Презентация для родителей "Автоматизация звуков в речи"
презентация к уроку (старшая, подготовительная группа)

Вещунова Елена Владимировна

Данная презентация поможет родителям разобраться, из чего состоит работа над введением поставленного логопедом звука в речь, какие этапы работы необходимы, чтобы звук закрепился, и какие игры и задания могут использовать родители, чтобы помочь своему ребенку. Также данная презентация может быть полезна учителям-логопедам для выступления на родительских собраниях и педсоветах.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Автоматизация звуков в домашних условиях Вы обеспокоены состоянием речи своего ребёнка? Ваш ребёнок ходит (или ходил) на занятия к логопеду, а звукопроизношение до сих пор не исправлено. Причём в кабинете логопеда (или при просьбе повторить правильно) звуки получаются чёткими, а в произвольной речи эти же звуки ребёнок произносит искажённо. Значит, процесс коррекции звукопроизношения находится на этапе так называемой «автоматизации» . Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты занятий автоматизацией поставленных звуков. В идеале необходимы ежедневные занятия по автоматизации хотя бы по 5-15 минут в день. Данная консультация поможет заботливым и думающим родителям ввести в речь своих детей поставленные логопедом звуки.

Слайд 2

Автоматизировать звук – это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. Поставленный звук еще очень хрупкий, условно-рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушиться. К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении. Ни в коем случае не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится еще недостаточно отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению неправильных навыков и не даст улучшения в произношении. У детей с дефектами звукопроизношения закреплены стереотипы неправильного произношения слов, предложений и т.д. Автоматизация звука осуществляется по принципу от легкого к трудному, от простого к сложному.

Слайд 3

Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности: 1) автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных); 2) автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце); 3) автоматизация звука в предложениях; 4) автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах; 5) автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах; 6) автоматизация звука в разговорной речи. Наряду с развитием звуковой (звукопроизношением и звукоразличением) стороны речи, на этапе автоматизации звуков происходит обогащение словаря, его систематизация, формирование грамматического строя речи.

Слайд 4

Главная задача этапа автоматизации звуков – постепенно, последовательно ввести поставленный звук в слоги, слова, предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка. К новому материалу можно переходить только в том случае, если усвоен предыдущий. Рассмотрим на примере звука Р. Автоматизация звука в слогах. Прежде всего проводится включение звука в слоги. Слог – более простая речевая единица по сравнению со словом. Кроме того, слоги лишены смысла, у ребенка в связи с этим отсутствуют стереотипы произношения слов, что облегчает их автоматизацию. Например, при автоматизации звука «Р» в слогах мы соединяем закрепляемый согласный с гласными а, ы, о, у сначала в прямых слогах: ра, ры, ро, ру, затем в обратные: ар , ыр, ор, ур , далее в слоги, где звук находится между гласными: ара, ары, аро, ару, ыра , и, наконец, в слоги со стечением согласных (берутся те согласные звуки, которые не нарушены у ребенка): тра, тро, тру, дра, дро, дру, гра, гро, гру. На этом этапе предлагаются упражнения на произношение слогов с переносом ударения: рá - ра, ра - рá, рá – ра - ра, ра - рá - ра, ра – ра - рá .

Слайд 5

Автоматизация звуков в словах. Автоматизация в словах сначала осуществляется с опорой на слоги (ра-ра-ра - рак, ру-ру-ру - рука). На начальных этапах проводится закрепление произношения слов, в которых данный звук находится в начале слова, затем слов, в которых звук – середине слова и в конце. Вначале звук автоматизируется в словах простых по фонетическому составу и не содержащих нарушенных звуков, затем в словах со стечением согласных. Для автоматизации звука используют приемы отраженного повторения , самостоятельного называния слов по картинке , прочтение слов (по возможности). Полезны задания, направляющие ребенка на поиск слов, содержащих данный звук (в том числе придумывание слов с данным звуком ). Не следует ограничиваться только тренировкой звуков в словах, нужно вводить творческие упражнения, игры, от произнесения отдельных слов переходить к построению словосочетаний с ними и коротких высказываний. Автоматизация звука в словах – это выработка нового навыка, требующая длительной систематической тренировки. Поэтому на каждое положение звука в слове – в начале, середине, конце – подбирается по 20–30 картинок (можно схематично нарисовать самим). Подбор картинок соответствует принципу подбора слогов, то есть берутся картинки, в названия которых входят в той же последовательности отработанные слоги (прямые, обратные, со стечением согласных). За одно занятие дается 10–16 слов, при этом каждое проговаривается 4–5 раз с выделением автоматизируемого звука (он произносится более длительно).

