Консультация для родителей "Приобщение к истокам народной культуры через знакомство с устным народным творчеством."
план-конспект занятия (старшая группа)

Хабарова Надежда Алексеевна

 

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к русской культуре

через знакомство с устным народным творчеством.

 

 

Проблема приобщения детей к культурно-историческому наследию русского народа становится с каждым годом все острее. Одной из самых важных задач, в наступивший непростой период времени для нашей страны, считается воспитание такого будущего поколения, которое будет обладать духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами и уважать культурное и историческое прошлое России. Именно такое поколение будет способно осуществить дальнейшее развитие страны. В связи с этим требуются действенные пути решения поставленной проблемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priobshchenie_k_istokam_nar.kulturyhabarova_n.a.docx20.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад  общеразвивающего вида  № 187»

                     "Приобщение детей младшего дошкольного возраста к русской культуре

через знакомство с устным  народным творчеством".

                                          Подготовила

Воспитатель: Хабарова Н.А.

г. Воронеж 2022

Проблема приобщения детей к культурно-историческому наследию русского народа становится с каждым годом все острее. Одной из самых важных задач, в наступивший непростой период времени для нашей страны, считается воспитание такого будущего поколения, которое будет обладать духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами и уважать культурное и историческое прошлое России. Именно такое поколение будет способно осуществить дальнейшее развитие страны. В связи с этим требуются действенные пути решения поставленной проблемы.

Целью создания статьи  является систематизация и обобщение знаний по заявленной теме, полученных из собственного педагогического опыта по работе с детьми в ДОУ.

В данной статье обосновывается мнение о том, что такая работа должна начинаться еще в младшем дошкольном возрасте через привитие детям любви к русскому народному творчеству, фольклору. Фольклор - это ведь не только способ выражения народного самосознания, но и самый лучший источник познавательного и нравственного развития ребенка. С его помощью передаются особенности русского характера и стиля жизни, наши мировоззрения и идеалы, представления о добре и зле, размышления о правде и лжи, понятия о храбрости и трусости и многое другое. Это наша историческая память и неисчерпаемый кладезь мудрости.

В основной части проводится анализ специально подобранной литературы и ресурсов сети Интернет по изучаемому вопросу. Дается описание видов фольклора, используемых в работе с дошкольниками. Выделяются приоритетные направления деятельности, раскрываются принципы, рассматриваются ключевые этапы работы. Основное внимание акцентируется на формах работы с детьми и их родителями. Затрагивается тема введения факультативного курса по основам православной культуры в ДОУ.

В заключении анализируются достигнутые результаты по проделанной работе.

«Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа не случайно, не секрет, что помимо экономических трудностей, Россия сейчас переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому, очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения»

Как правильно замечают исследователи в данном вопросе «В сегодняшней социальной ситуации в нашей стране, когда политика государства направлена на возрождение духовных ценностей, пропаганда народного творчества приобретает более сильное значение». И это является неоспоримым фактом.

Мы считаем, что знакомство детей с родной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью, просто необходимо начинать с младшего дошкольного возраста, ведь детские впечатления неизгладимы и остаются на всю жизнь.

Это будет способствовать как духовному и нравственному воспитанию детей, так и патриотическому. 

Вот как пишут об этом наши коллеги «Детство – это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры».

Еще одно высказывание педагогов по данному актуальному вопросу «Народная культура – предмет, который человек должен постигать на протяжении всей жизни, от первых шагов до старости. Чем раньше мы начинаем вводить детей в мир народной культуры, тем лучших результатов добиваемся».

На ум приходят высказывания педагогов-классиков:

«Воспитание, созданное самим народом, и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах». К.Д. Ушинский.

«Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа… Мы не можем созреть вне национальной культуры, которой мы должны проникнуться, чтобы присущие душе нашей силы могли получить развитие». В.В. Зеньковский.

