Мастер -класс для родителей "Мир шахмат"
материал

 Давудова Индира Шайдабеговна

Шахматы – великолепная игра с древнейшей историей, сегодня это популярный вид спорта, которым увлекаются миллионы людей во всех уголках планеты, наряду с этим это прекрасный тренажер для мозга, который увеличивает интеллектуальные способности ребёнка, причем по эффективности им нет аналогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mir_shahmat.master_klass.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное  учреждение детский сад комбинированного вида"Рябинушка"

Мастер-класс для родителей

«Мир шахмат»

Подготовила

Воспитатель

Давудова И.Ш.

Цель: формирование педагогической компетентности родителей в вопросах интеллектуального развития детей посредством шахматного образования.

Задачи:

- познакомить участников мастер-класса с игровыми ситуациями, используемыми для обучения детей игре в шахматы;

- формировать умение играть в шахматы через ознакомление с правилами.

Добрый день, уважаемые родители! Сегодня я хочу познакомить вас с игровыми ситуациями, которые помогут открыть ребенку увлекательный мир шахмат.

Шахматы – великолепная игра с древнейшей историей, сегодня это популярный вид спорта, которым увлекаются миллионы людей во всех уголках планеты, наряду с этим это прекрасный тренажер для мозга, который увеличивает интеллектуальные способности ребёнка, причем по эффективности им нет аналогов. И вовсе не потому, что они мощно воздействуют на мозг. Нет. Дело в другом. Игра полностью загружает оба полушария, то есть заставляет усердно трудиться все наше серое вещество. И это медицинский факт. Мало в какой сфере человеческой деятельности такое возможно.

Помимо того, что у него активно развивается мышление, вырастает способность концентрироваться и улучшается память, у него формируются такие важные черты характера как эмоциональная устойчивость, твердая воля, решимость и стремление к победе. При этом поражения, которые постигают игрока, учат его стойко и достойно переживать проигрыш, относиться к себе самокритично и анализировать собственные поступки, извлекая нужный и ценный опыт.

Весь процесс обучения шахматам строиться на увлекательной игре. Только таким образом ребенок осваивает материал, не теряет к нему живого интереса.

Сейчас на практике я покажу использование некоторых игровых приемов, которые мы используем при обучении детей игре в шахматы.

И так, чтобы наше путешествие было удачным нам нужен путеводитель. А путеводителем для нас станет шахматная доска.

Наша   цель помочь ребятам овладеть пространственным ориентированием на плоскости, познакомиться с такими понятиями как: горизонталь, вертикаль, диагональ, видеть всю доску, а также отдельное поле.

Давайте  рассмотрим некоторые приёмы.

- Посмотрите внимательно на шахматную доску. На шахматной доске чередуются поля черного и белого цвета, их 64. Кроме полей на доске мы видим  линии горизонтали, вертикали и диагонали. Правильное положение доски, когда белое поле находиться справа внизу.

Описание и рассматривание шахматной доски. 

Знакомство с фигурами и пешками.

Сейчас мы познакомимся с шахматными фигурами.

      Шахматное королевство населяют фигуры и пешки, у каждой фигуры свой характер, способ передвижения по шахматной доске. Фигуры и пешки – белые и черные. Они могут быть белыми и коричневыми, белыми и зелеными, синими и красными, но всегда называются: белые и черные. Итак, начнем знакомство. В  шахматной  партии  участвуют белые (светлые) и черные (темные) фигуры.

16 белых и 16 черных фигур (в шахматах пешка - тоже фигура)

Белые фигуры: Король, Ферзь, 2 ладьи, 2 слона, 2 коня, 8 пешек.

Черные фигуры: Король, Ферзь, 2 ладьи, 2 слона, 2 коня, 8 пешек.

- У каждой фигуры свой характер, способ передвижения по шахматной доске.

- Итак, давайте познакомимся поближе с жителями шахматного королевства.

- Ладья может за ход продвинуться на любое количество полей вперед или назад, влево или вправо.

- Конь продвигается буквой «Г» на два поля вперед или назад, затем на одно поле влево или вправо. Чтобы легче было запомнить ход коня, про него говорят: «Прыг, скок - и в бок!» Он может перепрыгивать через свои и неприятельские фигуры и пешки.

- Слон может передвигаться на любое количество полей по диагонали. Существуют белопольные и чернопольные слоны, которые передвигаются только по белым или только по черным полям.

- Король - самая главная фигура в королевстве. Передвигается в любом направлении на одно поле. Когда игрок лишается своего короля, то он считается проигравшим.

