Роль игр и игрушек в развитии личностных качеств ребёнка дошкольного возраста
консультация (старшая группа)

Огнева Татьяна Сергеевна

Время проведения: третий квартал 2017 г.

 

Форма проведения:  традиционная с элементами работы творческих групп и совместных игр детей и родителей

 

 

Цели:

 

  1. Повышать педагогическую компетенцию родителей по проблеме активизации игровой деятельности дошкольников в условиях семьи;
  2. Показать роль познавательных, дидактических, логических игр в  расширении кругозора дошкольников;
  3. Способствовать укреплению связи семьи и дошкольного учреждения в вопросах педагогического воздействия на дошкольников.

 

 

Задачи:

 

  1. Показать родителям значение совместных игр и игрушек для развития ребенка;
  2. Рассмотреть правила организации игровой деятельности;
  3. Обсудить вопрос об организации игровой деятельности в условиях семьи;
  4. Определить круг игр, полезных детям.
  5. Продумать формы совместного семейного отдыха;
  6. Развивать навыки общения со своим ребенком в процессе игры.

 

Участники: воспитатели, родители, дети.

 

Примечание: при возможности организовать встречу родителей со старшим воспитателем и психологом.

 

 

 

 

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ:

 

 

  1. Вступительная часть.
  2. Анализ результатов микроисследования ( Приложение № 1).
  3. Педагогический всеобуч  ( Приложение № 5).
  4. Психологическое упражнение «Моя любимая игрушка детства».
  5. Обсуждение дискуссионных вопросов.
  6. Творческая работа «Игрушка в жизни моего ребенка».
  7. Игра «Угадайте, какую игрушку выбрал ваш ребенок?».
  8. Совместные игры детей и родителей.
  9. Составление игротеки.
  10. Заключительная часть.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_igrushek.docx577.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №35 ст. Черноерковской муниципального образования Славянский район

Родительское собрание  в  старшей

группе  

«РОЛЬ  ИГР И  ИГРУШЕК  В  РАЗВИТИ  ЛИЧНОСТНЫХ  КАЧЕСТВ  РЕБЕНКА  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

C:\Users\12\Desktop\игр.png

Воспитатель: Огнева Т.С.

                                                                                                     2017 год.                                      

                                             

                                   Игра не пустая забава. Она необходима

                                                        для счастья детей, для их здоровья и  

                                                              правильного развития.

                                                                    Д.В. Менджерицкая.

Время проведения: третий квартал 2017 г.

Форма проведения:  традиционная с элементами работы творческих групп и совместных игр детей и родителей

Цели:

  1. Повышать педагогическую компетенцию родителей по проблеме активизации игровой деятельности дошкольников в условиях семьи;
  2. Показать роль познавательных, дидактических, логических игр в  расширении кругозора дошкольников;
  3. Способствовать укреплению связи семьи и дошкольного учреждения в вопросах педагогического воздействия на дошкольников.

Задачи:

  1. Показать родителям значение совместных игр и игрушек для развития ребенка;
  2. Рассмотреть правила организации игровой деятельности;
  3. Обсудить вопрос об организации игровой деятельности в условиях семьи;
  4. Определить круг игр, полезных детям.
  5. Продумать формы совместного семейного отдыха;
  6. Развивать навыки общения со своим ребенком в процессе игры.

Участники: воспитатели, родители, дети.

Примечание: при возможности организовать встречу родителей со старшим воспитателем и психологом.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ:

  1. Вступительная часть.
  2. Анализ результатов микроисследования ( Приложение № 1).
  3. Педагогический всеобуч  ( Приложение № 5).
  4. Психологическое упражнение «Моя любимая игрушка детства».
  5. Обсуждение дискуссионных вопросов.
  6. Творческая работа «Игрушка в жизни моего ребенка».
  7. Игра «Угадайте, какую игрушку выбрал ваш ребенок?».
  8. Совместные игры детей и родителей.
  9. Составление игротеки.
  10. Заключительная часть.

ХОД СОБРАНИЯ:

  1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ  ЭТАП.

  1. Проба «Игрушка, которая мне нравится».

Проводится с каждым ребенком индивидуально. Ребенку предлагается выбрать из 10 игрушек ту, которая ему нравится больше всего. Набор игрушек может быть произвольным. Например: собака, попугай, динозавр, строительный набор «Лего»,  кукла, машина, тематический набор «Парикмахерская», кошечка, экскаватор. Каждого ребенка фотографируют с выбранной игрушкой.

  1. Конкурс игрушек, сделанных своими руками.
  2. Составление картотеки игр.
  3. Подбор материалов для выставки: игры и игрушки в соответствии с возрастом детей, информационный материал, литература по обозначенной проблеме.
  4. Подготовка наглядного материала: схемы, плакат с изображением айсберга и т.д.
  5. Составление слайдов с цитатами:

«Игра – это огромное светлое пятно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»

                                    ( В.А. Сухомлинский).

«Игра – в значительной степени основа всей человеческой культуры»

                                     ( А.В. Луначарский)

«Многие детские игры – подражание серьезной деятельности взрослых»

                                         ( Я. Корчак)

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ  ЭТАП.

  1. Зал делится на две половины: в одной расставлены стулья для родителей, в другой – столы для игр детей и родителей. На столах разложены настольно-печатные, дидактические игры, набор «Строитель» с мелкими деталями ( игр на 1 больше, чем участников, чтобы обеспечить право выбора), стол с игрушками, которые предлагались для выбора детям.
  2. Подготавливаются материалы для  работы творческих групп: листы белой бумаги формата А3, ножницы, карандаши, цветные карандаши, фломастеры, цветная бумага, старые детские журналы, емкости для мусора.
  3. Подбирается и записывается музыка для сопровождения игровой деятельности и работы творческих групп.

  1. ВСТУПИТЕЛЬНАЯ  ЧАСТЬ

Воспитатель:

Добрый вечер, уважаемые родители. Начинаем родительское собрание. Для начала определимся с его темой. Предлагаю вашему вниманию упражнение «Ассоциации». Опорное, ключевое слово «игра». Подберите такие слова, которые ассоциируются у вас со словом «игра»  (детство, азарт, куклы, игрушки, друзья, свободное время и т.д.)

