Игротренинг "Играем вместе - развиваем речь ребёнка"
консультация (подготовительная группа)

Морозова Антонина Анатольевна

    Речь - могущественное орудие всестороннего развития ребенка. Навык правильной речи, как и все добрые навыки, приобретается в семье. То, что делает семья по развитию речи дошкольника, имеет огромное значение для всей его последующей жизни. Свободная, ясная, логическая, выразительная, красивая устная речь ребенка - это цель, к которой мы должны стремиться.

    Проблема развития речи дошкольников стоит остро на сегодняшний день. Слышит ребенок правильную речь и невольно воспринимает её, и мало-помалу добрый навык приобретает могущественную силу привычки. Воспримет его ухо какие - нибудь неправильные слова и также незаметно это войдет в его речь. А с недостатками речи бороться очень трудно. Разговаривайте в присутствии детей и с детьми красиво. Ведь речь у дошкольников формируется по подражанию! А помогут вам в этом игры, предсатвленные в данном игротренинге, которые направлены на  развитие четкой, выразительной и грамотной речи дошкольников. В данные игры можно играть дома, по дороге в детский сад, в транспорте и др. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrotrening_dlya_roditeley_igry_rr.docx362.51 КБ

Предварительный просмотр:

Игротренинг с родителями 

«Играем вместе - развиваем речь ребенка»

C:\Users\User\Desktop\depositphotos_327328728-stock-illustration-friendly-family-with-mom-dad.jpg

Подготовили: Баракова И.М.

Морозова А.А.

Игротренинг с родителями 

«Играем вместе -развиваем речь ребенка»

Цель:

- создание условий для речевого развития дошкольников в семье;

- повышение педагогической культуры родителей (законных представителей).

Задачи:

- обучение родителей (законных представителей) навыкам правильной организации совместных речевых игр с ребенком;

- вовлекать родителей (законных представителей) в процесс обучения детей через игру;

- способствовать формированию у родителей (законных представителей) своей значимости в процессе игры с ребенком.

Формы проведения: практикум с применением игротренинга.

Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы с вами поучимся организации речевых игр, совместных с ребенкомРечь - могущественное орудие всестороннего развития ребенка. Навык правильной речи, как и все добрые навыки, приобретается в семье. То, что делает семья по развитию речи дошкольника, имеет огромное значение для всей его последующей жизни. Свободная, ясная, логическая, выразительная, красивая устная речь ребенка - это цель, к которой мы должны стремиться.

Проблема развития речи дошкольников стоит остро на сегодняшний день. Слышит ребенок правильную речь и невольно воспринимает её, и мало-помалу добрый навык приобретает могущественную силу привычки. Воспримет его ухо какие - нибудь неправильные, извращенные слова и также незаметно это войдет в его речь. А с недостатками речи бороться очень трудно. Поэтому наш совет - разговаривайте в присутствии детей и с детьми красиво. Ведь речь у дошкольников формируется по подражанию!

Давайте посмотрим, как же мы общаемся с ребенком, насколько важен нам момент общения с нашими детьми.

Упражнение «Чтение сказки»

Цель: показать родителям, насколько важен эмоциональный контакт с ребенком, и при беседе с ребенком, при чтении художественной литературы и т. д

Трем участникам предлагаются детские книжки со сказками, первый участник читает отрывок сказки, отвернувшись спиной к родителям, второй – лицом к родителям, но не отрывая взгляда от текста, а третий – рассказывает эмоционально, используя жесты и мимику, выразительно, практически не смотря в текст.

После прочтения предлагается ответить на вопросы: Что вы чувствовали, когда к вам сидели спиной? А когда совсем не смотрели на вас? И понравилось ли эмоционально выразительное чтение, глаза в глаза? Также происходит и при общении с нашими детьми.

Детям хочется нашего внимания! Есть хороший девиз: «Расскажи – и я забуду. Покажи – и я запомню. Сделай со мной – и я научусь!» Поэтому играем с детьми вместе дома, в транспорте, по дороге в детский сад и т. д.

Вот несколько игр, которые помогут вашему ребенку подружиться со словом, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, а в итоге сделать речь вашего ребенка богаче и разнообразнее.

Игра «Скажи наоборот». Я бросаю мяч и говорю слово. Игрок, поймавший мяч, называет слово противоположное по значению (сильный - слабый, теплый - холодный, высокий - низкий, добрый - злой, веселый - грустный).

Игра «Цепочка слов». Мы поочередно называем слова, но каждое последующее слово должно начинаться на звук, которым закончилось предыдущее (мяч - чемодан - нитки).

