Мастер-класс для родителей "Артикуляционная гимнастика с детьми дома"
консультация

Стрижова Ольга Александровна

Речевые нарушения – это серьезная проблема нашего времени. Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности и слаженной работе органов артикуляционного аппарата: языку, нижней челюсти, мягкому небу, голосовым связкам. Произношение звуков родной речи – это сложный двигательный навык, которым должен овладеть каждый ребенок. При этом, одних занятий с логопедом недостаточно. Для формирования и укрепления навыков правильного звукопроизношения, необходимы дополнительные упражнения с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_artik.gimnastika.docx21.06 КБ

Предварительный просмотр:

ЧДОУ «Детский сад на Марсовом поле»

Мастер-класс для родителей

«Артикуляционная гимнастика с детьми дома»

                               Подготовила:

                                  учитель-логопед

                                                             Стрижова Ольга Александровна

2022

Мастер-класс для родителей «Артикуляционная гимнастика с детьми дома»

Цель: познакомить родителей с понятием «Артикуляционная гимнастика». Показать и научит родителей как правильно выполнять артикуляционные упражнения дома с детьми.

План проведения:

  1. Теоретическая часть: понятие «Артикуляционная гимнастика», ее значение и рекомендации по проведению.
  2. Практическая часть: выполнение артикуляционных упражнений.
  3. Рекомендации логопеда.
  4. Вопросы логопеду.

Ход мастер-класса

Здравствуйте, уважаемые родители! Рада вас приветствовать на мастер классе по «Артикуляционной гимнастике».

Речевые нарушения – это серьезная проблема нашего времени. Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности и слаженной работе органов артикуляционного аппарата: языку, нижней челюсти, мягкому небу, голосовым связкам. Произношение звуков родной речи – это сложный двигательный навык, которым должен овладеть каждый ребенок. При этом, одних занятий с логопедом недостаточно. Для формирования и укрепления навыков правильного звукопроизношения, необходимы дополнительные упражнения с родителями.

Очень важной в коррекции речевых нарушений является артикуляционная гимнастика. Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного (речевого) аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Артикуляционная гимнастика бывает двух видов: пассивная (взрослый выполняет движения за ребенка) и активная (ребенок самостоятельно выполняет упражнения). Пассивные движения постепенно переводятся в пассивно-активные, а затем и в активные. Артикуляционные упражнения бывают беззвучными и с участием голоса. А также статические артикуляционные упражнения (удержание правильной позы) и динамические (две и более артикуляционных поз, сменяющие одна другую).

При проведении артикуляционной гимнастики:

  1. Внимательно прочитайте описание упражнения. Попробуйте выполнить его перед зеркалом. Только после того, как Вы сами освоите это упражнение, предлагайте его ребенку.
  2. Гимнастика проводится ежедневно по 5-10 минут.
  3. Упражнения выполнять сидя перед зеркалом (достаточно настольного зеркала 15*15 см.) в спокойной обстановке, при достаточном освещении.
  4. Комплекс на одно занятие включает 5-7 упражнений для губ и языка, 1 упражнение для развития речевого дыхания.
  5. Каждое упражнение выполняется по 3-5 раз.
  6. Упражнения выполняются после показа взрослого. Для поддержания интереса к гимнастике используются стихи. Желательно проводить гимнастику в игровой форме.
  7. После того, как упражнение усвоено, ребенок выполняет его без показа взрослого (по названию).
  8. Взрослый обязательно контролирует правильность и четкость выполнения упражнений.
  9. Упражнения должны быть целенаправленными: важно не их количество, а правильный подбор упражнений и качество выполнения.
  10. Движения должны быть плавными и легкими, без толчков, подергиваний и других сопутствующих движений органов.
  11. Вначале движение производится несколько замедленно, постепенно убыстряется. Затем темп движения должен стать произвольным – быстрым или медленным.
  12. Переход (переключение)к движению и положению должен совершаться плавно и достаточно быстро.

 Теперь я покажу Вам, несколько основных упражнений артикуляционной гимнастики, которую необходимо начинать с упражнений для губ.

Упражнения для губ

  1. «Заборчик» или «Лягушка». Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.

Зубы ровно мы смыкаем

И заборчик получаем

  1. «Трубочка» или «Слонёнок» Вытягивание губ вперёд длинной трубочкой. Зубы сомкнуты.

Мои губы – трубочка

Превратились в дудочку.

  1. «Улыбка – Трубочка»/«Лягушонок –слонёнок» Чередование положений губ

Свои губы прямо к ушкам растяну я, как лягушка.

А теперь – слонёнок я, видишь – хобот у меня.

Мне понравилось играть, повторю – ка всё опять.

Упражнения для щек

  1. «Сытый хомячок». Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.
  2. «Голодный хомячок». Втянуть щеки.
  3. «Шарик». Рот закрыт. Нажимать ладошкой на надутые щеки, в результате чего воздух будет выходить с силой и шумом.

