статья "Роль театрализованной деятельности в развитии и воспитании детей дошкольного возраста"
статья (старшая группа)

Гусева Юлия Леонидовна

Театрализованная игра - важнейший вид деятельности в развитии и воспитании детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гусева Юлия Леонидовна

воспитатель ГБДОУ  детский сад №113

 Невского района

г. Санкт-Петербурга

«Роль театрализованной деятельности в развитии и воспитании детей дошкольного возраста»

«Театр – это волшебный край,

в котором ребенок радуется, играя,

а в игре он познает мир!»

Мерзлякова С.И.

Театрализованная игра – одна  из самых доступных видов деятельности, которая  позволяет решать многие проблемы педагогики и психологии, связанные с нравственным и художественным воспитанием, развитием воображения, самостоятельности, инициативности и. т. д.

Привычку к выразительной публичной речи можно воспитывать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениям пред аудиторией. Дети воспринимают, познавая разнообразные жизненные явления через игру. Они не выносят однообразия и скуки, остро ощущают фальшь в изображении действительности, предпочитают весёлых, неунывающих героев. И театрализованная постановка в этом смысле как нельзя лучше подходит для занятий в детском саду или в семейном кругу.  

Театрализованная деятельность  позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность смелость и др.) благодаря сказке человек познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное  отношение  к добру и злу. Дети учатся смотреть на себя со стороны, согласовывать свои действия с партнерами, строить взаимодействие и общение друг с другом с учетом индивидуальных особенностей.

Безусловно, что в театрализованной деятельности  огромную роль играет воспитатель. Необходимо, чтобы воспитатель не только выразительно читал или рассказывал что-либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готов к любому "превращению", то есть владел основами актерского мастерства, а также основами режиссерских умений. Именно это ведет к повышению его творческого потенциала и помогает совершенствовать театральную деятельность детей.

Ни в коем случае нельзя применять никакого давления, сравнения, оценки, осуждения. Наоборот, необходимо предоставить детям возможность высказаться, проявить внутреннюю активность. Педагог должен строго следить за тем, чтобы своей актерской активностью и раскованностью не подавить робкого ребенка, не превратить его только в зрителя. Нельзя допускать, чтобы дети боялись выйти "на сцену", боялись ошибиться. Недопустимо деление на "артистов" и "зрителей", то есть на постоянно выступающих и постоянно остающихся смотреть, как "играют" другие.

Таким образом,  развитию уверенности в себе и социальных навыков поведения способствует  такая организация театрализованной деятельности детей, когда каждый ребенок имеет возможность проявить себя в какой-то роли. Для этого необходимо использовать разнообразные приемы:

- выбор детьми роли по желанию;

-  назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей;

- распределение ролей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку, на которой схематично изображен персонаж);

- проигрывание ролей в парах.

При этом возникают две проблемы:

- что делать, если ролей  не хватает на всех детей;

- кто будет играть отрицательных персонажей.

        Первую  поможет решить подгрупповая организация занятий  по театрализованной деятельности (по 10-12 детей в подгруппе), парное проигрывание ролей. Кроме того, чтобы охватить всех детей, воспитатель, может придумать дополнительные роли.

Вторая проблема – исполнение ролей отрицательных персонажей – несколько сложнее и требует вдумчивого наблюдения за конкретными детьми, индивидуального подхода  к каждому ребенку.  Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети, в большинстве случаев, хотят исполнять роли добрых, сильных и находчивых персонажей и не хотят играть злых и жестоких. В таких случаях нужно подчеркнуть, что в театрализованной деятельности все - и взрослые,  и дети – артисты, и они должны уметь  играть и положительные и отрицательные  роли.

Развитие театрализованной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей – длительная работа, которая требует участия родителей.  Желательно привлечь родителей к активному  участию в театрализованной деятельности в качестве исполнителей ролей,  авторов текста,  изготовителей декорация, костюмов и т.д.  

Таким образом, союз педагогов и родителей будет способствовать  интеллектуальному, эмоциональному  и эстетическому развитию детей. Занимаясь с детьми театром, мы делаем жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполняем ее яркими впечатлениями и радостью творчества.

Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление нести в жизнь прекрасное и доброе. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение театрализованной игры в развитии и воспитании детей дошкольного возраста.

Театр – один из самых доступных видов искусства для детей, и с его помощью можно решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии. Театрализация педагогического процесса привлекательна т...

Консультация для педагогов(из опыта работы) - "Роль театрализованной деятельности в развитии связной речи детей дошкольного возраста"

В активизации речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста играет огромную роль театрализованные игры.Театрализованные игры  один из самых эффективных способов воздействия на детей, в...

Влияние театрализованной деятельности на развитие связной речи детей дошкольного возраста.

Театрализованная деятельность - широко используемый метод в обучении детей. Театрализованная игра - одна из самых демократичных, доступных для детей видов деятельности, она позволяет решать актуальные...

Консультация для родителей "Актуальность театрализованной деятельности в развитии и воспитании детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей по театрализации. О видах театра. О том,для чего они нужны и чем важны....

Роль театрализованной деятельности в развитии и воспитании детей дошкольного возраста

laquo;Роль театрализованной деятельности в развитии и воспитании детей дошкольного возраста»...

"Театрализованная деятельность- основной компонент музыкального воспитания детей дошкольного возраста"

quot;Театрализованная деятельность-основной компонент музыкального воспитания детей дошкольного возраста"...

« Театрализованная деятельность - основной компонент музыкального воспитания детей дошкольного возраста»

Способность человека понимать, любить и ценить прекрасное – качество не врожденное. Оно формируется с раннего детства как результат сложного и продолжительного духовного формирования личности. С...