2. Гостиная логопеда "Основные виды нарушения звукопроизношения у детей"
статья (старшая группа)

Кузьмичева Альбина Алексеевна

Материал статьи поможет родителям обратить внимание на те или иные недостатки в произношении звуков у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2._osnovnye_vidy_narusheniy_zvukoproiznosheniya.docx14.1 КБ

Предварительный просмотр:

Главное отличие дефектов звукопроизношения от «возрастного косноязычия» состоит в том, что они бывают вызваны специфическими причинами и поэтому обычно не исчезают без специальной логопедической помощи. Внешне дефекты в произношении звуков речи могут проявляться в следующих вариантах:

  • Полное отсутствие звука (например Р или Л) в речи ребенка. В этом случае он говорит ЫБА вместо РЫБА и АМПА вместо ЛАМПА. Этот вид нарушений внешне совпадает с «возрастным косноязычием», но в отличие от него встречается в более позднем возрасте (после 5-6 лет).
  • Полная замена звука речи другим, обычно более простым по артикуляции. Например, звук Р может заменяться на звук Л, а звук Ш - на С. В этом случае, как и при возрастном косноязычии», ребенок говорит ЛЫБА вместо РЫБА и СУБА вместо ШУБА, однако эти замены также наблюдаются в более позднем возрасте.
  • Смешение в речи двух правильно произносимых звуков.

При этой разновидности неправильного звукопроизношения ребенок, умеющий правильно произносить оба звука и уже вышедший из периода «возрастного косноязычия», не всегда верно употребляет их в речи (говорит то РЫБА, то ЛЫБА, то ШУБА, то СУБА и т.п.)

  • Искаженное произношение звука, классическим примером чего является «картавое» Р. В этом случае звук не отсутствует в речи ребенка и не заменяет другим звуком – ребенок произносит звук Р искаженно. Сюда же относится и упомянутое выше «хлюпающее» или «шепелявое» произношение звуков.

    Последний вид нарушений звукопроизношения не может быть отнесен к «возрастному косноязычию». Это объясняется тем, что во всех без исключениях случаях бывает вызван какими-то особыми причинами, а не только возрастным несовершенством речевого аппарата ребенка. Именно эти причины и мешают «пройти с возрастом» имеющимся у него особенностям в произношении звуков.

   Иными словами, «нормой» звукопроизношения до определенного возраста можно считать полное отсутствие звука или его замену другим звуком. Но после 5 лет и эта «норма» уже перестает быть таковой и переходит в разряд патологии, тем более что именно звуковые замены в дальнейшем отражаются на письме.

   Все имеющиеся недостатки в произношении звуков у ребенка необходимо устранить в дошкольный период.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад-презентация для родительского собрания "Основные виды нарушений звукопроизношения и причины вызвавшие их"

Доклад и презентация для родительского собрания в средней логопедической группе...

«Причины речевых нарушений. Основные виды нарушений звукопроизношения»

В тексте описаны основные причины патологии детской речи, а так же виды нарушений звукопроизношения....

Семейная гостиная "Профилактика нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста"

 С каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям.     Для того чтобы помочь детям справиться с о...

Виды нарушений звукопроизношения

Нарушения звукопроизношения у детей могут проявляться либо в отсутствии тех или иных звуков, либо в искажениях, либо в заменах....

«Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста. Основные виды нарушений звукопроизношения»

      Среди факторов, способствующих возникновению речевых нарушений у детей, различают неблагоприятные внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные) факторы, а также внешние ус...