( Звучит музыка или песня «Маленькая страна»)

Воспитатель:  вагоны – это стулья,

А паровоз – кровать.

А если ты не веришь,

А если ты не веришь, а если ты не веришь,

То можешь не играть.

Итак, мы определили тему нашего сегодняшнего родительского собрания: «Играют дети – играем вместе».

Как вы думаете, какова цель нашего собрания?

( Ответы родителей)

Мы раскроем значение совместных игр и игрушек ля развития ребенка. Познакомимся с правилом организации игровой деятельности в условиях семьи. Обсудим вопрос об организации игровой среды в условиях семьи и поиграем вместе с детьми. Также вашему вниманию будет предложена игротека игр, наиболее популярных  среди детей и наиболее любимых ими.

Сегодня нам предстоит работать в группах, поэтому я напомню вам правила, которых необходимо придерживаться:

  • должны быть активны
  • вправе давать о себе только ту информацию, которую сочтете нужной
  • вправе не разглашать частную информацию, полученную от других участников в ходе собрания
  • в процессе совместной игровой деятельности с детьми должны признавать личность ребенка и стремиться к сотрудничеству

Прием  «Чудесный мешочек»

Разделение родителей на 3 микрогруппы. Из мешочка каждый родитель достает карточку, и далее родители объединяются по общему признаку. Например, круги трех цветов. Стулья сдвигаются, создаются 3 микрогруппы.

Воспитатель:

Вы заметили, что покупая современные игрушки, взрослые порой охотнее играют в них, чем сами дети? Это  не случайно.

Когда одного ученого спросили: «Что вы станете делать, если начнется конец света?», - он ответил: «Играть!» Заметьте: не плакать, не спасаться, не молиться, а играть. Да, взрослое человечество играет. Самозабвенно и азартно играет на биржах, на стадионах, на сценах, в конференц-залах, в казино. Взрослые играют в политику, в деньги, играют словами и обещаниями, играют в любовь и порядочность. Правильно говорят, что разница между взрослым и ребенком – в цене игрушек.

А как играют наши дети? Раньше дети играли круглый год, с утра и до позднего вечера, развиваясь физически, умственно, духовно, вопреки политическим, экономическим и бытовым настроениям и проблемам.

К сожалению, современные дети, те, для кого игра – жизненная необходимость и условие для развития, перестают играть. Это беспокоит психологов и педагогов во всем мире.  Что бы вы сказали, если бы птицы перестали петь, зайцы перестали прыгать, а бабочки – летать? Вы бы сказали, что это ненормально, что случилась какая-то аномальная катастрофа. То, что наши дети не играют тоже ненормально.

Прервалась многовековая непрерывная цепь передачи игровой традиции от одного детского поколения  другому, и это привело к кризису игровой культуры. Вспомните свое детство. Мы играли в войну, в «Казаков-разбойников», в чижика, догонялки, в «Садовника» .  С утра во дворах слышался смех детворы. Девчонки играли в классики, прыгали на скакалках. Мальчишки играли в лапту или запускали воздушного змея. А вечером обязательно играли в жмурки или в испорченный телефон. Сейчас дворы пусты и днем и вечером. Редко собираются ребячьи компании. Еще реже они заняты какой-то игрой.  И что самое страшное, играть стали не только меньше, но и хуже. Изменилось само качество, сама суть детской игры: она стала какой-то невеселой, агрессивной, индивидуалистичной. Все больше примитивных игровых форм: шалостей, проказ, забав, стоящих уже на последней грани игры и все чаще переходящих в озорство и даже в хулиганство ( забавы с огнем, взрывами, мучением животных, а то и людей, бессмысленное разрушение, вандализм – помните историю с разрушением надгробии на Петровском кладбище?).

Возникает справедливый вопрос: «А зачем ребенку игра?»  вот что думают по этому поводу педагоги и психологи:

( На интерактивную доску высвечиваются и озвучиваются высказывания педагогов и психологов)

«Игра – это огромное светлое пятно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»

                                    ( В.А. Сухомлинский).

«Игра – в значительной степени основа всей человеческой культуры»

                                     ( А.В. Луначарский)

«Многие детские игры – подражание серьезной деятельности взрослых»

                                         ( Я. Корчак)

«Игра – это школа произвольного поведения»

                                          (Д.Б. Эльконин)

«Игра – это школа морали в действии»

                                          (А.Н. Леонтьев)

«Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте»

                                          (Д.В. Менджерицкая»

Родителям каждой микрогруппы предлагается обсудить одно из утверждений, доказать, привести примеры. Представители от каждой группы высказывает свои доводы. Воспитатель делает выводы. Например:

Выводы:

  • Игра – это школа произвольного поведения. Заставьте ребенка стоять смирно – он не простоит и двух минут. Но если это действие включить в игровой контекст (игры «Море волнуется», «Совушка-сова»), цель с успехом будет достигнута.вспомните: «Море волнуется – раз, море волнуется – два, море волнуется – три. Самая лучшая фигура замри!» ведь замирают и стоят неподвижно самые непоседливые мальчики и девочки, даже на одной ножке!
  • Игра – школа морали в действии. Можно сколько угодно объяснять ребенку, что такое хорошо и что такое плохо, но лишь сказка и игра через эмоциональное сопереживание, через постановку себя на место другого сможет научить его действовать и поступать в соответствии с нравственными требованиями. Они, при умелой организации взрослых, учат многим добродетелям. Психологические исследования показали: если «недругов» включить в игровое взаимодействие, в котором они вынуждены работать сообща, заботясь друг о друге, взаимная неприязнь скоро улетучится, и наоборот – для друзей, оказавшимися игровыми соперниками, азарт и желание выиграть оказываются сильнее дружбы. Но здесь, конечно, важно руководство взрослых.
  • Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте.  Это деятельность, определяющая развитие интеллектуальных, физических и моральных  сил ребенка.
  • Многие детские игры – подражание серьезной деятельности взрослых. Играя, ребенок учится строить модель взаимоотношений со сверстниками, учится жить. Многие игры – это результат детских наблюдений за жизнью взрослых, родителей. Понаблюдайте за детьми, когда они играют, и вы узнаете в них самих себя. Это, так называемые, сюжетно-ролевые игры: в дочки-матери, в больницу, в школу, в магазин и т. д.

