ИГРАЕМ И ЗАНИМАЕМСЯ ВМЕСТЕ
консультация

Витухина Татьяна Александровна

Игра - это самое близкое и интересное занятие для ребенка. Современные семьи часто однодетны, поэтому взрослому надо учить ребенка играть.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igraem_i_zanimaemsya_vmeste.doc168.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРАЕМ И ЗАНИМАЕМСЯ ВМЕСТЕ

Игра - это самое близкое и интересное занятие для ребенка. Отечественные психологи считают игру основной деятельностью дошкольника, от которой зависит его развитие. В игре отражаются впечатления ребенка от окружающего мира, а также происходит своеобразная переработка этих впечатлений. Именно в игре возникает и развивается воображение, без которого невозможно никакое творчество. В процессе этого незамысловатого занятия ребенок учиться говорить, мыслить, запоминать, общаться. Все детские игры можно разделить на две большие группы: творческие и обучающие. В творческой игре ребенок сам придумывает, во что и как играть, обучающие игры придумывают для детей взрослые. Это игры, в которых четко поставлена цель и имеются правила.

Современные семьи часто однодетны, поэтому взрослому надо учить ребенка играть.

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ИГРАТЬ.

Малышей до 1,5 лет в игру вовлекают сами игрушки. Обратите внимания на их подбор. Желательно, чтобы в игровом уголке было 1-2 образные игрушки (кукла, заяц, мишка) и функциональные игрушки: стол, стул, кроватка, посуда, коляска.

Создавайте в игровом уголке ситуации для игры. Один день посадите куклу в машину, другой за стол.        

Играйте на глазах у малыша с игрушкой, сопровождая свои действия речью. Например: «Кукла Маша очень хочет есть. Сейчас, Маша, я тебя покормлю. Вот тебе очень вкусная каша. Ешь». Чаще всего ребенок сразу же присоединяется к игре. Используйте в таких играх простые и понятные ситуации: кормление, одевание, приготовление пищи, укладывание спать.

Постепенно включайте в совместную игру 2-3 ситуации, связанные друг с другом. Например: варите кашу и кормите куклу. Желательно, чтобы ребенок продолжал и дополнял игру. Помогите ему. Например: «Кукла Таня поела, а теперь очень хочет погулять. Сонечка, собери ее на прогулку».

Стремитесь как можно раньше найти малышу партнера-ребенка для игр. Первоначально дети смогут выполнять только простые игровые действия: катать друг другу мяч, машину, собирать каждый свою пирамидку и прочее. Их игры индивидуальны. Взрослый должен стать организатором совместной игры. Надо взять на себя главную роль и привлечь детей. Такие игры будут кратковременны (5-7 минут), но они учат малышей общению в игре.

Если ребенок хорошо научился подключаться и продолжать игру взрослого, то надо начинать учить использовать в игре предметы-заместители. Для развития этого умения создайте игровую ситуацию, когда в игре нет необходимой игрушки. Например: разыгрывается ситуация кормления, а ложки нет. Можно взять карандаш и сказать: « давай, как будто это будет ложка». В следующей игре карандаш можно будет использовать как градусник, как трубочку доля коктейля. Если в самостоятельной игре малыш использует заместитель, обязательно спросите, что это у него, чтобы он словесно указал на условное значение предмета.

Обыгрывайте любое случайно возникшее у ребенка действие с игрушками и предметами. Вводите игровые задания. Например: дайте пузырек и скажите, что это принцесса и она хочет спать, или дайте кубик и попросите ребенка покатать машинку. Если малыш затрудняется,то покажите, как вы это сделаете, сопровождая свои действия речью. Постепенно такие занятия усложняйте. Вводите в них кроме заместителей воображаемые предметы.

Включайте ребенка в любую вашу деятельность. Например: если стираете, говорите: «Сейчас я опущу белье в машину. Теперь я включу ее. Она загудела: «у-у-у», вода в ней забулькала: «буль-буль», а белье закувыркалось и заохало «ох-ох». Затем после такой «совместной деятельности» разыграйте эту ситуацию на предметах-заместителях.

В игровом уголке обзаведитесь коробкой с заместителями. Это могут быть: детали от старых конструкторов, кубики, веревочки, лоскутки, шишки, коробочки, небьющиеся пузырьки. Также организуйте индивидуальное пространство для игр. Это можно сделать с помощью разных ширм или больших картонных коробок, которые желательно оклеить обоями, а затем вырезать в них красивые окошки.

К 3 годам ребенок научится хорошо различать ситуации игры и не игры. Он сможет самостоятельно играть с образной игрушкой, выстраивая сюжетную смысловую цепочку из 2-3 действий. Эти действия ребенок будет сопровождать речью. Также в этих играх малыш будет использовать предметы-заместители и воображаемые предметы. Он с удовольствием продолжит игру, начатую взрослым. Самостоятельные игры малыша непродолжительны и часто будут прерываться другими занятиями. Особенно велика в этом возрасте потребность в движении, и по возможности ее не надо ограничивать. Для игр со сверстниками будет характерно не столько общность и согласованность действий, сколько общность эмоций.

