«Играем дома! Развиваем речь ребёнка!»
консультация (подготовительная группа)

Мизгер Ирина Николаевна
Развивать нужно все стороны речи дошкольника, особенно в период обучения грамоте (чтению и письму), так как письменная речь формируется на основе устной. Представленная серия занимательных игр поможет родителям расширить компетенции по этой теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

 «Играем дома! Развиваем речь ребёнка!»

Своевременное овладение правильной речью имеет большое значение для формирования полноценной личности ребенка и его успешного обучения в школе. Развитие речи происходит в процессе общения с окружающими, поэтому очень важно, чтобы речь близких была  правильной и грамотной. Любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражается на его всестороннем развитии, и также на его поведении. Развивать нужно все стороны  речи, особенно в период обучения грамоте (чтению и письму), так как письменная речь формируется на основе устной. К сожалению, многие речевые нарушения выявляются уже в школе и тормозят процесс обучения, а также являются причинами дисграфии и дислексии.

Я  предлагаю серию занимательных игр, направленных на развитие речи ребёнка!

Придумай слова

Игра способствует развитию воображения и речи. Расширяет словарный запас ребенка

 Правила игры: нужно подбирать и называть слова на определенную букву алфавита.

 Повесьте на стенку в детской алфавит и выбирайте с ребенком буквы по очереди.

Думай быстрее!

Игра способствует развитию внимания, речи. Необходимый инвентарь: мяч.

 Правила игры: вы кидаете ребенку мяч, называя тематическую группу, а он должен вернуть вам мяч, назвав объект из этой группы. Например: мебель — диван; ягоды — клубника и т. д.

 В эту игру можно играть на улице в компании. Дома мяч лучше катать.

Один много

Игра способствует развитию внимания, речи. Необходимый инвентарь: мяч.

 Правила игры: вы бросаете мяч, называя какой-либо предмет в единственном числе, ребенок возвращает мячик, указывая форму множественного числа. Например: яблоко — яблоки, город — города, буква — буквы.

Расскажи мне

Игра способствует развитию, речи, пространственной ориентации.

 Расскажите ребенку, что вы приехали, например, из другой страны и ничего не знаете о том, что вас сейчас окружает. Пусть малыш станет вашим гидом и ответит на ваши вопросы.

 Спрашивайте обо всех предметах, вас окружающих, задавая вопросы, побуждайте ребенка к развернутому детальному рассказу: «А это что такое? А для чего это нужно? Кто использует? Из чего сделано? Откуда берется?»

 Развивайте пространственную ориентацию, спрашивая: «Что находится справа от нас? Кто идет сзади? Что проехало перед нами?».

Составь предложение

Игра способствует развитию речи, воображения.

 Предложите ребенку составить предложение из выбранных слов. Например, «река, дом, красный» — «На берегу реки стоит дом с красной крышей».

 Начинайте с небольшого набора — количество слов не должно быть больше трех.

Отгадай по описанию

Игра способствует развитию речи, воображения.

 Предложите ребенку отгадать предмет, который вы загадали, по описанию его признаков, например, круглый, гладкий, резиновый, отскакивающий от земли (мяч). Или: круглый, гладкий, сладкий, внутри красный, снаружи зеленый (арбуз) и т. п.

 Попросите ребенка загадать и описать свой предмет.

Отгадай по действию

Игра способствует развитию речи, воображения.

 Как и в предыдущей игре, вы загадываете что-либо, но описываете не признаки, а действия, которые производит объект, например: «Ездит по дороге, перевозит пассажиров, останавливается на остановках, заправляется бензином» (автобус)-, «Работает в больнице или в поликлинике, лечит больных, носит белый халат» (врач) и т. п.

 Поменяйтесь ролями — ребенок загадывает и описывает, вы отгадываете.

Противоположности

Игра способствует развитию речи, воображения.

 Предложите ребенку поочередно придумывать пары слов-противоположностей. За каждую придуманную пару выдается фишка. Выигрывает тот, у кого в конце игры наберется больше фишек.

 В первой части игры составляются пары — имена существительные, затем — прилагательные, глаголы и наречия (огонь — вода, умный — глупый, закрыть — открыть, высоко — низко).

Хорошо и плохо

Игра способствует развитию речи, воображения. Развивает мышление.

 Предложите ребенку выявлять плохие и хорошие черты или поступки у героев сказок. Например:

 Сказка «Кот, петух и лиса». Петух будил кота на работу, делал уборку дома, готовил обед — это хорошо. Но он не слушался кота и выглядывал в окно, когда лиса его звала, — это плохо.

 Сказка «Кот в сапогах»: кот хотел помочь своему хозяину — это хорошо, но для этого он всех обманывал — это плохо.