Любая деятельность, а в нашем случае это игра детей, содержит видимую и невидимую стороны (обращает внимание на плакат с изображением айсберга: на поверхности находится незначительная часть, а большая – под водой).

Игры существуют разные (на экране схема с классификацией игр): подвижные, сюжетно-ролевые, подражательные, музыкальные, дидактические, познавательные, творческие, театрализованные. Одни развивают мышление и кругозор, другие – ловкость и силу, третьи – конструкторские навыки детей. Все они нужны и по-своему полезны детям. Но именно свободная творческая игра оказывает огромное влияние на развитие ребенка. Вместе с тем и дошкольные учреждения, и современная семья нередко недооценивают ее значение, увлеченные обучением и ускорением темпов развития ребенка. Большинство родителей относят игру к приятному, но не самому необходимому и важному для ребенка времяпровождению. Поэтому если у взрослого есть свободное время и выбор: поиграть или позаниматься с ребенком, то он скорее всего предпочтет последнее.

При решении проблемы важно не замыкаться только на видимой ее части, важно подумать, как избежать опасности столкновения с подводной ее частью. Важно понять, что игра не пустая забава, не бесполезное занятие. Она необходима для их счастья, для их здоровья и правильного развития.

Игра радует детей, делает их веселыми и жизнерадостными. Играя, дети много двигаются: бегают, прыгают, делают постройки. Благодаря этому дети растут сильными, крепкими, ловкими. Игра развивает у детей фантазию, воображение, сообразительность. Играя вместе, дети приучаются жить дружно, уступать друг другу, заботиться о товарищах, т.е. у них формируется толерантность мышления.

Воспитательное значение игры, ее влияние на развитие личности ребенка трудно переоценить. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей ко всему. Игра помогает сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность замкнутых и застенчивых детей.  В игре воспитывается сознательная дисциплина (Д.В. Менджерицкая).

  1. АНАЛИЗ  РЕЗУЛЬТАТОВ  МИКРОИССЛЕДОВАНИЯ.

( Приложение № 1.)

Воспитатель:

При подготовке нашего собрания мы провели опрос детей и анкетирование родителей  ( выдает родителям обобщенные результаты микроисследования).

Родители в своих ответах на вопросы «Играете ли вы с ребенком?», «Играете ли вы с ним вместе?», «Ваш ребенок любит играть вместе с вами?» ответили в основном положительно. Только в двух анкетах родители отметили, что их ребенок любит играть сам.

А вот дети на вопрос «С кем вы играете дома?» ответили, что играют:

* в одиночестве – 59%

* со старшими братьями и сестрами – 37%

* с родителями – 4%

Примечание: тут и далее приводятся результаты тестирования, проведенные воспитателем средней группы МДОУ № 35 станицы Черноерковской муниципального образования Славянский район Болотовой О.В.  

Все опрошенные родители покупают детям развивающие игры, т.е. действительно стараются создать в условиях семьи игровую среду для своих детей, но недостаточно активно принимают участие в детских играх.

Интервьюирование детей показало, что все опрошенные дошкольники любят играть. Но одни предпочитают играть в детском саду (63%), другие – на улице (21 %), третьи – везде (11%), а вот дома любят играть только 5%. В чем же тут дело? Наверное все дело в том, что в детском саде или на улице у ребенка есть партнер для игры, а вот дома чаще всего ему приходится развлекать себя самому. Это очень печально и тревожно. Помните рекламу посудомоечной машины? Дочь просит мать поиграть с нею в дочки-матери. Но маме некогда: она моет посуду. Справившись с делами, она берет куклу и стучит в комнату дочери и получает недовольный окрик великовозрастного подростка: «В чем дело, мама, не мешай, иди мой посуду». Вот оно столкновение с подводной частью айсберга.  Надо торопиться, что-то изменять, пока не стало слишком поздно.

На вопрос : «Почему ты любишь играть?» основной вариант ответа был «интересно».

Действительно, игра в силу своей природы не направлена на достижение иной цели, кроме той, которая заложена в ней самой – интерес и занимательность. Она начинается по инициативе самих играющих и требует, чтобы играющие были активно вовлечены в нее. Детская игра связана со всеми сторонами жизни ребенка, содействует адекватному психическому развитию, росту творческих способностей дошкольников.

Мы задали вопрос нашим детям: «Во что ты любишь играть?»

Вот что мы получили в результате опроса.

Дошкольники предпочитают играть в следующие игры:

  • в войну, гонки, пиратов, летчиков, танкистов, космонавтов, машины – 19%
  • с мягкими игрушками, в дочки-матери – 27%
  • в подвижные игры – 17%
  • в строительные игры – 15%
  • в сюжетные игры – 9%
  • в компьютерные игры – 3%
  • вместо игры назвали просто игрушку, с которой они манипулируют – 8%
  • не могли назвать ни одну игру – 2%

  1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВСЕОБУЧ.

( Приложение № 5)

Всеобуч проводит старший воспитатель или психолог, если таковые имеются в штатном расписании учреждения. после выступления родителя задают вопросы, интересующие их.

  1. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ  УПРАЖНЕНИЕ  «МОЯ ЛЮБИМАЯ ИГРУШКА ДЕТСТВА»

( Звучит запись песни «Маленькая страна»)

Воспитатель:

Сейчас пришло время поговорить о любимой игрушке.

( Включается релаксационная мелодия. Воспитатель говорит медленно)

Сядьте удобно: ноги поставьте так, чтобы они хорошо чувствовали опору. Спиной обопритесь на спинку стула. Закройте глаза. Прислушайтесь к своему дыханию – оно ровное, спокойное. Почувствуйте тяжесть в руках и ногах. Поток воздуха уносит вас в детство, в то время, когда вы были маленькими. Представьте, что вам 5,6,7 лет. Представьте себя в том возрасте, в котором вы лучше себя помните. Вы играете со своей любимой игрушкой. Вспомните, как она выглядит, как вы с ней играете. Она очень вам нравится, вы ее любите и стараетесь не расставаться с нею. Любимая игрушка приносит вам много счастья и радости, и вы улыбаетесь, вам хорошо. А сейчас пришло время вернуться в комнату. Когда вы будете готовы, откройте глаза. Расскажите о своей любимой игрушке.