Слайд 6

а) Автоматизация звука «р» в словах, где звук в начале слова. РАК РАМА РАКЕТА РАБОТА РАДИО РАДУГА РАДОСТЬ РОТ РОВ РОГ РОТА РОМА РОЗА РОВНЫЙ РОЗОВЫЙ РОБКИЙ РУКА РУДА РУЧКА РУССКИЙ РУКАВ РУБАХА РУМЯНЫЙ РУКАВИЦЫ

Слайд 7

б) Автоматизация звука «р» в словах, где звук в середине слова, между гласными. УРА ГОРА КОРА ПОРА БУРАН КАРАСЬ БАРАНКА ИРА ЮРА ВЕРА ПЕРО УРОК ГОРОХ ГЕРОЙ ПИРОГ МОРОЗ ВОРОНА ШАРЫ ДВОРЫ ТОПОРЫ КОМАРЫ АКТЕРЫ ПОМИДОРЫ .

Слайд 8

в) Автоматизация звука «р» в словах, где звук в конце слова. ВАР ДАР ЖАР ПАР ШАР ЗАГАР КОМАР МАКАР ПОВАР БОР СОР ХОР МОТОР ПОМИДОР ЗАБОР МУХОМОР АКТЕР КОВЕР БОКСЕР МОНТЕР КОСТЕР МИР ПИР КЕФИР КОМАНДИР ЗЕФИР МУНДИР ВЕЕР ВЕЧЕР КАТЕР МАСТЕР БУР ШНУР

Слайд 9

г) Автоматизация звука «р» в словах со стечением согласных, причем звук стоит после гласного звука. ПАРК КАРП МАРТ КАРТА ПАРТА МАРКА АРБУЗ АРТИСТ КОРМ ПОРТ СОРТ ТОРТ ГОРКА КОРКА УРНА БУРНЫЙ КУРТКА МУРКА ЧУРКА ПЕРВЫЙ ТЕРМОС ПЕРСИК МЕРКА ФЕРМА ВЕРБА .

Слайд 10

д) Автоматизация звука «р» в словах со стечением согласных, причем звук стоит после согласного звука. . БРАТ БРАВО ВРАГ ВРАЧ ГРАД ГРАЧ ГРАНИТ ГРАМОТА БРОВИ БРОСИЛ ГРОМ ГРОХОТ КРОТ ГРОЗЫ ГРУЗ ГРУША ГРУППА КРУГ КРУЖКА КРУПА КРЫСА КРЫША КРЫШКА КРЫМ ПРЫГАТЬ ПРЫЖОК

Слайд 11

е) Автоматизация звука «р» в словах с двумя заданными звуками. ПРОСТОР РАЗГАР РАЗМЕР РАЗГОВОР КВАРТИРА МРАМОР МАРШРУТ КРУГОЗОР ПРОВЕРКА ОРКЕСТР ПРОРЫТЬ АЭРОДРОМ ПРОБРАТЬСЯ РАЗБИРАТЬ РАЗВОРАЧИВАТЬ РАЗГРУЖАТЬ

Слайд 12

Игры со звуком На этом этапе проводится работа и над сложными формами звукового анализа и синтеза, по формированию умения выделять звук в слове, определять его место по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком). Эта работа способствует эффективности процесса автоматизации. Умение четко и быстро определять звуковую структуру слова является необходимым для правильного и быстрого протекания этапа автоматизации.

Слайд 13

Автоматизация звука в словосочетаниях и предложениях. Автоматизация звука в предложениях проводится на базе отработанных слов, в той же последовательности. Вначале предлагаются предложения с умеренным включением звука, в дальнейшем автоматизация проводится на речевом материале, насыщенном данным звуком (в каждом слове предложения есть автоматизируемый звук). Сначала предлагается проговаривание предложений за взрослым, а потом самостоятельное составление предложений по картинкам или по представлению.

