуюся психику ребенка, у которого не сформированы пока защитные механизмы, это влияние еще более пагубное. Сегодня воспитатели ДОУ все чаще сталкиваются с искаженным поведением дошкольников. Это и скованность, и недостаточное развитие речи, и повышенная агрессивность, и истерическое состояния детей, и демонстративность поведения. Ребенок не может ответить на простейший вопрос, но при этом не боится кривляться при чужих взрослых, ползать под столом и показывать неприличные жесты, то есть, ведет себя неуправляемо.
Отечественные специалисты также отмечают, что за последние годы резко увеличилось количество детей, которые умеют воспринимать только зрительную информацию, а слова проходят «мимо ушей». В ДОУ и  школе «теле-воспитанники» испытывают большие затруднения со сменой привычного визуального восприятия на вербальный (слуховой). Ведь их обучает не телевизор, а живой человек, которого они не способны услышать, а значит и понять. Более того, современный дошкольник говорит много, но плохо. Самые низкие показатели выполнения программ обучения в ДОУ чаще всего относятся к разделу «Развитие речи», причем страдает не только «Связная речь», но и «Словарь», т.е. информированность детей не ведет к увеличению словарного запаса. Еще один важный негативный фактор в том, что у современных дошкольников под влиянием мультфильмов и компьютерных игр искажается игровая культура детства - основное условие развития личности ребенка. Дети становятся значительно более пассивны, чем их сверстники; им все труднее становится находить общий язык с партнерами по игре, они не могут договариваться, решать спорные и конфликтные ситуации, привыкая решать все сложности нажатием кнопок и доминированием над противником. При этом темы их игр лишены самостоятельности. Они чаще всего являются воспроизведением увиденного накануне по телевизору или в компьютерной игре, что свидетельствует о бедности воображения. Недостаток творческой активности отмечается не только в игре, но и на занятиях. И, как результат - снижение показателей готовности к обучению в школе. Современный дошкольник, воспитываемый телевизором и компьютером: развитый, любознательный, хорошо информированный и эрудированный, раскрепощенный, свободный. Однако, здесь есть и оборотная сторона, дети стали более импульсивные, капризные, плаксивые, драчливые, агрессивные. Д.И. Фельдштейн, обобщив исследования последних лет, обозначил круг значимых нервно-психических изменений у современных дошкольников, происходящих под влиянием современной информационной среды: среди психических и личностных изменений:                                                                                                                                                                              - повышение тревожности и агрессивности;                                                                                                                              снижение контроля поведения и развитие зависимостей; резкое снижение когнитивного развития; рост эмоционального дискомфорта и снижение желания активных действий; уход из жизни ребенка сюжетно-ролевой игры и, как следствие, снижение произвольности и мотивационно-потребностной сферы; снижение любознательности и воображения, неразвитость внутреннего плана действий; недостаточная сформированность мелкой моторики и, следовательно, графических навыков, указывают на неразвитость соответствующих мозговых структур, в том числе отвечающих за произвольность; значительное снижение социальной компетентности и самостоятельности в принятии решений; рост «экранной» зависимости; ограничение общения со сверстниками, появление чувства одиночества, растерянности, неверия в себя; увеличение числа детей с эмоциональными проблемами; снижение избирательности внимания и оценки информации, уменьшение объема рабочей памяти у подростков;астенизация телосложения и снижение мышечной силы; рост основных форм психических заболеваний, рост числа детей с ОВЗ. Следовательно, признавая огромную роль телевидения и компьютера в жизни детей, взрослые делать все возможное, чтобы исключить негативное влияние информационного потока на психику ребенка. Для этого совместными усилиями детского сада и семьи важно обеспечить ребенку заботу о его психическом и физическом здоровье, сформировать чувство эмоционального благополучия и психологического комфорта. Наиболее выраженными симптомами нарушения психического здоровья дошкольников под влиянием современной информационной среды (телевидения, компьютерных игр), является повышенная тревожность и агрессивность. Рекомендации родителям (основные правила) по снижению влияния информационной среды на психическое здоровье дошкольников: ограничить ребёнка определёнными программами; обсуждение любимых телепередач после просмотра; телевизор не должен быть значимой частью в жизни родителей, тогда это станет положительным примером для ребёнка; постоянно предлагать альтернативу: книга, журнал, спорт, творчество, прогулка, друзья  и т.п.                                                                                                                                             Нельзя допустить, чтобы планшет и телевизор, заменили живое общение с родителями.














По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компьютерная зависимость у детей дошкольного возраста и методы её коррекции

В данной статье поднимаются актуальные проблемы современного общества на сегодняшний день. Все больше детей дошкольного возраста попадают в зависимость от компьютера и с этим надо что – то делат...

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРОГРАММ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье представлен перечень программ для детей дошкольного возраста....

Компьютерные игры для детей дошкольного возраста.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11705167","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"height: 25px; width: 207px;"}}]]Развивающие компьютерные игры – прекрасная возможност...

Развивающие компьютерные игры для детей дошкольного возраста.

Развивающие компьютерные игры – это те же занятия, но в игровой форме....

Влияние СМИ и телевидения на психо-физическое развитие детей дошкольного возраста.

В России с 1 сентября 2012 г. действует Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" № 436-ФЗ.Целью принятия закона являлось установление правовы...