Подобные высказывания не только наших коллег, но и известных классиков, СМИ, а также собственные видения данной проблемы натолкнули нас, педагогов ДОУ на определенную воспитательно-образовательную деятельность, которая бы способствовала обогащению детей знаниями о национальной культуре.

Воспитательно-образовательный процесс организуем в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующими нормативно-правовыми документами.

Педагогическую деятельность строим в соответствии с Основной образовательной программой дошкольного образования МБДОУ детского сада 187.

Целью нашей работы во второй младшей группе ДОУ является приобщение детей младшего дошкольного возраста к национальной культуре, развитие интереса к русскому народному творчеству, формирование нравственного сознания и поведения.

Важным моментом на пути решения к поставленной цели стало знакомство детей с различными видами фольклорного творчества.

Устное народное творчество как ничто другое способно привить любовь к нашей истории и культуре страны. Оно веками впитывало в себя весь жизненный опыт и коллективную мудрость русского народа, а затем передавало их младшим поколениям. Фольклор всегда нес в себе высокие нравственные нормы и эстетические идеалы.

Главными задачами перед собою ставим:

  1. Создать все необходимые условия для реализации поставленной цели.
  2. Повысить свои профессиональные знания по приобщению детей к истокам русской народной культуры.
  3. Увеличить эффективность работы с детьми по ознакомлению с фольклором и использованию его для развития всех компонентов устной речи.
  4. Продолжать знакомить дошкольников с русским народным творчеством, но уже более углубленно.
  5. Развивать устойчивый интерес не только к художественным произведениям, но и к декоративно-прикладному искусству.
  6. Расширять представления родителей дошкольников о фольклоре и учить видеть в нем педагогическую ценность и значимость.

Содержание всей работы базируется на таких приоритетных направлениях деятельности:

  1. Окружение предметами национального характера.
  2. Использование фольклора во всех его проявлениях.
  3. Приобщение к народным традициям и праздникам.

Работа строится на основе следующих принципов:

- учет возрастных особенностей дошкольников;

- тематическое планирование с акцентом на народный календарь;

- личностно-ориентированное общение и обучение;

- занимательность подачи материала, последовательность и постепенное его усложнение;

- включение детей и их родителей в творческую деятельность.

Разновидность творческой деятельности, используемая в нашей работе: речевая, двигательная, игровая, музыкальная, художественная, театрализованная.

Этапы нашей работы:

Первый этап: организация предметно-развивающей среды (подбор библиотеки, наглядно-дидактических пособий, материалов для занятий; разработка всевозможных картотек) и соответствующего родительского уголка (разработка серии консультаций, рекомендаций и памяток для родителей).

Второй этап: организация образовательного процесса (изучение и анализ литературы по освещаемому вопросу, знакомство с положительным опытом работы коллег по данной теме, определение стратегии и тактики деятельности, разработка плана работы и конспектов занятий).

Третий этап: организация открытых мероприятий, выставок (подготовка творческих мастерских, открытых занятий и родительских собраний, проведение различных конкурсов, акций и фольклорных развлечений).

Самой главной и неотъемлемой частью образовательного процесса является НОД. Работа ведется как фронтально, так и индивидуально. Используются разные варианты организации (тематические, сюжетные, комплексные и другие).

В процессе НОД предусматривается определенная работа по знакомству детей с устным народным творчеством. Наш педагогический опыт показывает, что для младшего дошкольного возраста наиболее доступны малые фольклорные формы (потешки, загадки, считалки, короткие сказки). Малыши хорошо приучаются к интонационному строю родной речи. Дети не только слушают, но и быстро запоминают и воспроизводят полюбившиеся формы фольклора.

Мною используются разнообразные формы работы с детьми:

1. Работа с книгой (чтение стихов, потешек, сказок на темы доброты, любви к родителям, младшим детям, сверстникам, заботы о животных).

2. Организация жизненных и игровых развивающих ситуаций (на усвоение опыта культурного поведения и доброжелательного отношения).