- Ферзь - это советник короля и самая сильная фигура шахматного войска. Передвигается на любое количество полей в любом направлении.

- Пешка может за один ход продвинуться на одно поле прямо вперед, а при первом ходе на два поля. Пешка «бьет» чужую фигуру вперед по диагонали. Добравшуюся до противоположного края доски пешку можно обменять на любую пленную фигуру, даже – ферзя. Любая пешечка может превратиться в ферзя.

- В результате все фигуры занимают свои места.

Вот мы и познакомились с шахматным королевством.

– А теперь я вам предлагаю знакомство с игрой  шахматного диктанта. Для этого мне понадобится 4 человека (выходят 4 человека и садятся на стулья, у них планшеты с маркерами и мини изображение шахматной доски)

 

ЗАДАНИЕ 1

«Шахматный диктант»

– Перед вами мини шахматная доска и маркеры. Вы знаете, что у каждого поля на шахматной доске есть свой адрес, он обозначается буквой и цифрой. Я буду называть адрес поля, вы отмечаете поле точкой и соединять последовательно точки между собой. Всем правила понятны? Начнем наш шахматный диктант:

– Поставьте точку на поле с адресом С1

– Проведите линию к полю с адресом F1

– Поднимитесь на поле с адресом F4

– Проведите линию к полю с адресом С4

– Вернитесь на поле с адресом С1

– Поставьте маркер на поле С4

– Проведите линию к полю с адресом В4

– Проведите линию к полю с адресом D6

– Проведите линию к полю с адресом E6

– Опуститесь на поле с адресом G4

– Проведите линию к полю с адресом F4

– Наш диктант окончен. Посмотрите на доску. Что у вас получилось? (Дом)

– Спасибо за то что, что поиграли со мной, присаживайтесь.

ЗАДАНИЕ 2

«Шахматные следы»

Обращаясь ко всем зрителям

– А теперь давайте превратимся в следопытов. Посмотрите, на этой поляне кто-то побывал. Давайте определим, кому принадлежат эти следы. (Зрители находят, называют фигуру, на слайде появляется фигура вместо следа, 6 шт.)

Молодцы! Вы отлично справились с этим заданием. В этом упражнении мы закрепляем с детьми правила ходов шахматных фигур, их названия. Данную игру можно интерпретировать в более простой вариант «Найди фигуру и назови», в этом виде я использовала ее на занятии. Здесь дети только знакомились с фигурами, поэтому правила хода мы не закрепляли.

ЗАДАНИЕ 3

«Шахматный кубик»

– Для следующей игры мне нужны будут два помощника (Вызываю двоих)

– Перед вами шахматная доска. Встаньте на первую горизонталь с интервалом в одно поле.

Правила игры: Я буду кидать кубик, вы по очереди будете продвигаться на то количество клеток, которое выпадает. Количество клеток соответствует данным фигурам. Кто первый дойдет до финиша тот победил.

В данной игре с детьми мы закрепляем знание ценности фигур. Игра эта очень интересна детям и вот в такой занимательной форме дети закрепляют достаточно тяжелое понятие – шахматную ценность.

Им начинать этот сказочный бой.

Уважаемые родители! Наше путешествие в шахматное королевство подошло к концу. Я хочу поблагодарить участников мастер-класса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс для родителей воспитанников подготовительной группы по обучению игре в шахматы.

Познакомить родителей воспитанников с правилами игры в шахматы, с историей возникновения шахмат, тем самым способствовать формированию навыков игры в шахматы....

Мастер-класс для педагогов. "Шахматы"

  Говоря о безграничной пользе шахмат для детей, я не могу пройти мимо таких суждений, что ребенок во время игры в шахматы учится самостоятельно принимать свое собственное р...

Мастер-класс для педагогов " Шахматы для детей старшего дошкольного возраста"

Шахматы в наши дни стали не только спортом, но и верным методом в воспитании детей старшего дошкольного возраста. Поэтому важно  понять эту удивительную игру: названия и "ходы" фигур, о...

Мастер-класс для педагогов "Шахматы - игра для всех"

Цель мастер-класса: демонстрация  опыта использования дидактических игр в процессе познавательного развития дошкольников для педагогов ДОО города....

Мастер – класс «Играем в шахматы»

Добрый день, уважаемые коллеги!   Известный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Без шахмат нельзя представить воспитание умственных способностей и памяти…»...

Мастер-класс "В мире шахмат"

Цель: познакомить родителей с приёмами, способствующими формированию навыков игры в шахматы у детей старшего дошкольного возраста....