Игра «Назови одним словом». Я называю несколько слов и бросаю мяч. Игрок, поймавший мяч, называет обобщающее слово (дуб, липа, береза, сосна - деревья).

Игра «Подбери много слов». Я называю глагол, а вы должны подобрать к нему слова, подходящие по смыслу (летит - воробей, комар, жук, пчела; плачет - ребенок, человек, кошка; плавает - кораблик, рыба, утка).

Игра«Какой?» Я называю слово, а вы должны подобрать к нему как можно больше определений (мяч - резиновый, круглый, большой, красный).

Упражнение «Я знаю».

Дети становятся в круг. Бросая мяч друг другу, каждый должен назвать слово по теме игры. Например, тема игры - «Деревья», значит, ребенок должен назвать дерево и т. д., и т. п.

«Съедобное-несъедобное».

Взрослый называет разные предметы (например: картошка, нож, вилка, торт, кастрюля и т. п., ребенок в свою очередь отвечает - «съедобное» или «несъедобное». Потом можно поменяться ролями.

«Угадай»

Предложите ребенку угадать предмет, описываемый вами, на заданную тему. Потом пусть попробует описать предмет ребенок, а вы отгадываете!

«Кто больше»

Совместно с ребенком выберите тему игру (например«Посуда») и по очереди называете посуду. Кто больше назвал, тот и выиграл!

«Назови ласково»

Родитель называет любое слово, а ребенок должен назвать его ласково, например: морковь-морковочка, тарелка-тарелочка и т. д.

«Обзывалки»

Совместно с ребенком выбираете тему игры,например: фрукты. И поочередно «обзываете» друг друга фруктами! (Ты – яблоко, А ты – ананас! А ты – банан! И т. п.)

«Не зевай- слово к слову подбирай!»

Быстрые слова – (ракета, самолет, тигр, орел).

Сладкие слова – (конфеты, торт, пирожное, сахар).

Веселые слова – (праздник, клоун, подарок, музыка).

«Весёлые рифмы»

Свечка-печка;

Трубы-губы;

Ракетка-пипетка;

Слон-поклон;

Сапоги - пироги и т. д.

«Скажи наоборот»

Сейчас мы превратимся с тобой в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я бросаю тебя мяч и называю слово, а ты говоришь наоборот. Например: темно, а наоборот - светло.

ДРУГ … ВРАГ

ДЕНЬ … НОЧЬ

РАДОСТЬ … ГРУСТЬ (ПЕЧАЛЬ)

ЖАРА … ХОЛОД

ЗЛО … ДОБРО

ПРАВДА … ЛОЖЬ

ХОРОШО … ПЛОХО

ТЯЖЕЛО … ЛЕГКО

ВЫСОКО … НИЗКО

МОЖНО … НЕЛЬЗЯ

ТРУДНО … ЛЕГКО

БЫСТРО … МЕДЛЕННО

ГОВОРИТЬ … МОЛЧАТЬ

ПОКУПАТЬ … ПРОДАВАТЬ

ПОДНИМАТЬ … ОПУСКАТЬ

БРОСАТЬ … ПОДНИМАТЬ

ПРЯТАТЬ … ИСКАТЬ

ЗАЖИГАТЬ … ТУШИТЬ

«Дополни предложение»

Основное правило этой игры по развитию речи дошкольников в том, чтобы к определенному слову добавлять еще одно, дальше к получившемуся словосочетанию — еще одно слово и т. д. Причем каждый раз нужно повторять фразу целиком. Слова можно добавлять не только к концу фразы, но и в начало,  и в середину — лишь бы общий смысл только прибавлялся деталями.

Например, исходное слово «солнце».

светило солнце;

ярко светило солнце;

на небе ярко светило солнце;

на небе ярко светило весеннее солнце;

на небе ярко светило и играло весеннее солнце;

на небе ярко светило и играло лучами весеннее солнце;

на небе ярко светило и играло золотыми лучами весеннее солнце;

на голубом небе ярко светило и играло золотыми лучами весеннее солнце;

на голубом небе ярко светило и играло своими золотыми лучами весеннее солнце;

на голубом небе ярко светило и играло своими золотыми лучами ласковое весеннее солнце.

«Выбери правильное слово»

Из предложенных слов, обозначающих признаки предмета, предлагаем ребёнку выбрать одно, наиболее подходящее по смыслу.

Подумай и скажи, какое слово подходит больше других?

Весной дует … (жаркий, теплый, знойный) ветер.

На лугу распустились … (зеленые, синие, красные) маки.