3. Инсценировки с игрушками, атрибутами, демонстрирующие детям образцы правильного поведения и взаимоотношений в детском саду и в семье.

4. Общение и совместная деятельность с педагогом как средство установления доверия, обогащение социальных представлений и опыта взаимодействия.

5. Наблюдения за действиями и отношениями взрослых в детском саду. Организация и проведение совместных мероприятий с родителями:
- творческие мастерские («До свиданья, Осень!», «Ко Дню Матери» и другие)
- выставки совместных работ по изобразительной деятельности и ручному труду («Дары природы», «Осенние фантазии», «Русский сувенир», «Мамина улыбка», «Как мы маме помогаем!», «Храмы России», «Зимушка хрустальная», «Волшебница Зима» и другие).

6. Игры: игры-имитации, хороводные («Пузырь», «Карусель», «Грушка», «Каравай», «Арина», «Бабка Ежка», «Флажок», «Солнышко и дождик», «Ровным кругом», «Колпачок и палочка», «Мыши в кладовой» и другие), подвижные («Собака и воробьи», «Птички в гнездышке», «Мы топаем ногами», «Лягушата», «Кошка», «Хромая лиса», «Ястреб», «Перелет птиц», и другие), театрализованные, пальчиковые («Колпачок», «Гули-гули», «Стенка, стенка, потолок», «Водичка-водичка», «Улитка» и другие), коммуникативные («Разминка для общения», «Игры – приветствия «Здравствуй» (пожелания здоровья) и другие), речевые – для развития эмоциональной отзывчивости и радости общения со сверстниками.

7. Рассматривание картинок, иллюстраций (о днях творения; с изображениями храмов, икон; к сказкам и другие) , видео записей («Бог – Творец мира, в котором мы живем», «Свои плоды приносит осень», «Свет Вифлеемской звезды», «Птички Божии», «Светлый праздник Пасхи» и другие), мультимедийных презентаций («Мама дорогая», «Зимние забавы», «Рождество Христово», «Перед праздником», «Прощенное Воскресенье», «День Святой Троицы» и другие)

8. Сюжетные игры, объединяющие детей общим сюжетом, игровыми действиями, радостью отражения не только ролей взрослых (врач, продавец, парикмахер, воспитатель), но и умением проявить добрые чувства и эмоциональную отзывчивость.

Большое внимание на занятиях (с учетом возрастных особенностей детей 3- 4 лет) уделяется театрализованной деятельности.

В работе используем: - модели по сказкам;
- речевой материал для проговаривания, обыгрывания (потешки, считалки, скороговорки,  диалоги, песенки);
- психогимнастику, которая помогает войти детям в образ того или иного персонажа;
- различные виды театров (театр мелкой игрушки, театр с использованием различных масок, пальчиковый театр, театр ростовых кукол).

Методическое обеспечение в нашей группе:

- текстовой материал для проведения занятий, бесед, консультаций для родителей;

- фото и видеоматериалы для показа;

- технические средства обучения: аудио- и видеоаппаратура, диски, кассеты;

- детские музыкальные инструменты;

- различные атрибуты к занятиям;

- театральные костюмы;

- наличие кукол для театра (наглядный материал) и ширмы.

Тесное сотрудничество с семьей является залогом успешной работы с детьми, поэтому мы используем такие действенные формы работы с родителями воспитанников:

- наглядная информация («Советы логопеда», «Наши занятия», «Учимся мастерить» и другие интересные рубрики в родительском уголке группы);

- анкетирование («Анкета для родителей по духовно-нравственному воспитанию», «О способах воспитания», «Анкета для родителей по выявлению традиций в семье» и другие);

- консультации и рекомендации («Развитие речи ребенка 3-4 лет», «Игры для детей второй младшей группы», «Какие книги покупать детям?» и другие);

- памятки («Дети учатся правильному социальному поведению», «Правила доброты», «Родительские заповеди» и другие);

- открытые занятия («Не играй с огнем»)

