Консультация для родителей «Преодоление трудностей в воспитании детей в современном мире».
консультация

Соловьева Алена Анатольевна

Консультация для родителей «Преодоление трудностей в воспитании детей в современном мире»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Преодоление трудностей в воспитании детей в современном мире».

ПОДГОТОВИЛА: Соловьева Алена Анатольевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад «Аленка» г. Десногорска                                                                   

Цель:  Выделение и освещение проблем, имеющих познавательно-практический характер, в воспитании современных дошкольников.

Задачи:

- Познакомить родителей с современными тенденциями и трудностями в воспитании дошкольников;

- Помочь родителям воспитанников сориентироваться в методах и педагогических приёмах, направленных на преодоление этих трудностей, способах их устранения;

- Побуждать родителей проявлять активное участие в дошкольной жизни своих детей;

- Приобщать родителей к обоюдовыгодному сотрудничеству с педагогами, подготавливая почву для гармоничного становления личности каждого ребёнка.

Актуальность темы.

    Каждый мыслящий взрослый человек понимает, что наш мир стремительно меняется, меняемся мы и наши дети. Во-первых, в настоящее время определился социальный заказ общества на подготовку человека новой формации, демократически ориентированного, успешно социализированного, свободного от предрассудков. Во-вторых, многие родители сегодня нацелены на обучение своих детей престижным знаниям и навыкам. Сложности выживания людей в новых экономических условиях и прочие трудности дают представления о новых главных приоритетах в воспитании  подрастающего поколения, таких, как элитарность образования, желание занять «своё» место, нацеленность на карьеру, эгоизм, сосредоточенность на себе и пр.

      В последнее время проводятся многочисленные исследования специалистов в области социальной педагогики и социологии, опрашивающих родителей дошкольников. По полученным данным, 80% родителей дошкольников ориентированы на получение их детьми в перспективе престижных специальностей, при этом замечена закономерность: чем больше детей обучают, тем больше знаний и умений родители хотели бы им дать.  Около 70% опрошенных считают, что в дошкольных учреждениях только обучают, воспитательной же функции педагоги-родители придают инерционный, остаточный характер. Любопытны нравственные ориентиры родителей: в качестве основных, жизненно необходимых для ребёнка приоритетов  они выдвигают (по убыванию): счастье, здоровье, богатство и лишь потом – ум (4 место), разностороннее развитие (6 место) и т.д. Это также подтверждает тезис о смене в обществе духовных ценностей, направляемых сегодня на активное развитие независимой, самостоятельной, творчески ориентированной личности. Многие взрослые высказали неплохое понимание периода дошкольного детства, обратив внимание на тот факт, что он постоянно сокращается, что ведущая для дошкольника деятельность – игровая – всё раньше начинает заменяться на более сложную – учебную, и сегодня с 3-4 лет, по их мнению, детей можно (даже следует) серьёзно обучать. Это утверждение спорно и идёт вразрез с общепринятыми мнениями специалистов по дошкольному воспитанию. Не претендуя на полную истину, я хочу перевести беседу на проблематику дошкольного воспитания  в практическую плоскость и затронуть те направления в воспитании дошколят, о которых, возможно, некоторые родители ещё не задумывались…

    Недавно я познакомилась  с публикациями эрготерапевта,  психотерапевта и педагога  Виктории Прудэй, имеющей большой практический опыт работы с детьми, их семьями и педагогами разных уровней. Вот цитата из её наблюдений, с которыми не могу не согласиться: у современных детей происходит снижение социальной, эмоциональной и академической активности, и в то же время увеличивается число детей с пониженной обучаемостью и другими нарушениями.

Как известно, человеческий мозг очень податлив, и, благодаря окружающей среде, мы можем сделать наш мозг  «сильнее» или «слабее». По мнению того же терапевта, на сегодняшний день, не смотря на наши лучшие побуждения, мы, к сожалению, развиваем мозг наших детей в неверном направлении. Как это происходит:

  1.  Дети получают всё, что хотят и когда хотят.

«Я голоден!» - «Через минутку я куплю тебе что-нибудь перекусить». «Я хочу пить».- «Вот автомат с напитками». «Мне скучно!» - «Возьми мой телефон».

         Способность отложить удовлетворение своих потребностей – это один из ключевых факторов будущего успеха. Мы хотим сделать наших детей счастливыми, но, к сожалению, мы делаем их счастливыми только в настоящий момент и несчастными – в долгосрочной перспективе.