На 4-м году жизни ребенок начинает хорошо и много говорить. У него возникает потребность в партнере-сверстнике для совместных игр. Чтобы такое общение было успешным, научите малыша вслух свою роль и пояснять в игре свои действия.

Кроме организации совместных игр, обратите внимания на развития диалогической речи. Развить ее помогут театрализованные игры и игрушки. Сценки можно придумывать самим или использовать тексты сказок и стихов, построенные на диалоге героев.

Для развития диалогической речи можно использовать игру «Телефон», в которой взрослый предлагает сюжет для диалога. Например: «Давай я буду Айболитом, а ты моим знакомым зайчиком. Как будто я не могу к тебе приехать и звоню по телефону...» Взрослый своими репликами и вопросами помогает развернуть диалог. В таких играх можно использовать как сказочные, так и реальные сюжеты. Чем веселее диалог, тем интереснее игра.

В основе детских игр лежат знания и представления об окружающей действительности. Знакомьте ребенка с различными сферами деятельности. Подбирайте соответствующие книги, открытки. При посещении различных учреждений обращайте внимание малыша на различные профессии людей. Объясните, кто, что и зачем делает. Чтобы ребенок смог использовать полученные знания в игре, придумывайте речевые ситуации - небылицы. Например: врач перепутал сумку в автобусе и вместо предметов необходимых для работы, принес краски и кисточку. Что же было дальше?

Расширить игровой опыт по использованию различных предметов в игре позволят обучающие игры.

ИГРА «ВО ЧТО С ЭТИМ МОЖНО ПОИГРАТЬ?»

Взрослый предлагает ребенку придумать игровые употребления предметов. Например: палочка-градусник, ложка, ручка; стульчик- самолет, конь; зонтик - гриб, парашют; веревка - пояс, змея, дорожка, ручеек. Для этой игры можно использовать любые предметы, с которыми вы разрешите ребенку поиграть.

ИГРА «ЧТО Я ДЕЛАЮ?»

Взрослый изображает различные действия без предметов или с заменяющимися предметами, а ребенок должен угадать, какое действие показывают.

Примерный список действий: умывание, причесывание, измерение температуры, мытье рук, вытирание пыли, подметание пола, мытье посуды, развешивание белья, поливание цветов, чтение книги, пользование телефоном.

Активно вводите подвижные игры с правилами, по возможности привлекая 3-4 детей.

К имеющимся игрушкам в игровом уголке купите мелкие пластмассовые и резиновые игрушки, 1-2 тематических набора типа «Больница», «Парикмахерская», разнообразьте предметы в коробочке с заместителями. Шире вводите настольно-печатные игры (3-4), разрезные картинки, кубики с картинками, деревянные и пластмассовые конструкторы из крупных и средних деталей. Не забывайте о спортивных игрушках, желательно иметь мячи разных размеров, скакалку, гимнастическую палку, обруч.

Игрушки - вкладыши, разные пирамидки можно использовать в играх как предметы - заместители. Функции обучающих игрушек они уже выполнили.

Не помещайте в игровой уголок все имеющиеся игрушки. Лучше один раз в 2-3 недели менять часть из них. В противном случае ребенок не сможет соблюдать порядок и вовремя убирать игрушки после игры.

На 5-ом году жизни научите ребенка изменять ролевое поведение в совместной игре. Для этого придумывайте новые повороты в сюжете и ставьте ребенка перед необходимостью сменить роль. Например, играя в спасателей, взрослый говорит: «А теперь я поранил руку. Давай ты будешь врачом, а не спасателем». Неожиданные ситуации оживляют игру, и она становится для малыша интереснее.

В играх со сверстниками следите за распределением ролей. Важно, чтобы ребенок выполнял разные по характеру роли. Если необходимо вмешаться, то действуйте с позиции подходящей роли. В случае конфликта из-за распределения ролей используйте считалки или возьмите на себя непривлекательную роль.

Продолжайте придумывать и разыгрывать сказки с самодельными игрушками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПАПКА-ПЕРЕДВИЖКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ"ПРОБЛЕМЫ ОТЦОВ И ДЕТЕЙ НЕ СУЩЕСТВУЕТ ТАМ,ГДЕРОДИТЕЛИ И ДЕТИ ДРУЖАТ И ЧЕМ-ТО ЗАНИМАЮТСЯ ВМЕСТЕ!"

Проблемы отцов и детей не существует там, где родители и дети дружат и чем–то занимаются вместе!Вы, конечно же, стараетесь создать малышу все условия для его успешного умственного развития. А фу...

"Будем спортом заниматься вместе с Мишкой закаляться"

Спортивное развлечение во II младшей группе, посвященное Олимпиаде в Сочи....

"Занимаемся вместе"

Конспект физкультурного занятия совместно с родителями, 2 младша группа....

Занимаемся вместе с детьми

Практический материал содержит упражнения на улучшение циркуляции крови в органе зрения, на укрепление глазодвигательных мышц, даны некоторые упражнения для профилактики утомления, а так же некот...

Н.В. Нищева "Занимаемся вместе" 2 часть

Материал является продолжением Части 1....