Консультация для родителей "«Влияние изобразительной деятельности на развитие речи дошкольника»
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Мухаметкулова Светлана Фаритовна

                   На занятиях по изобразительной деятельности и конструированию решаются специальные задачи по развитию речи детей, обогащается словарь, совершенствуется разговорная речь, подготавливается появление связной речи.

                 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Влияние изобразительной деятельности

на развитие речи дошкольника»

Изобразительная деятельность – одна из самых интересных для детей дошкольного возраста. Ведь не случайно ребенок, как писала Н. К. Крупская, очень рано начинает стремиться,  самыми разнообразными способами выразить полученные им впечатления: движением, словами, мимикой. Надо дать возможность ему, расширить область выражения складывающихся у него образов. Надо дать ему материал: пластилин для лепки, карандаши и бумагу, материал для построек, научить, как обращаться с этим материалом.        

 Изобразительная деятельность выступает как специфическое средство познания деятельности, поэтому имеет большое значение для умственного развития детей, в свою очередь умственное воспитание ребенка тесным образом связанно с развитием речи.

Первым шагом в развитии понимания речи на занятиях изобразительной деятельностью является усвоение назывательной функции слова: все, что находится вокруг ребенка, все, что он делает и как делает, получает названия. Для того чтобы слово-название стало словом-понятием, на него надо выработать большое число различных условных связей, в том числе двигательных. Разнообразный материал (наглядный), который периодически меняется, помогает уточнить понимание названий предметов. Слово помогает ребенку в познании всех сторон изобразительной деятельности, осмысление процессов изображения.

В продуктивной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми, так как речь приобретает действительно практическую направленность и имеет большое значение для выполнения той или и иной предложенной деятельности. Ребенок в продуктивной деятельности опирается одновременно на несколько анализаторов (зрение, слух, тактильное восприятие), что также оказывает положительное влияние на развитие речи. Продуктивная деятельность благоприятна для развития речи, прежде всего тем, что ребенок сам непосредственно действует с предметами.

Огромное влияние этого фактора на развитие речи ребенка отмечено М.М. Кольцовой. В описанных его опытах дети раннего возраста почти в два раза быстрее начинают реагировать на слово, обозначающее предмет, если имеем возможность этим предметом манипулировать. Обеспечить связь слова с предметом легче, чем связь слова с действием: можно показать сам предмет, игрушку или муляж.

В изобразительной деятельности это происходит естественно, поскольку ребенок сам выполняет разнообразные действия. Например: взял карандаш, прижал тряпочку, веду линию, рисую мяч. При специальном обучении дети хорошо усваивают определенную цепь последовательных действий; характерных для изобразительной деятельности. Это способствует развитию речи – правильному пониманию и выполнению инструкции типа: «Нарисуй дорожку, шар». Именно на этих занятиях дети хорошо усваивают последовательность действий и причинно – следственную взаимосвязь различных действий и явлений: «Кисточка грязная. Моем грязную кисть. Кисточка стала чистая». Действия детей, оречевленные в ИЗО и конструктивной деятельности,  становятся более совершенными, осмысленными, целенаправленными, ритмичными,  регулируемыми.  Выполняя повторяющие движения в рисовании (штрихи, мазки, линии), дети любят сопровождать их речью в такт движениям руки: топ – топ - («следы»), кап – кап – («Дождик идет»): оживляют свои выполненные работы. Это также следует использовать для развития разных сторон речи. Изобразительная деятельность и конструирование позволяют решать коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать такие положительные качества, как самостоятельность и целенаправленность в выполнении работы, усидчивость и настойчивость, умение довести работу до конца, аккуратность. Положительная оценка, похвала, одобрение побуждают к дальнейшим положительным действиям. На занятиях по изобразительной деятельности и конструированию решаются специальные задачи по развитию речи детей, обогащается словарь, совершенствуется разговорная речь, подготавливается появление связной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Влияние мелкой моторики рук на развитие речи»

В устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождаются движениями пальцев, например, известная всем «Сорока-Ворона». Люди давно заметили, что движения рук и ...

Консультация для родителей "Влияние русского народного фольклора на развитие речи детей дошкольного возраста".

Главная задача в области развития речи детей младшего дошкольного возраста  -  помочь им в освоении разговорной речи, родного языка. Источником развития выразительности детской речи являются...

Консультация для воспитателей "Изобразительная деятельность в развитии речи дошкольника"

          Процесс развития мелкой моторики в дошкольном возрасте довольно длительный. Поэтому необходимо соблюдать определенную систему в организации деятельности ребен...

консультация для родителей "Влияние движений пальцев рук на развитие речи дошкольников"

В статье раскрывается комплекс мер, способствующих развитию движений рук и речи дошкольников....

Консультация с родителями "Влияние занятий изобразительной деятельности на развитие личности ребенка"

как занятия изобразительной деятельностью влияют на развитие личностных качеств дошкольника...

Консультация для родителей: "Значение изобразительной деятельности для развития речи"

Консультация для родителей: "Значение изобразительной деятельности для развития речи"...