( В случае затруднения со стороны родителей, воспитатель сам должен задать тон и рассказать о своей любимой игрушке детства. Например: «В детстве у меня была любимая игрушка. Мы жили не достаточно обеспеченно, и все, что могли себе позволить мои родители, – это кукла-голыш. Я называла ее Туся – исходное от Натуси (Мне хотелось, чтобы меня так ласково называли родители). Туся была моей дочкой.  Я готовила ей щи из одуванчиков, заворачивала в мамин теплый платок и пела ей колыбельную песенку, которую раньше мне пела мама: «Баю, баюшки, баю, не ложися на краю. Придет серенький волчок и укусит за бочок». В нашем дворе была пошивочная мастерская, и мы с подружками ходили туда за лоскутами. Вместе с мамой мы шили Тусе одежду. Я очень любила ее наряжать. Спала Туся вместе со мной, и мне было очень радостно, проснувшись видеть рядом свою любимицу». Далее желающие родители рассказывают о своих любимых игрушках)

Воспитатель:

Любимую игрушку помнят всю жизнь, и это дает нам положительные эмоции.

  1. ОБСУЖДЕНИЕ  ДИСКУССИОННЫХ  ВОПРОСОВ.

Вопрос № 1: Что детям нужно для игры?

По мнению К.Д. Ушинского, «лучшая игрушка для детей – это куча песка». Как вы думаете, почему?

Известный исследователь детской игры Д.В. Менджерицкая писала: «Для игры детям требуются игрушки и разные предметы. На каждой площадке можно найти прекрасный материал для детских построек. Детям понадобился для игры комбайн – они сделали его из скамеек и стульев. Кривая палка служила трубой. Трактор сделали из небольшого чурбана и четырех поленьев.

Интересные постройки делают из песка. Например, дети сделали из песка, воды и дощечек водокачку.

Дети очень любят играть с водой, налитой в корыто или таз. Они пускают плавать лодки, пароходы и разные предметы. Дети берут палки, ветки, камешки, желуди, шишки, листья и интересно играют с ними.

Для детских игр необходимы песок, вода, палки, доски, поленья, ветки, камешки, шишки, все то, что в изобилии имеется под руками.

Очень важно, чтобы взрослый умел делать игрушки из дерева, коры, шишек, лоскутков и научил этому детей.

Кроме того, у детей должны быть игрушки: куклы, игрушечные животные, тележки, автомобили и многое другое.

Подумайте и приведите примеры того, что в домашних условиях может служить материалом для игр детей и как это может использоваться в игре ( Кастрюли, диванные подушки, покрывало, швабра, стулья, пуговицы, детская одежда, тесто и т.д.)

Вопрос № 2: Игровой уголок для детей дома. Каким он должен быть? Какие игрушки полезны, а какие не следует приобретать? ( Приложение № 3)

Необходимо обсудить с родителями вопрос о количестве игрушек, об их видах. Поделиться информацией о том, как хранятся игрушки у них дома, как лучше оборудовать игровой уголок, какова процедура уборки игрушек после игры. Родители обмениваются информацией о магазинах, торговых центрах, где по доступной цене можно приобрести качественные сертифицированные игрушки.

Если родители не имеют представление о том, как организовать развивающую среду дома, им можно предложить рекомендации, содержащие перечни игровых материалов («Игра дошкольника» под редакцией С.Л. Новоселовой. М. Просвещение, 1989 г.)

Также родителям предлагается игротека для использования в условиях семьи с подробным описанием подвижных и развивающих игр.

  1. ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА «ИГРУШКА В ЖИЗНИ МОЕГО РЕБЕНКА».

Воспитатель:

Мы убедились: у каждого человека есть любимые игрушки, которые он помнит всю жизнь. У наших детей они тоже есть. Хорошие родители должны знать, какие игрушки и игры любит их ребенок, и с уважением относиться к его выбору. В детском саду много игрушек, но в течение дня ребенку хочется видеть свою любимую, ту, которая находится дома. Нарисуйте картинку с любимой игрушкой вашего сына (дочери).

Мы обязательно покажем ваши творческие работы детям и предложим им угадать, где чьи мама или папа потрудились.

  1. ИГРА  «УГАДАЙТЕ, КАКУЮ  ИГРУШКУ  ВЫБРАЛ  ВАШ  РЕБЕНОК»

Задание: из 10 игрушек выбрать ту, которую предпочел ваш ребенок.

После того, как родители сделали свой выбор, показать им фотографии и определяют, совпал ли их выбор с выбором ребенка. Отметить тех родителе родители, которые не ошиблись, за то, что они смотрят на мир глазами своих детей.

  1. СОВМЕСТНЫЕ  ИГРЫ  ДЕТЕЙ  И  РОДИТЕЛЕЙ.

В зал приглашаются дети.

Задание для детей: узнать работу своей мамы (папы).

Детям показывают творческие работы родителей. Дети выбирают. Воспитатель сообщает, что из работ родителей будет оформлена выставка.

  1. Общая игра «Как живете?»

Все становятся в круг. Ведущий задает вопросы, участники отвечают, имитируя движения:

- Как живете?

- Вот так! (показывают большие пальцы обеих рук)

- Как идете?

- Вот так!  (маршируют на месте)

-  Как бежите?

- Вот так! (бегут на месте)

- Как ночью спите?

- Вот так!  (соединяют ладони и кладут их под голову)

- Как берете?

- Вот так!  ( прижимают ладони к груди)

- Как даете?

- Вот так!  ( выставляют ладонь вперед)

- Как молчите?

- Вот так!  ( прижимают указательный палец к губам)

- Как грозите?

- Вот так!  ( пальчиками грозят друг другу)

  1. Имитационная игра «Прибежали козочки»

Необходимо обратить внимание родителей на то, что эту игру дети очень любят, играют в нее и в группе, и на улице. Хотят играть «в козочек» и дома.