Мама взяла в лес … (сумку, пакет, корзинку).

Дед Мороз приходит в гости (осенью, весной, зимой).

Собака живет… (в лесу, в конуре, в берлоге).

Поезд едет по (дороге, воде, рельсам).

небе ярко светило и играло своими золотыми лучами ласковое весеннее солнце.

В заключение нашей встречи ещё раз хочу Вам напомнить, что нам, воспитателям и логопедам, не справиться без Вашей помощи. Только объединив усилия, мы сможем научить наших детей красиво и правильно говорить. Для того, чтобы ваши домашние игры с ребенком проходили как можно эффективнее и интереснее, я вам дарю эти памятки - буклеты.

Игра с использованием бельевых прищепок, пощипываем ими кончики пальцев (предварительно проверяем, чтобы она не была слишком тугой).

- У котят, как у ребят зубки режутся, болят.

- Стал кусачим котик мой, шустрый шарик озорной!

- Хвать за палец и кусь – кусь! Пусть кусает, не боюсь!

- Так играет он со мной, котик мой совсем не злой.

Игра «Карандаш» - с использованием карандаша с гранями.

- Карандаш в руках катаю,

- Между пальчиков верчу.

- Непременно каждый пальчик,

- Быть послушным научу.

Игры с пластмассовыми крышками (пуговицами).

Подберите крышки, пуговицы разного размера и цвета. Попробуйте

выложить рисунок мячика, дома. После того, как ребенок научится выполнять задание, предложите ему придумать свои варианты рисунков. Из

пуговичной мозаики можно выложить цветок, неваляшку, снеговика, бабочку, бусы и т. д. Картинки-образцы прилагаются к игре.

Игры с бусинами, пуговицами.

Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все, что нанизывается: пуговицы, бусины, макароны. Бусины и пуговицы можно сортировать по размеру, цвету, форме.

Считать количество «бус» в прямом и обратном порядке.

- Дома я одна скучала,

- Бусы мамины достала.

- Бусы я перебираю,

- Свои пальцы развиваю.

Игра с крупой (используем любую крупу: гречку, рис, пшено).

Рассыпать на подносе тонким слоем и показать малышу, как можно на ней рисовать. Подносы подобрать с высокими краями, чтобы крупа не рассыпалась по полу. Прежде чем приступить к рисованию, позвольте ребенку удовлетворить потребность изучить предлагаемый материал. Первое занятие можно посвятить тому, что малыш просто поиграет с крупой. На следующее занятие можно приступать к рисованию. Разровняйте крупу и проведите по ней пальцем, оставляя след, потом возьмите пальчик ребенка и

проведите по крупе. Так, от занятия к занятию, малыш научится рисовать не

сложные рисунки на крупе (забор, дождик, волны, буквы и т. д.). Не торопите

его, для занятия достаточно сделать всего один рисунок.

Из емкости сначала одной рукой перекладываем фасоль в банку. Затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем.

Рисование.

Рисовать можно семенами арбуза, веревочками, пуговицами, камушками, косточками, ракушками, пробками от пластмассовых бутылок.

Игры с шишками, и грецкими орехами.

Предлагаем ребенку покатать лесной орех, шишку между ладонями. Два лесных ореха ребенок держит в одной руке и вращает их один вокруг

другого.

Игры с лентами, нитками и клубочками.

Сматывание разноцветных ленточек.

Наматывание ниток на клубок.

    Если Вы хотите, чтобы ребенок хорошо говорил, развивайте его руки!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как развивать речь ребёнка в повседневной жизни

Материал в помощь родителям по развитию речи детей ...

Развивая моторику рук - развиваем речь ребёнка

     Отношение к рукам у человечества всегда было особым, даже отчасти мистическим:  руки добывали огонь, пищу, защищали, строили жилища, объясняли, измеряли, создавали все ...

Консультация для родителей: "Развитие речи малыша до 3 лет. Как развивать речь ребёнка"

Консультация для родителей: "Развитие речи малыша до 3 лет. Как развивать речь ребёнка"....

Если есть проблемы с речью… или Как правильно развивать речь ребёнка

Памятка для родителей детей младшего дошкольного возраста.  Составлен по материалам https://www.pravmir.ru/u-sosedki-syin-molchal-a-potom-vdrug-kak-zagovorit/...

Игротренинг с родителями «Играем вместе -развиваем речь ребенка»

Цель:- Создание условий для речевого развития дошкольников в семье;-Повышение педагогической культуры родителей.Задачи:- Обучение родителей  навыкам правильной организации...