- творческие мастерские («Восьмое марта», «До свиданья, елочка, колкая иголочка!», «Весна идет, Весне дорогу!» и другие);

- родительские собрания;

- утренники

- акции ( по озеленению, облагораживанию и эстетическому оформлению территории вокруг детского сада», «Белый цветок», «Крупинка добра»..);

- конкурсы по оформлению (предметно-развивающей среды в групповом помещении, зимних участков, огород на окне, семейных газет и книжек);

- выставки творческих работ («Куклы в народных костюмах», «Пасхальные яйца», «Дома я всегда играю. Много разных игр я знаю!»).

Результатом содержательной и системной работы с детьми 3-4 лет является:

1. Доброжелательное отношение детей к близким людям - любовь к родителям, привязанность и доверие к педагогам.

2. Умение проявлять эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, сверстников, а также героев сказок, животных.

3. Умение выполнять элементарные правила культуры (поведения, речи, общения, внешнего вида) в семье и детском саду.

4. Освоение детьми способов взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

В группе сложился хороший микроклимат, дети могут самостоятельно организовать игру, развить сюжет, проявить творчество, действовать в соответствии с ролью, контролировать правила игры и действия партнеров по играм.

В процессе организации деятельности детей младшего возраста (двигательной, игровой, продуктивной, музыкально-художественной) мы добились активного участия ребят в творческих мероприятиях различного уровня (конкурсы, выставки, акции).

 Очень интересна проблема приобщения детей к культурно-историческому наследию русского народа, духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения. Считаем ее актуальной и интересной для дальнейшей углубленной работы.

Перечень ресурсов:

1) литература:

1. Аполлонова Н.А. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре // Дошк. воспитание.1992.-№5-6.

2. Николаева С.Р., Катышева И.Б., Комбарова Г.Н., Хомченко В.А., Калиновская Е.Г., Смотрова Н.А., Булгакова Т.К., Куровская И.В. Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками. – Детство-Пресс, 2009.

3. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – Детство-Пресс, 2006.

2) ресурсы сети Интернета:

1. Скотарь О.Т. Устное народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре.http://festival.1september.ru/articles/650342/

2. Саликова М.Т., Митина С.В. Приобщение детей младшего возраста к истокам народной культуры. http://www.detsadclub.ru/zametki-dlya-vospitatelya/2716-statya-priobshenie-detej-mladshego-vozrasta-k-istokam-narodnoj-kultury


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ: «Приобщение детей 5-7 лет к русской народной культуре через знакомство с русскими народными календарными праздниками»

Целью данного проекта является  развитие у детей дошкольного возраста устойчевого интнреса к русской народной культуре в процессе ознакомления с календарными праздниками....

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры через знакомство с русскими народными сказками»

Каждый год в детский сад приходят разные дети, с разными стартовыми возможностями, личностными особенностями, но всех их объединяет одно - они меньше удивляются и восхищаются, интересы их однообразны,...

Методическая разработка "Приобщение детей дошкольного возраста к истоками народной культуры через знакомство с народной куклой"

В данной разработке есть история возникновения русской народной куклы, разновидности: обереги, кукла-зерновушка, кукла- десятиручка и др. Есть описание изготовления кукол, образцы. Могут использовать ...

Проект «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры, через знакомство с русской избой, народными промыслами России» (2019-2021гг.)

Тип проекта: познавательно-творческийПродолжительность: долгосрочный(октябрь 2019 – февраль2021)Участники проекта: дети подготовительной группы №7, воспитатели, музыкальный руководитель,  р...

Конспект развлечения по «Приобщению детей к истокам русской народной культуры» в рамках ежегодного Фестиваля народной культуры для подготовительной группы Тема: « Народные промыслы России»

Конспект развлечения по «Приобщению детей к истокам русской народной культуры» в рамках ежегодного Фестиваля народной культуры для подготовительной группы   Тема: « Народны...