Прибежали, прибежали козочки, козочки.  ( имитируют бег)

Собирали, собирали розочки, розочки.  (собирают цветы)

Прискакали, прискакали белочки, белочки.  ( складывают руки, как белочки лапки)

Ну-ка, дружно, ну-ка, вместе,

Мальчики!  ( мальчики повторяют)

Девочки!  (девочки повторяют)

  1. Общая  игра  под музыку «Моль»

 Моль, моль, моль –  ( хлопки по коленям)

Это маленькая букашка.  ( взмахи руками)

Моль, моль, моль  -  ( хлопки по коленям)

Ядовитая таракашка.   ( взмахи руками)

Моль, моль, моль –   ( хлопки по коленям)

Это маленький жучок,  ( взмахи руками)

Который поедает все вдоль и поперек.  (движениями кистей рук имитируют жевание сначала в одну сторону, потом в другую)

Моль, моль, моль  –  ( хлопки по коленям)

Съела папины штанишки.  .  (движениями кистей рук имитируют жевание  влево)

Моль, моль, моль   –  ( хлопки по коленям)

Съела бабушкин платок.  

Моль, моль, моль  –  ( хлопки по коленям)

Съела плюшевого мишку.  .  (движениями кистей рук имитируют жевание  вправо)

Моль, моль, моль   –  ( хлопки по коленям)

Забилась в уголок и молчок!  (приставляют пальчик к губам)

Темп убыстряется, игра повторяется снова.

  1. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ  ЧАСТЬ.

Родителям раздаются правила игры для детей и родителей ( Приложение № 4), памятка «Чему обучается ребенок в игре» ( Приложение № 2) и картотека подвижных игр с описанием правил игры ( Приложение № 6).

Мы решили оформить в группе фотовыставку «Мы играем». Пожалуйста, принесите фотографии, на которых  изображено, как играет ваш ребенок сам, с вами, с братьями или сестрами, с друзьями.

Наше собрание подошло к концу. Давайте закончим его благодарственным письмом игре.

( Работа проходит в творческих группах. Затем представители от каждой группы зачитывают составленные письма)

Мне бы очень хотелось знать ваше мнение о сегодняшнем собрании. Заполните, пожалуйста, анкеты.

АНКЕТА

  1. Какие вопросы в рамках данного собрания заинтересовали вас?
  2. Что в ходе собрания вас не устраивало?
  3. О чем бы вы хотели услышать дополнительно?
  4. Что вам показалось наиболее удачным?
  5. Ваши пожелания о тематике следующего родительского собрания.

Воспитатель:

А. де-Сент-Экзюпери писал: «Я пришел из детства, как из страны. Нам, взрослым, следует чаще думать, какими красками мы раскрасили страну детства для пришедших туда наших малышей. Эта страна пока еще полностью в наших руках, и за нее мы по-настоящему в ответе. За оригинал – не за отражение!»

Давайте же будем играть вместе со своими детьми как можно чаще. Помните: игра – прекрасный источник укрепления физического, духовного и эмоционального самочувствия ребенка. Совместная игра ребенка со взрослым не только основное средство развития маленького человека, но и инструмент, способствующий взаимопониманию разных поколений. Открывайте мир вместе с ребенком! Яркие и увлекательные игрушки созданы специально для того, чтобы поощрять любознательность вашего малыша.

РЕШЕНИЕ  СОБРАНИЯ:

  1. Создать дома условия для разных видов игр, выделив для этого определенное место.
  2. Систематически играть вместе с ребенком в разные игры (сюжетно-ролевые, настольно-печатные, подвижные, пальчиковые).
  3. Создать дома игровую зону, продумать ее оформление. Приучать ребенка содержать в порядке свои игрушки.

ПРИЛОЖЕНИЕ  № 1.

ПРИМЕРНЫЕ  ВОПРОСЫ  ДЛЯ  АНКЕТИРОВАНИЯ

Вопросы для родителей:

  • Игра – просто развлечение для ребенка или жизненно необходимое условие для его развития?
  • Любит ли ваш ребенок играть?
  • Играете ли вы с ребенком7 Как часто?
  • Просит ли вас ребенок поиграть с ним?
  • Ваш ребенок любит играть вместе с вами?
  • В какие игры вы играете с ребенком дома?
  • Нужно ли играть с ребенком и почему?
  • Чему могут научить ребенка эти игры?
  • Назовите любимые игры вашего ребенка.
  • Кто из членов семьи чаще всего играет с ребенком?
  • С папой ребенок любит играть в…………..
  • С мамой ребенок любит играть в……………
  • Учите ли вы играть вашего ребенка в любимые игры вашего детства?
  • Что, на ваш взгляд, означает быть игровым партнером ребенка?
  • Какая игра, на ваш взгляд, приносит ребенку больше пользы: когда он увлеченно играет один, участвует в коллективной игре с другими детьми или со взрослыми?
  • Прислушиваетесь ли вы к разговорам детей во время игры?
  • Вступаете ли в ролевое общение с ними?
  • Какие роли и сюжеты чаще всего разыгрываются?
  • Какие игрушки чаще всего вы покупаете ребенку?
  • Покупаете ли вы ребенку развивающие игрушки?
  • Как часто и по какому поводу вы покупаете игрушки?
  • Чем вы руководствуетесь при покупке игрушек?
  • Какие герои мультфильмов чаще всего становятся игровыми персонажами вашего ребенка?
  • Какие условия для игр созданы в вашем доме?
  • Где и как хранятся игрушки в вашей семье?
  • Как вы приучаете ребенка беречь игрушки?
  • Часто ли ребенок ломает игрушки и как вы поступаете в этом случае?

Вопросы для детей:

  • Есть ли у тебя место дома, где ты можешь посмотреть книги, порисовать, поиграть?
  • Ты любишь играть?
  • Почему ты любишь играть?
  • В какие игры ты играешь дома?
  • У тебя есть любимые игрушки? Назови их.
  • Расскажи, как ты играешь с ними.
  • С кем ты играешь дома?
  • Кто из взрослых играет с тобой дома?
  • Любишь ли ты, когда с тобой играют папа, мама, бабушка?
  • Приходят ли к тебе друзья поиграть?
  • Разрешают ли тебе ходить в гости к друзьям?
  • Что ты делаешь, если игрушка сломалась?
  • Кто убирает твои игрушки, когда ты поиграешь с ними?

