Рекомендации для родителей детей группы раннего возраста
статья

Крупская Юлия Михайловна

Адаптация ребенка к детскому саду – это нелегкий, но очень важный процесс. В норме он протекает от нескольких недель до нескольких месяцев в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. Готовиться к переменам желательно заранее: познакомить малыша с режимом дня в саду, расширить круг общения, развивать навыки самообслуживания. На успех адаптации значительно влияет отношение родителей к саду, ведь психологическая готовность и уверенность мамы передается крохе. Помните, что в это время ребенок особенно нуждается в заботе и поддержке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_rebenka_k_detskomu_sadu.docx17.11 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптация ребенка к детскому саду: советы родителям

Две стороны адаптации: физическая и психологическая

Начав посещать детский сад, то есть место, в котором все для него ново (отсутствие близких рядом, свои правила, режим), малыш испытывает стресс. Ребенку необходимо некоторое время, чтобы привыкнуть к незнакомым обстоятельствам. Специалисты разделяют процесс адаптации на физический и психологический компоненты.

Физическая адаптация включает в себя привыкание к:

  • Режиму дня;
  • Питанию;
  • Прогулкам на новом месте.

К психологической адаптации относятся:

  • Расставание с мамой (и другими близкими людьми);
  • Постоянный контакт с большим количеством сверстников;
  • Необходимость следовать новым правилам, слушать воспитателя;
  • Привыкание к самостоятельности.

Степени адаптации

Легкая степень адаптация (до 1 месяца) обычно свойственна физически здоровым, коммуникабельным детям с высокой психологической устойчивостью. О том, что адаптация проходит легко можно судить по нескольким признакам:

  • Ребенок с радостью идет в детский сад и заходит в группу;
  • Налажен контакт с воспитателем;
  • Малыш играет с другими детьми;
  • Нет негативных эмоций при выполнении режимных моментов (прием пищи, прогулки, занятия, сон);
  • Общий эмоциональный фон стабильно положительный.

В целом, в ходе адаптации у малыша может снижаться аппетит, ухудшаться сон, наблюдается болезненность, плаксивость и капризность. Это нормально, ведь организм ребенка испытывает стресс и мобилизует все силы на то, чтобы справиться с ним.

Средняя степень адаптации (1 – 2 месяца) характеризуется тем, что ребенок при посещении сада не испытывает серьезных трудностей. Эмоциональные всплески ситуативны и кратковременны. Может отмечаться снижение иммунитета. Особенности проявления адаптации средней степени:

  • Тяжелое расставание с мамой (или другим значимым взрослым) перед заходом в группу;
  • Снижение активности, ухудшение речи и временное исчезновение навыков;
  • Малыш некоторое время после ухода мамы плачет, не контактирует с окружающими;
  • Однако напряжение быстро сходит на нет, ребенок начинает обращать внимание на игрушки, сверстников, воспитателя, включается в общую деятельность;
  • Большинство режимных моментов не вызывают трудностей.

Тяжелая степень адаптации (2-6 месяцев) сопровождается частыми болезнями, капризами и истериками, подавленным эмоциональным состояние малыша в течение большинства времени пребывания в детском саду. Напряжение ребенка может быть настолько сильным, что отражается на его поведении дома и взаимоотношениях с родителями.

К признакам тяжелой адаптации также относят следующее:

  • Ребенок систематически не хочет идти в сад;
  • Малыш пугается и не доверят воспитателю;
  • В группе он не отвлекается на игры и постоянно находится в напряжении;
  • Отсутствие контакта со сверстниками;
  • Агрессия по отношению к другим детям.

От чего зависит степень адаптации?

  • Возраст. Если ребенок умеет самостоятельно ходить на горшок, пользоваться ложкой, засыпать без помощи взрослого, ему будет легче привыкнуть садовским условиям. Как правило, эти навыки закрепляются у детей к 2-3 годам. Также в этом возрасте у детей начинает проявляться интерес к сверстникам, хотя главным источником общения пока еще является воспитатель. Для успешной адаптации ребенка  необходимо умение договариваться и сотрудничать со сверстниками.
  • Состояние здоровья. Так как адаптация отнимает у малышей много сил, состояние здоровья детей с серьезными хроническими заболеваниями в этот непростой период может ухудшиться. Часто болеющие дети также могут испытывать трудности при адаптации, поэтому им требуется особое внимание и забота.
  • Социализация. Привыкание к саду легче дается детям с достаточно большим опытом взаимодействия как с детьми, так и с взрослыми. Малыши, у которых не развиты коммуникативные навыки, испытывают сильную тревогу, находясь в незнакомом коллективе. Поэтому очень важно не ограничивать круг общения ребенка и помочь ему научиться налаживать контакт с людьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по организации работы с родителями детей групп раннего возраста в период адаптации к детскому саду

Традиционные формы работы с родителямиНетрадиционные формы работы с родителями...

Рекомендации для родителей детей группы раннего возраста

Начало посещение детского сада- это большое событие как для родителей, так и для малышей. Что нужно ребенку в детский сад? В первые месяцы посещения детского сада, пока проходит адаптация, ребенок нуж...

Мастер – класс для родителей детей группы раннего возраста На тему: «Игры для сенсорного развития детей раннего возраста»

Мастер – класс для родителей детей группы раннего возрастаНа тему: «Игры для сенсорного развития детей раннего возраста»Составители: Короткова И.А.Бобылева П.В.ГБДОУ детский сад 97Ка...

Рекомендации для родителей в группе раннего возраста по теме: " Весна"

Рекомендации для родителей по теме «Весна. Признаки весны проводится с детьми младшей группы, в рамках образовательной области  «Познавательное развитие» с интеграцией образоват...

Рекомендации для родителей в группе раннего возраста по теме: " Продукты питания"

Рекомендации для родителей по теме " Продукты питания". Проводится с детьми младшей группы, в рамках образовательной области  «Познавательное развитие» с интеграцией образов...

Рекомендации по организации работы с родителями детей групп раннего возраста в период адаптации к детскому саду

Специфика работы с детьми раннего возраста состоит в том, что воспитатели каждый год ведут новый набор детей. При поступлении в дошкольное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Зада вос...

Консультация для родителей детей группы раннего возраста "Закаливание детей в летний период"

В консультации я рассказываю об общеукрепляющем воздействии закаливания на организм, условиях закаливания....