 Умение отложить удовлетворение своих потребностей означает способность функционировать в состоянии стресса. Наши дети постепенно становятся менее подготовленными к борьбе даже с незначительными стрессовыми ситуациями, что в итоге становится огромным препятствием для их успеха в жизни. Мы часто видим неспособность детей отложить удовлетворение своих желаний в саду, в школе, торговых центрах, кафе и магазинах игрушек, когда ребёнок слышит «НЕТ», потому что родители научили его мозг немедленно получать всё то, что он хочет.

  1.  Ограниченное социальное взаимодействие.

  У нас, родителей, много дел, поэтому мы даём нашим детям гаджеты, чтобы они тоже были заняты. Раньше дети играли на улице, где в экстремальных условиях развивали свои социальные навыки. К сожалению, гаджеты заменили детям прогулки на открытом воздухе. К тому же технологии сделали родителей менее доступными для взаимодействия с детьми. Телефон, который «сидит» с ребёнком вместо нас, не научит его общаться. У большинства успешных людей развиты социальные  навыки. Это приоритет!

 Мозг подобен мышцам, которые обучаются и тренируются. Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок мог ездить на велосипеде, вы учите его кататься. Если вы хотите, чтобы ребёнок мог ждать, его надо научить терпению. Если вы хотите, чтобы ребёнок мог общаться, необходимо социализировать его. То же самое относится ко всем другим навыкам. Нет никакой разницы!

  1. Бесконечное веселье.

Мы создали для наших детей искусственный мир. В нем нет скуки. Как только ребёнок затихает, мы бежим развлекать его снова, потому что иначе нам кажется, что мы не выполняем свой родительский долг. Мы живём в двух разных мирах: они в своём «мире  веселья», а мы в другом, «мире работы».

 Почему дети не помогают нам на кухне? Почему они не убирают свои игрушки? Это простая монотонная работа, которая тренирует мозг функционировать во время выполнения скучных обязанностей. Это та же самая «мышца», которая требуется для познания окружающего мира, для обучения в школе. Когда дети приходят в школу и наступает время для письма, они отвечают: « Я не могу, это слишком сложно, слишком скучно». Почему? Потому что работоспособная «мышца» не тренируется бесконечным весельем. Она тренируется только во время работы.

  1. Технологии.

Гаджеты стали бесплатными няньками для наших детей, но за эту помощь нужно платить. Мы расплачиваемся нервной системой наших детей, их вниманием и способностью отложить удовлетворение своих желаний. Повседневная жизнь по сравнению с виртуальной реальностью скучна.

 Когда дети приходят в 1-ый класс,  они сталкиваются с голосами людей и адекватной визуальной стимуляцией в противовес графическим взрывам и спецэффектам, которые они привыкли видеть на экранах. После часов виртуальной реальности детям всё сложнее обрабатывать информацию в классе, потому что они привыкли к высокому уровню стимуляции, который предоставляют видеоигры. Дети не способны обработать информацию с более низким уровнем стимуляции, и это негативно влияет на их способность решать академические задачи.

 Технологии  также эмоционально отдаляют нас от наших детей и наших семей. Эмоциональная доступность родителей – это основное питательное вещество для детского мозга. К сожалению, мы постепенно лишаем наших детей этого.

  1. Дети правят миром.

«Мой сын не любит овощи». «Ей не нравится рано ложиться спать». « Он не любит завтракать». «Она не любит игрушки, но хорошо разбирается в планшете». «Он не хочет одеваться сам». «Она ленится есть сама».

Это  то, что педагоги, воспитатели постоянно слышат от родителей. С каких пор дети диктуют нам, как их воспитывать? Если предоставить это им, всё, что они будут делать – есть макароны с сыром и пирожные, смотреть телевизор, играть на планшете и никогда не будут ложиться спать.

 Как мы помогаем нашим детям, если даем им то, что они хотят, а не то, что хорошо для них? Без правильного питания и полноценного ночного сна наши дети приходят в садик и школу раздраженными, тревожными и невнимательными. Кроме того, мы отправляем им неправильное послание. Они учатся, что могут делать всё, что хотят, и не делать того, что не хотят. У них нет понятия – «надо делать». К сожалению, чтобы достичь наших целей в жизни, нам часто надо делать то, что необходимо, а не то, что хочется.