ПРИЛОЖЕНИЕ  № 2.

BD06807_

ПАМЯТКИ  ПО  ИГРЕ

Чему обучается ребенок в игре?

  1. Эмоционально вживаться, врастать в сложный социальный мир взрослых.
  2. Переживать жизненные ситуации других людей как свои собственные.
  3. Осознавать свое реальное место среди других людей.
  4. Сделать для себя открытие: желания и стремления других людей не всегда совпадают с моими.
  5. Уважать и верить в себя.
  6. Надеяться на собственные силы при столкновении с проблемами.
  7. Свободно выражать свои чувства.
  8. Говорить с самим собой, интуитивно признавать себя.
  9. Переживать свой гнев, зависть, тревогу и беспокойство.
  10. Делать выбор.

Советы взрослым.

  1. Для игры важна практика. Играйте с детьми как можно чаще!
  2. Приветствуйте проявление любых чувств, но не любое поведение.
  3. Поддерживайте усилия детей сохранить хорошие отношения со сверстниками.
  4. Обратите особое внимание на неиграющих детей: у них возникли какие-то проблемы!

HH01215_

                                                                                             ПРИЛОЖЕНИЕ  № 3.

КАКИЕ  ИГРУШКИ  НУЖНЫ  ДЕТЯМ.

Игрушка – это предмет, специально предназначенный для детских игр. Она помогает ребенку осуществить свой замысел, приближает игру к действительности.

ВИДЫ  ИГРУШЕК

Сюжетные (образные) – куклы, фигурки животных, мебель, посуда, предметы домашнего обихода.

Технические –  транспорт, конструкторы, технические агрегаты.

Забавы – смешные фигурки зверей, животных, человечков ( в основе их лежат движение, сюрприз, неожиданность).

Маскарадно елочные –  связаны с празднованием Нового Года.

Спортивно-моторные – способствуют повышению двигательной активности детей, развитию координации движений, ориентировки в пространстве.

Музыкальные – погремушки, колокольчики, бубенцы, дудочки, пианино, балалайки и т.д.

Дидактические – с их помощью детей знакомят с формой, цветом, величиной и т.д.  (разноцветные карандаши, вкладыши, ящички с прорезями, матрешки,  пазлы, мозаика, калейдоскоп, лото и т.д.

Театральные – имеют особое значение, служат целям эстетического воспитания, развития речи, воображения – куклы бибабо.

ПРИЛОЖЕНИЕ  № 4.

ПРАВИЛА  ИГРЫ  ДЛЯ  ДЕТЕЙ  И  РОДИТЕЛЕЙ.

P10ки копия (копия)

Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детской игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей.

Игра научит нас:

  • говорить с ребенком на его языке.
  • Преодолевать чувство превосходства над ребенком, свою авторитарную позицию (а значит, и эгоцентризм).
  • Оживлять в себе детские черты: непосредственность, искренность, свежесть эмоций.
  • Открывать для себя способ обучения через подражание образцам, через эмоциональное чувствование, переживание.
  • Любить детей такими, какие они есть.

Играя, мы можем научить детей:

  • смотреть на себя со стороны, глазами других людей.
  • Предвидеть стратегию ролевого поведения.
  • Делать свои действия, свои желания, свои чувства понятными для играющих.
  • Стремиться к справедливости, преодолевать стремление не только доминировать, но и соглашаться, подчиняться в игре.

Все игры требуют индивидуального подхода, но существуют общие правила:

  • игра не должна включать даже малейшую возможность риска, не должна угрожать здоровью детей.
  • Игра требует чувства меры и осторожности, не должна быть излишне азартной, унижать достоинство играющих. Иногда дети придумывают обидные клички, оценки за поражение в игре – это недопустимо.
  • Не будьте занудами! Ваше внедрение в мир детской игры – введение туда новых, развивающих и обучающих элементов – должно быть естественным и желанным. Не критикуйте ребят, не прерывайте их игру или учитесь играть  вместе с ними, незаметно и постепенно предлагая свои варианты какого-то интересного дела. Добровольность – основа игры.
  • Не ждите от ребенка быстрых и замечательных результатов, важнее другое – то мгновение, что он испытывает наслаждение от новой фантазии.
  • Заканчивайте игру ярко, эмоционально, помните, что состязательность в игре – это не цель, а средство индивидуального самовыражения каждого ребенка.

ПРИЛОЖЕНИЕ  № 5.

МАТЕРИАЛ  ДЛЯ  ПЕДАГОГИЧЕСКОГО  ВСЕОБУЧА.

РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

(на основе программы «Из детства в отрочество» Т.Н. Дороновой)

Родителям необходимо участвовать в детских играх. Наблюдая за поведением ребенка в игре, взрослый учится понимать его проблемы, невысказанные переживания, признавая право ребенка на выражение своих чувств и эмоций.

Взяв на себя роль в игре, взрослый показывает образец общения между людьми в разных социальных ситуациях, демонстрирует примеры творчества в ходе придумывания сюжетов.

Задачи социального и нравственного развития детей в игре в условиях семьи:

  1. Знакомить ребенка с основными областями социальной жизни и интересными событиями, поступками людей:
  • рассказывать ребенку о семейных обязанностях и гуманных отношениях между членами семьи, о своем детстве (игры, друзья, интересные события), о своей профессии и работе родственников.
  • Беседовать о деятельности людей, работающих в хорошо знакомых детям организациях (магазин, транспорт, больница, школа, детский сад), раскрывать круг их профессиональных обязанностей, особенности отношений между людьми на производстве.
  • Наблюдать за общением людей при посещении магазинов, театров, поликлиник и других общественных мест.
  1. Организовывать совместную игру с детьми:
  • принимать участие в игре по желанию ребенка и его согласия, предварительно в общих чертах обговорить сюжет игры, назвать свою роль, согласовать совместные действия, установить ролевые отношения.
  • Позволяя ребенку исполнять в игре главные роли, преодолевать устоявшийся стереотип общения взрослый – ребенок.
  • Избегать авторитарной позиции, подавляющей инициативу ребенка. Помните: ребенок – равный партнер!
  • Поддерживать стремление ребенка действовать сообща.
  • Отказываться от критики в адрес ребенка, позволяя ему свободно погрузиться в мир своих переживаний, реализовать собственные замыслы.
  1. Создавать условия для самостоятельной игровой деятельности:
  • знать любимые игры своих детей, поощрять их, создавать необходимые условия: выделить место для игры, приобрести игрушки по теме. Например: «Семья», «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Транспорт» и т.д.
  • поощрять стремление ребенка использовать в игре предметы-заменители: колесики, бруски, кубики, палочки, куски материи, платки, пуговицы и т.д.
  • предоставить ребенку возможность наряжаться в соответствии с придуманной ролью.
  • Организовать хранение игрушек в легкодоступных для ребенка местах, по возможности следует избегать беспорядочного хранения игрушек в больших коробках.
  • С уважением относиться к детской игре, поддерживать инициативу, проявлять искренний интерес к игре.
  • Понимать и признавать желания, эмоции в самостоятельных играх детей, быть терпеливым и избегать оценок чувств, проявляемых дошкольником.
  • Позволять ребенку выбирать игрушки, роли, сюжет, не вмешиваясь в игру, но поддерживая ее извне.
  • Создавать у ребенка уверенность в том, что никто не прервет игру и не вмешается без его ведома.
  • Использовать игру как средство диагностики эмоционального благополучия ребенка.
  • Внимательно относиться к детским потребностям и интересам, так как их игнорирование приводит к тому, что дети перестают выражать их.
  • Поощрять самостоятельность и инициативу, дружеские контакты.
  • Уделять пристальное внимание конфликтам в игре, ориентировать детей на самостоятельное решение возникших в игре проблем, вмешиваясь только в крайних случаях, некоторые конфликты обсуждать после игры.
  • Позволять детям самим выбирать товарищей по игре.
  1. Развивать у детей творческие навыки и воображение:
  • вместе с детьми придумывать и разыгрывать ситуации, когда вымышленные герои действуют в реальных условиях. Например: зайчонок пришел с мамой в магазин.
  • Широко применять прием замещения. Например: заменить градусник палочкой, а затем словом и соответствующим действием без предмета. Это поможет развивать абстрактное мышление.
  • Поощрять игровые действия с воображаемыми предметами. Например: изображать катание коляски, купание малыша, забивание гвоздя молотком.
  • Поддерживать стремление ребенка к перевоплощению, подражанию звукам, имитации движений.
  • Вместе с ребенком в пределах одного сюжета придумывать несколько взаимосвязанных ролей и событий. Например: мама варит дочке кашу, уговаривает ее съесть, купает ее, гуляет с нею на улице, укладывает спать, встречает папу с работы, общается с ним, рассказывает, как прошел день, как вела себя дочка.
  • Вместе с ребенком вводить в игру воображаемых персонажей. Например: в семье ребенка поселился домовенок Кузя, гномик, волшебник. Учить устанавливать с ними игровые отношения, обращаться к ним с речью, просьбами, совершать игровые действия.
  • Сочинять с детьми смешные истории, небылицы.
  • Поощрять стремление детей действовать в воображаемой ситуации, с воображаемыми героями. Например: представить себе жизнь маленького ребенка в мире рыб в море.
  • Применять в игре разнообразные приемы для развития творчества: оживление неживого и овеществление живого. Например: книжка заговорила, а мышь превратилась в кувшин. Наделение вещей и животных человеческими качествами и поступками. Например: упрямые шнурки.

Игровое взаимодействие с детьми в семье.

Основные направления деятельности взрослых в семье:

  1. Исходя из материальных возможностей семьи, приобретать или мастерить самим для ребенка разнообразные игры и игрушки, из которых можно выбрать нужное в данный момент. Но не накапливать их в доме без разбора.
  2. Заранее согласовать с ребенком требования к хранению и уборке игрушек.
  3. Продумать возможность временного сохранения детских построек, конструкций. За неимением места для длительной демонстрации – «праздновать результат» (награждать автора аплодисментами, зарисовать его постройку и т.п.) и только после этого убирать игрушки и детали на место.
  4. Вспоминать свое детство и рассказывать ребенку о том, как вы играли сами.
  5. Наблюдать за играми ребенка дома и по желанию рассказывать о них воспитателю.
  6. Проявлять уважение к личности ребенка, считаться с постепенностью становления игровой деятельности и не пытаться ее искусственно ускорить.
  7. Тактично, ненавязчиво предлагать помощь в создании игровой среды (Может быть тебе при приготовлении обеда понадобится моя кастрюля?», «Хочешь, я помогу тебе построить гараж для машины?» и т.д.). отказ ребенка от предложенной помощи воспринимать как должное (Конечно, ты справишься сам. Но если тебе что-то понадобится, то я буду рада тебе помочь»). Все последующие обращения ребенка  расценивать как выражение доверия и уважения за проявленные взрослым деликатность и такт.
  8. Проявлять инициативу и выражать искреннее желание участвовать в игре. Получив согласие ребенка, поинтересоваться своей ролью («А кем я буду?») и безоговорочно с благодарностью принять ее. В случае непонимания ситуации и желаний ребенка уточнить у него важные для развертывания сюжета обстоятельства и детали, связанные с характеристикой героя, его поведением и т.д. («А какой я буду лисой – доброй или злой?»). играя свою роль, проявлять инициативу и самостоятельность, стараться мотивировать поступки того героя, чью роль вы исполняете. В случае затруднений не теряться, не прекращать игру, а спрашивать у ребенка, как вам следует поступить («Что мне дальше делать?»). всегда в игре соглашаться со своим малышом! Это вселяет в него уверенность в своих силах и порождает инициативу и творчество.
  9. По окончании игры выразить свое удовлетворение и высказать надежду на то, что и следующий раз ребенок пригласит вас участвовать в его игре.

ПРИЛОЖЕНИЕ  № 6.

ИГРОТЕКА  ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

(для создания развивающей среды в условиях семьи)

«Угадай растение по описанию»

Дидактическая задача: найти предмет по перечисленным признакам.

Оборудование: для игры выбираются комнатные растения с характерными отличительными признаками. Их расставляют на столе так, чтобы все растения были видны.