Слайд 14

Автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах. Детям предлагаем повторить и заучить чистоговорки, скороговорки и стихи, а затем регулярно повторять их. .

Слайд 15

Автоматизация звука в связной речи — в пересказах. .

Слайд 16

Совет Многие, начиная заниматься с логопедом исправлением звукопроизношения, быстро сталкиваются с тем, что задания обычно однообразны и требуют многократного повторения. Работа над звуком, от его постановки до употребления в самостоятельной речи, - это выработка нового сложного навыка . И как любой навык он требует усилий, времени и определенной системы в занятиях, в том числе и при выполнении домашних заданий. Результат занятий во многом зависит от того, насколько удастся превратить скучную работу над звуком в совместную и уже поэтому увлекательную игру . Игра позволит вам сместить акцент с собственно произносительной стороны речи на решение более увлекательных задач – «придумай», «запомни», «найди» и т.д. Конечно, основная цель ваших занятий – правильное произнесение звука – должна сохраняться на протяжении всей игры. .

Слайд 17

«Назови и повтори» Раскладываете перед ребенком по одной карточке со звуком Р (карточки предварительно подготовить )и предлагаете назвать их. Если ребенку трудно помогаете ему, исправляя неправильное произношение звуков. Варианты игр «Четвертый лишний» Для данной игры берутся карточки со звуком Р, а также дополнительные на другие звуки . Раскладываете перед малышом 4-5 картинок, совместно называя их. Просите ребенка назвать лишнюю карточку в ряду (пр: ракета, лапа, рак, рама. Лишняя карточка ЛАПА, здесь нет звука Р). «Один-много» Для данной игры необходимо использовать модель «Один-много» ( пр: карточка с изображением одного кружка и отдельно — нескольких кружков), чтобы у ребенка была опора на наглядность. Объясняете ребенку, что прикладывая карточку к изображению с одним кружочком- предмет один, к изображению, где много кружочков — предметов много (пр: ракета — много ракет, рука — много рук, двор — много дворов). Не забывайте слова произносить правильно! «Большой — маленький» Эта игра также проводится с помощью модели. Игра проводится по аналогии , как «Один — много». Прикладываете карточку к большому кругу — ВЕДРО, к маленькому — ВЕДЕРКО. . «Чего не стало?» Раскладываете перед ребенком 4-5 карточек со звуком Р (в зависимости от возраста), называя их правильно. Даете установку, что картинки надо запомнить. Когда малыш закрывает глаза одну карточку убираете и спрашиваете :»Чего не стало?»(не стало рака, не стало ведра и т.д). В этой игре можно меняться с ребенком местами, ведь ему тоже интересно быть в роли учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по автоматизации звука [ЛЬ] в связной речи "Ледяная метель". (обновлённая версия).

Название презентации.Слайды с аудиозаписью, позволяющие ребёнку повторить за взрослым текст с опорой на иллюстративный материал. (обновлённая версия)....

Авторские игры-презентации на автоматизацию звуков речи

Данные игры-презентации рекомендованы для индивидуальных занятий с детьми по автоматизации звуков речи. Будут интересны для родителей,логопедов,воспитателей...

Презентация к занятию по развитию речи "Дифференциация звуков С-Ц" для старшей группы (по В.В. Гербовой)

Конспект занятия приведен в издании Гербова В.В, Развитие речи в детском саду: старшая группа. - М., Мозаика-Синтез, 2014. - 144 с. на с. 44. В презентации содержатся комментарии для облегчения труда ...

Презентация к занятию по развитию речи. "Знакомство со звуком Б, Бь" часть 1.

Презентация к занятию по развитию речи. "Знакомство со звуком Б, Бь" часть 1....

Презентация к занятию по развитию речи. "Знакомство со звуком Б, Бь" часть 2.

Презентация к занятию по развитию речи. "Знакомство со звуком Б, Бь" часть 2....

Презентация к занятию по развитию речи. "Знакомство со звуком Б, Бь" часть 3.

Презентация к занятию по развитию речи. "Знакомство со звуком Б, Бь" часть 3....