Найди два слова

Игра способствует развитию речи, пополнению словарного запаса.

 Предложите ребенку найти два слова, прячущихся в одном: листопад {листья, падать), самолет (сам, лететь), вертолет (вертеть, лететь), огнемет {огонь, метать) и т. п.

Сочини сказку

Игра способствует развитию речи, пополнению словарного запаса.

 Предложите ребенку сочинить историю о приключениях одной из его игрушек. Если задание вызывает затруднение, помогите ему, задавая уточняющие вопросы, предлагая тот или иной вариант развития действия.

 Усложняя задание, попросите придумать и рассказать историю любого предмета из окружения малыша, например, чайника, дивана и т. п.

Слова

Игра способствует развитию речи, увеличению словарного запаса ребенка.

 Эта нехитрая игра может вам с ребенком скрасить ожидание в транспорте, в очереди, да и просто развлечет на прогулке.

 Правила игры: вы вместе с ребенком по очереди произносите вслух слова так, чтобы каждое следующее слово начиналось на ту букву, на которую заканчивается предыдущее.

 Усложняя правила, предложите называть только имена или только города.

Укрась слово

Игра способствует развитию воображения и речи, расширяет словарный запас.

 Попросите ребенка подобрать как можно больше определений к выбранному слову. Например, дерево — оно какое? Можно фиксировать число определений и называть только по пять к каждому слову

 Эта игра отлично подходит и для детского коллектива, даже если дети разного возраста.

Что, где, когда?

Игра способствует развитию речи, усвоению грамматических основ языка, координации движения. Необходимый инвентарь: мяч.

 Кидая мяч ребенку, задавайте ему вопросы, а он, возвращая мяч, будет на них отвечать. Например:

  Где растут листья? (На ветках или на деревьях)

  Где живут рыбы? (В реке, в море)

  Что ночью на небе видно? (Звезды, луну)

  Когда снег тает? (Весной)

Полезные прятки

Игра способствует развитию внимания, помогает изучить предлоги: под, на, в.

 Предложите ребенку поиграть в прятки со сказкой. Придумайте короткий рассказ и попросите малыша выполнять то, о чем вы будете говорить. Например: «Жила-была девочка Маша. Однажды они с мамой играли в прятки. Думала Маша и решила спрятаться под стол. Смотрит мама — нет ее дочки. Где же она? Может, под диваном? Посмотрела — нет ее там. А может быть, под стулом? И там нет. А, вот где она — под столом». Далее вы рассказываете, как девочка спряталась в шкаф, залезла на стул и притаилась.

 А можно взять любую игрушку и разыграть прятки с ней. Потом поменяйтесь ролями — пусть ребенок прячет игрушку и рассказывает. 

Список литературы:

1. Алексеева М.М. Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. - М.: Академия, 2000. - 159 с.

2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. -- М.: Мозаика-Синтез, 2000. -- 272 с.

3. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / Сост. С. Г. Бочаров, примеч. С. С. Аверинцев и С. Г. Бочаров. М.: Искусство, 2003. - 423 с.

4. Белоус Е. Развитие речи и фонематического слуха в театрально-игровой деятельности // Дошкольное воспитание. - 2009. - №7. - С. 66-70.

5. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре. - М.: Просвещение, 2002.

6. Ветчинкина Т. Игровая деятельность как средство коррекции речевых нарушений у дошкольника // Учитель. - 2009. - №3. - С. 14-15.

7. Двинянинова Ю.А. Творческие игры в старшем дошкольном возрасте // Воспитатель ДОУ. - 2009. - №12. - С. 43-47.

8. Лямина Г. Учимся говорить и общаться // Дошкольное воспитание. - 2006. - №4. - С. 10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практикум для родителей "Играем дома - развиваем речь"

Правильное звукопроизношение - одна из важных сторон речевого развития дошкольника. К сожалению, не все родители это понимают. Помогите ребёнку справиться с "непослушными" звуками, терпеливо, настойчи...

Консультация для родителей "Играем дома - развиваем речь"

  Вниманию родителей дошкольников старшего возраста предлагается ряд  игр и заданий, с помощью которых они смогут закрепить знания и умения своего ребенка в процессе игр, направленных...

Мастер - класс для родителей детей средней группы с ТНР на тему "Играем дома - развиваем речь"

Предлагаю вашему вниманию практический материал для проведения мастер - класса. Работая в логопедической группе, часто сталкиваешься с нежеланием родителей закреплять изучаемый речевой материал дома. ...

"Играем дома - развиваем речь"

Мастер - класс для родителей...

Консультация для родителей "Играем дома- развиваем речь".

Речь - один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребёнка....

«Играем дома - развиваем речь»

Консультация логопеда для родителей...

«Играем дома - развиваем речь»

Консультация логопеда для родителей...