Статические упражнения для языка

(выработка контроля за положением языка и удержанием позы)

  1. “Месим тесто”. Это упражнение является самомассажем для языка.

Язык кладем на нижнюю губу и начинаем как бы мять язык губами, произнося, пя-пя-пя. Тоже самое делаем, но произносим тя-тя-тя, кусаем язычок.

  1. «Лопаточка или блинчик». Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

Язык лопаткой положи и спокойно подержи.

Язык надо расслаблять и под счёт его держать:

Раз, два, три, четыре, пять! Язык можно убирать.

  1. «Чашечка». Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

Язык широкий положи, его края приподними.

  1. «Иголочка». Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

Язык в иголку превращаю, напрягаю и сужаю.

Острый кончик потяну, до пяти считать начну.

Раз, два, три, четыре, пять –иголку я могу держать.

Динамические упражнения для языка

(выработка координации и точности движений)

  1. «Часики». Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет взрослого к уголкам рта.

Влево – вправо мой язык скользит лукаво:

Словно маятник часов покачаться он готов.

  1. «Качели». Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

На качелях я качаюсь: вверх, вниз, вверх, вниз.

Я до крыши поднимаюсь, а потом спускаюсь вниз.

  1. «Чистим зубки». Рот открыт. Кончиком языка погладить внутри верхние и нижние зубы. Важно – подбородок не двигается.

Чищу зубы, чищу зубы и снаружи, и внутри.

Не болели, не темнели, не желтели чтоб они.

  1. «Лошадка». Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

Я лошадка Серый Бок! Цок-цок-цок.

Я копытцем постучу! Цок-цок-цок.

Если хочешь – прокачу! Цок-цок-цок.

  1. «Маляр». Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.

Красить потолок пора,

Пригласили маляра.

Ниже челюсть опускаем,

Язык к нёбу поднимаем.

Проведём вперёд – назад –

Наш маляр работе рад.

  1. «Вкусное варенье». Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

Ох и вкусное варенье!

Жаль осталось на губе.

Язычок я подниму

И остатки оближу.

Рекомендации логопеда

  1. Очень часто дети, которые плохо говорят, еще и плохо едят. Как правило, для них целая проблема скушать яблоко или морковку, не говоря уж о мясе. Вызвано это слабостью челюстных мышц, а она, в свою очередь, задерживает развитие движений артикуляционного аппарата.

Поэтому обязательно заставляйте ребенка жевать сухари, овощи и фрукты, хлеб с корочками, кусковое мясо.

Чтобы развить мышцы щёк и языка, покажите ребёнку, как полоскать рот. Научите надувать щёки и удерживать воздух, “перекатывать” его из одной щеки в другую.

  1. Говорите с ребёнком медленно, короткими фразами; пользуйтесь правильным русским языком, не переходите на “детский язык” (сюсюканье)сами и не разрешайте делать это другим.
  2. По возможности каждый день читайте ребёнку. Ваша четкая правильная речь послужит эталоном для ребенка
  3. Чаще разговаривайте с ним, терпеливо отвечайте на все его вопросы, поощряйте желание их задавать.
  4. Говорите чётко, внятно, несколько раз повторяя слово или фразу, меняя в ней слова местами.
  5. Не забывайте развивать и мелкую моторику – то есть ребенок как можно больше должен работать своими руками. Учёные доказали, что развитие мелкой моторики рук напрямую связано с развитием речевых центров головного мозга. Пусть ребенок сам застегивает пуговицы, шнурует ботинки, засучивает рукава. Причём начинать тренироваться ребёнку лучше не на своей одежде, а сперва “помогать” одеться куклам и даже родителям. По мере того, как детские пальчики будут становиться проворнее, его язык будет все понятнее не только маме.
  6. Как можно раньше отучайте ребёнка от соски, не заставляйте его спать, положа руки под щёку, что может деформировать челюсть.

Спасибо за внимание! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка.Мастер-класс для педагогов "Дыхательная гимнастика с детьми дошкольного возраста"

Чтобы научить ребенка владеть голосом, надо прежде всего научить его правильно дышать.  Без правильного дыхания, невозможна хорошо звучащая речь....

Мастер-класс для родителей "Артикуляционная гимнастика дома"

Цель: Создание условий для качественного взаимодействия семьи и учителя–логопеда через организацию единого образовательно-воспитательного пространства...

Мастер-класс для родителей:"Артикуляционная гимнастика дома".

Артикуляционная гимнастика — это комплекс упражнений, одни из которых помогают улучшить подвижность органов артикуляции, другие — увеличить объём и силу движений, третьи вырабатывают точно...

Мастер-класс для родителей «Артикуляционная гимнастика дома»

Речевые нарушения у детей – серьёзная проблема нашего времени. Почему-то все чаще перед поступлением в школу родители с удивлением узнают, что их семилетний ребенок не выговарив...

Мастер класс для родителей "Игры-эксперименты с детьми дома"

Данный материал может быть использован, как совместная деятельность детей и родителей, а также будет интересен воспитателям,как активная форма проведения родительского собрания....