Ход игры:

Ведущий начинает подробно рассказывать об одном из растений. Сначала он, например, отмечает, на что похоже это растение («на дерево», «на травку» и т.д.), затем обращает его внимание на форму листьев («овальные, продолговатые, круглые, узкие, длинные), потом – окраску листьев и цветов, указывает количество цветов на цветоножке, их размер. Первое описание дается в медленном темпе, так, чтобы ребенок мог увидеть и рассмотреть все то, о чем говорит ведущий. Закончив описание, ведущий спрашивает: «О каком растении я говорил?». Ребенок должен показать его и назвать, если знает, его название. Если  ребенок затрудняется в названии, сказать его, попросить ребенка повторить.

Примечание: усложнять игру можно следующим образом: когда ребенок несколько раз в нее поиграет, можно предложить ему водить, т.е. описывать загаданное растение.

«Где спряталась матрешка?» (матрешку можно заменить любой маленькой игрушкой из киндер-сюрприза)

Дидактическая задача: найти предмет по перечисленным признакам.

Оборудование: на столе расставляют 4-5 растений с характерными отличительными признаками. Смотреть, куда ведущий спрятал игрушку, нельзя.

Ход игры:

Детям показывают матрешку, которая «захотела» поиграть с ними в прятки. Ведущий просит детей закрыть глаза в и в это время прячет игрушку в одно из растений. Затем дети открывают глаза.

- Как же нам найти матрешку? Сейчас я расскажу куда она спряталась.

Затем игра идет по тем же правилам, как предыдущая.

Примечание: когда дети хорошо усвоят названия растений, растущих в доме, можно усложнить игру, изменив ее условие: найти растение по названию.

 

«Чего не стало»

Дидактическая задача: назвать предмет, который убрали.

Оборудование: для игры выбираются предметы или игрушки, хорошо знакомые ребенку. Их расставляют на столе так, чтобы все предметы были видны.

Ход игры:

Ведущий предлагает рассмотреть, какие игрушки или предметы стоят на столе, назвать их. Затем предлагается закрыть глаза. В это время один из предметов убирают. Ребенок должен назвать, какого предмета не стало. Если ответ правильный, предмет возвращается на место, и игра повторяется с другим предметом.  

Примечание: постепенно можно усложнять игру, увеличивая количество предметов. Это поможет развивать внимание, наблюдательность и память.

«Покупатель-продавец»

Дидактическая задача: найти предмет по названию.

Оборудование: на столе расставляют 4-5 предметов, используемых в обиходе (это может быть посуда, не громоздкая бытовая техника и т.д.

 

Правило: покупатель должен назвать предмет, но не показывать его. Продавец находит предмет по названию.

Ход игры:

Один -  продавец, остальные – покупатели. Покупатели называют предмет, который хотят купить, продавец находит их и выдает покупку. При затруднении покупатель может назвать признаки предмета, который он хочет купить.

«Из чего сделано»

Дидактическая задача: учить детей группировать предметы по материалу, из которого они сделаны (металл, резина, стекло, дерево, пластмасса); активизировать словарь детей; развивать наблюдательность, внимание, умение четко выполнять правила игры.

Оборудование: для игры готовят непрозрачный мешочек и знакомые ребенку предметы из различных материалов: стакан, мячик, ножницы, расческа, деревянная кухонная лопатка и т.д.

Ход игры:

 

Ребенок должен на ощупь определить из какого материала сделан предмет, положенный в мешочек. Необходимо предупредить ребенка, что чудесный (волшебный) мешочек откроется только в том случае, если ответ будет правильным. Игру можно усложнить: назвать предмет, находящийся в мешочке и рассказать, где и как его применяют.

Примечание: перед игрой необходимо провести беседу с ребенком, в процессе которой уточнить знания о том, что все предметы окружающего мира сделаны из разных материалов. Попросить ребенка назвать , какие он знает материалы, а также сделанные из него вещи.

Чтобы игра не надоела, можно менять задание. Например, найти в доме вещи, сделанные из дерева, пластмассы, железа, стекла.

«Кукла Катя проснулась»

Дидактическая задача: закрепить знание о названии одежды: майка, трусики, платье, колготки, туфли, о последовательности процесса одевания; развивать моторику кистей рук; воспитывать заботливое отношение к кукле – партнеру по игре; развивать речь ребенка.

Оборудование: для игры подготавливают одежду кукле, желательно подобрать одежду, различающуюся по размеру, куклу, кровать со всеми постельными принадлежностями.

Ход игры:

 - Кто спит на этой кроватке? Правильно, это кукла Таня. Таня, ты уже проснулась? Она говорит, что готова вставать, но сначала надо разыскать ее одежду. Что нужно, чтобы одеть Таню?

Ребенок называет одежду и выбирает ту, которая подходит кукле по размеру.

- Что будем надевать сначала? Платье? И т.д.

Когда кукла будет одета полностью, игра продолжается:

- А что нужно делать после сна?

-Делать гимнастику.

- Завтракать и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль природы в развитии личностных качеств детей дошкольного возраста.

Влияние природы на развитие ребёнка огромно. Она является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Явления и объекты природы привлекаю...

"Детско-родительские отношения и их взаимосвязь с личностными качествами ребёнка дошкольного возраста"

Дошкольный возраст является предметом пристального внимания ученых и практиков как важный и ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное раз...

Педагогический проект:"Развитие личностных качеств детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с детской художественной литературой"

Тип проекта: Практико-ориентированный. Вид проекта: Долгосрочный. Участники: • Воспитатель; • Дети группы общеразвивающей направленности с 4 до 5 л...

«Развитие личностных качеств детей дошкольного возраста в процессе ознакомления со сказкой через различные виды театрализованной деятельности»

Тема : «Развитие личностных качеств детей дошкольного возраста в прцессе ознакомления со сказкой через различные виды театрализованной деятельности»          ...

Презентация "Развитие личностных качеств детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой"

Цель:Развитие и воспитание личностных качеств детей дошкольного возраста на примере героев художественной литературы. Задачи:1.Развивать креативность, творческие способности, умение анализировать...

Развитие личностных качеств детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности.

Развитие личностных качеств детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности.         Занятия по изобразительной деятельности в детском с...