Если ребенок хочет стать студентом, ему необходимо учиться. Если он хочет быть футболистом, необходимо тренироваться каждый день.

Наши дети знают, чего хотят, но им тяжело делать то, что необходимо для достижения этой цели. Это приводит к недостижимым целям и оставляет детей разочарованными.

Тренируйте их мозг!

 Вы можете тренировать мозг ребёнка и изменить его жизнь так, что он будет успешен в социальной, эмоциональной и академической сфере.

Вот как:

  1. Не бойтесь устанавливать рамки.

Дети нуждаются в них, чтобы вырасти счастливыми и здоровыми.

- Составьте расписание приёма пищи, времени сна и времени для гаджетов.

- Думайте о том, что хорошо для детей, а не о том, что они хотят или не хотят. Позже они скажут вам спасибо за это.

- Воспитание – тяжёлая работа. Вы должны быть креативными, чтобы заставить их делать то, что хорошо для них, хотя большую часть времени это будет полная противоположность тому, чего им хочется.

- Детям нужны завтрак и питательная пища. Им необходимо гулять на улице и ложиться спать вовремя, чтобы на следующий день прийти в школу готовыми учиться.

- Превратите то, что им не нравится делать, в веселье, в эмоционально-стимулирующую игру.

  1. Ограничьте доступ к гаджетам и восстановите эмоциональную близость с детьми.

- Подарите им цветы, улыбнитесь, защекочите их, положите записку в рюкзак или под подушку, удивите, танцуйте вместе, ползайте вместе, бейтесь на подушках.

- Устраивайте семейные ужины, играйте в настольные игры, отправляйтесь на прогулку вместе на велосипедах и гуляйте с фонариком вечером.

  1. Научите их ждать!

- Скучать – нормально, это первый шаг к творчеству.

- Постепенно увеличивайте время ожидания между «я хочу» и «я получаю».

- Старайтесь не использовать гаджеты в машине и кафе и научите детей ждать, беседуя или играя.

- Ограничьте постоянные перекусы.

  1. Научите своего ребёнка выполнять монотонную работу с раннего возраста, поскольку это основа для будущей работоспособности.

-Складывать одежду, убирать игрушки, вешать одежду, распаковывать продукты, заправлять кровать.

- Будьте креативными. Сделайте эти обязанности весёлыми, чтобы мозг ассоциировал их с чем-то позитивным.

  1. Научите их социальным навыкам.

- Научите делиться, уметь проигрывать и выигрывать, хвалить других, говорить «спасибо» и «пожалуйста».

Дети меняются в тот момент, когда родители меняют свои подходы к воспитанию. Помогите своим детям добиться успеха в жизни путём обучения и тренировки их мозга, пока не стало поздно!  

Приведённый перечень примеров не является полным, но и он даёт представление о том, как  много нужно знать, помнить и учитывать, воспитывая своих детей.

  Заканчивая свой доклад, хочу заметить, что дошкольная педагогика как естественная составная часть жизни своего общества живёт, болеет и развивается вместе с ним. Она вбирает в себя  всё лучшее, что накопила мировая цивилизация, и что разрабатывается лучшими педагогическими умами, а также отражает и негативные моменты, которые всегда имеются в развивающемся обществе, есть и будут до тех пор, пока существует человек и его деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи»

Логопедия – это наука о нарушениях речи, их коррекции посредством специального обучения и воспитания.Термин «логопедия» образован от греческих слов «логос» (речь, слово), «пейдео» (воспитываю, об...

Консультация для родителей «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи»

Логопедия – это наука о нарушениях речи, их коррекции посредством специального обучения и воспитания.Термин «логопедия» образован от греческих слов «логос» (речь, сл...

Консультация для родителей. «Специфика обучения и воспитания детей в группе компенсирующей направленности. Роль семьи в преодолении дефектов речи».

Что такое "логопедия"? Кто такой логопед? Особенности логопедической работы. Положительные стороны обучения и воспитания детей в группах компенсирующей направленности....

Консультация для педагогов "Значение классической музыки для воспитания детей в современном мире"

   Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя приводит к желаемым результатам в решении задач общего музыкального воспитания дошкольников. Проводя консультации для воспита...

Консультация для родителей «Для чего нужны сказки детям в современном мире…»

В нашем современном мире дети все чаще предпочитают книгам и добрым сказкам телефоны, компьютеры, телевизоры.  К большому сожалению! Да, дети более развиты, продвинуты, осведомлены, но в правильн...