«Все о развитии детской речи в старшей группе»
консультация (старшая группа)

Новикова Людмила Ивановна

Речь занимает чрезвычайно важное место в развитии ребенка. Только через родной язык ребенок входит в жизнь окружающих его людей. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, он может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditele1.docx18.47 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Все о развитии детской речи в старшей группе»

Речь занимает чрезвычайно важное место в развитии ребенка. Только через родной язык ребенок входит в жизнь окружающих его людей. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, он может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.

Одной из причин задерживающей нормальное развитие звукопроизношения, является вредная манера взрослых говорить с детьми подстраиваясь к их неправильному произношению.

 Искажения детской речи вызываются также неправильной речью окружающих ребенка взрослых  ( невнятное, косноязычное торопливое произношение ) диалектными особенностями , разговором в раннем детстве на разных языках. Причиной затянувшегося развития детской фонетики является то что в семье не обращают должного внимания на неправильную речь ребенка и не оказывают ему помощи путем показа правильного произношения .

Для старшего дошкольного возраста характерен высокий уровень развития речи. К этому времени у ребенка накапливается значительный запас слов. В старшем дошкольном возрасте в основном завершается важнейший этап речевого развития ребенка- этап усвоения грамматической системы языка. Возрастает удельный вес простых распространенных, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. У детей вырабатывается критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь.

Как развивать речь у ребенка 5-6 лет?

Основная задача родителей на возрастном этапе ребенка 5-6 лет – развивать связную, логичную речь. Для этого необходимо расширять словарный запас (включать в обиход эпитеты, сравнения, синонимы, антонимы), развивать умение точно и логично пересказывать сюжет, формировать грамотную речь (особенно, правильное склонение по числам, падежам, ударение, уместное употребление предлогов).

В этом вам помогут следующие упражнения:

Подбираем синонимы.

Назовите любое слово (например, «веселый») и спросите ребенка: «Как можно назвать по-другому?» (радостный, в хорошем настроении). Если ребенок затрудняется с ответом, подскажите.

Подбираем антонимы. Назовите слово и попросите сказать противоположное по смыслу. Таким образом тренируйте существительные, прилагательные, глаголы и другие части речи (например, холод – жара, легкий-тяжелый, открыли-закрыли).

Классифицируем предметы по определенным признакам. Попросите перечислить каким бывает, например, шкаф (большой, прямоугольный, деревянный, белый, вместительный, широкий, узкий, зеркальный). Попросите назвать предметы, которые могут быть сладкими (конфета, фрукт, вата, сон).

Часто дети 5-6 лет в речи используют обобщающие слова (например, цветок вместо тюльпана), тренируйте ребенка точно определять предмет (например, ель, тополь вместо «дерево»)

«Угадай-ка».

Вы называете признаки предмета, а задача ребенка- угадать, что вы загадали. Например, круглый, большой, полосатый, зеленый, съедобный, вкусный – «арбуз»

Упражнения на грамматику (правильное склонение существительных по числам, падежам, сравнение, применение предлогов). Вы говорите: «У меня одно яблоко, а на столе…», ребенок продолжает: «много яблок» – тренируем склонение по числам. Или «вот диван, мы с тобой сидим на… (диване), а сейчас кот подошел к… (дивану)» – тренируем склонение по падежам.

Составь предложение из слов.

Попросите ребенка составить предложение из определенных слов. Например, груша, лежать, стол – «груша лежит на столе».

Обогащаем речь с помощью детской литературы, пословиц и поговорок.

Одно из самых эффективных средств для развития речи- это чтение литературы, в том числе загадок, потешек, стихов, пословиц и поговорок.

Очень важно, чтобы при совместном чтении ребенок был вовлечен в процесс и понимал то, что вы ему читаете. Поэтому обязательно объясняйте значение новых слов и пословиц.

Также стоит отметить, что ребенок копирует речь взрослых. Поэтому если родители неверно склоняют существительные и неправильно ставят ударения, скорее всего ребенок будет повторять эти же ошибки. Следите за правильностью и богатством своей речи.

Лучшее средство для развития речи ребенка любого возраста — это полноценное общение с родителями: обсуждение ситуаций и прочитанного, придумывание своих историй и другие интересные занятия вместе.

Дорогие родители!

 Нельзя оправдывать свое халатное отношение к будущему вашего ребенка занятостью и недостатком времени, либо занятиями со специалистом (старания которого могут "уйти в песок " из - за отсутствия поддержки с вашей стороны) У вас есть в запасе еще есть время до поступления вашего ребенка в школу. Воспользуйтесь этим временем с пользой.

 Ребенок шести лет свободно общается с взрослыми и сверстниками, может поддерживать разговор на любую тему, доступную его возрасту.

 В дошкольном детстве, естественно, не заканчивается процесс овладения речью. Обогащение словаря, развитие грамматически правильной речи, совершенствование связной речи – все эти процессы будут продолжать развиваться и в школе. И здесь главными помощниками для своих детей можете и должны стать Вы, дорогие родители. Читайте детям книги, рассказывайте сказки, учите стихи, беседуйте и занимайтесь с ними.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект. «Развитие связной речи детей старшей группы посредством экологического воспитания. «Времена года». МАДОУ «Детский сад № 35 компенсирующего вида», г.Печора

Данный проект способствует развитию у детей связной речи, обогащению  и активизации словаря.  Формированию эмоционального, положительного отношения к природе, умению видеть прекрасное в разн...

«Все о развитии детской речи в старшей группе»

В возрасте 5-6 лет детские высказывания становятся более пространными, в речи проявляется логика изложения. Рассказывая что-либо, дети начинают фантазировать, придумывать различные сцены, которых не с...

Консультация для родителей «Все о развитии детской речи в старшей группе»

В возрасте 5-6 лет детские высказывания становятся более пространными, в речи проявляется логика изложения. Рассказывая что-либо, дети начинают фантазировать, придумывать различные сцены, которых не с...

Консультация для родителей «Все о развитии детской речи в старшей группе»

В возрасте 5-6 лет детские высказывания становятся более пространными, в речи проявляется логика изложения. Рассказывая что-либо, дети начинают фантазировать, придумывать различные сцены, которых не с...

Консультация для родителей «Все о развитии детской речи в старшей группе»

Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психическо...