"Игры и упражнения на развитие лексико-грамматического строя речи"
консультация

Киселёва Надежда Васильевна

Дети испытывают трудности в построении предложений, неправильно используют предлоги, затрудняются преобразовывать существительные единственного числа во множественное (кольцо – «кольцы», пень – «пени»), согласовывать существительные с числительными (пять утков, пять конев), неправильно используют падежные окончания, не умеют образовывать уменьшительно – ласкательные формы («домичек» вместо домик). С 6 лет дети затрудняются в образовании прилагательных от существительных (хвост волка – «волчачий»)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_i_uprazhneniya.docx20.21 КБ

Предварительный просмотр:

Игры и упражнения на развитие лексико-грамматического строя речи

«Назови ласково»
Цельучить образовывать существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами.
Например: собака – собачка, мяч – мячик……

«Из чего?»
Цельупражнять в образовании относительных прилагательных от существительных, обозначающих материал и вещества, и изменять их по родам и числам;
например: сумка из кожи – кожаная, карандаш синего цвета – синий…

    «Длинный или короткий?»
     
Цельобогащение словаря словами-антонимами, употребление их в речи.
     например:
      У зайца длинные уши, а у медведя короткие.  У лисы длинный хвост, а у зайца короткий.
     У медведя короткий хвост, а у белки длинный.

«Слова наоборот»
Цельобогащение словаря словами-антонимами, употребление в речи.
например: светло – темно, зима – лето, белый – черный, грустить - веселиться

«Лови и бросай, и цвета называй»
Цельучить согласовывать существительные с прилагательными.
например: красный – мак, огонь, флаг;   оранжевый – апельсин, мяч;   желтый – цыплёнок, одуванчик.

«Чья голова / хвост / лапа?»
Цельучить образовывать притяжательные прилагательные от существительных.
Например:  У коровы голова – коровья;  хвост кошки  – кошачий; лапа зайца – заячья…..

«Кто кем был?»
Цельзакрепить падежные окончания.
например: Мы конечно, не забыли,
                      Кем ещё вчера мы были.
Цыплёнок – яйцом; лошадь – жеребёнком; дуб – жёлудем; рыба – икринкой.

«Кто кем будет?»
Цель: закрепить падежные окончания.
например: яйцо – цыплёнком,  змеёй, крокодилом, черепахой;
мальчик – мужчиной;  гусеница – бабочкой;  головастик – лягушкой.

«Какой? Какая? Какое? »
Цельучить образовывать прилагательные и согласовывать их с существительными в роде, числе, падеже.
например: яблоко какое? – круглое, сладкое, ароматное, желтое, спелое
карандаш какой? – зеленый, деревянный, острый……

«Чей? Чья? Чьё? Чьи?»
Цельзакрепить умение образовывать притяжательные прилагательные.
например: платье мамы – мамино, шляпа золушки – золушкина….

 «Дерево родственных слов»
Цельучить образовывать однокоренные слова.
например: снег – снегирь, снегурочка, снеговик, снежинка

«Чего не хватает?»
Цельупражнять в образовании форм родительного надежа, развить зрительное внимание и память.
например: машина без колеса, платье без пояса

«Накорми животное»
ЦельЗакрепление форм дательного падежа.
например: морковку дам зайчику, косточку - собаке

«Один - много»
Цельнаучить образовывать существительные множественного числа.
например: ручка – ручки, носок – носки, стул – стулья, окно - окна

«Два и пять»
Цельпознакомить ребенка с числительными два и пять, научить согласовывать существительные с числительными, употреблять их в речи.
например: один мяч, два мяча, три мяча, четыре мяча, пять мячей…

«Великан, человек и лилипут»
Цельучить изменять существительные используя суффиксы: -ищ-, - ик-, -чик-, -к-, -иц-, -ок- .
например: глаза – глазищи – глазки, рука-ручища – ручки…

 «Прятки»
Цельнаучиться понимать и употреблять предлоги.
например: посмотри, куда спрятались игрушки – под диван, в коробку, за штору и т.д.
откуда выглядывают котята – из-за цветка, из-под кровати, из коробки  и т.д.

«Сложные слова»
Цельразвивать ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, облегчают усвоение семантического значения и понимание морфемного состава сложных слов.
например: почему так назвали?  пылесос – пыль сосет; носорог – на носу рог;
как называется предмет? сам летает – самолет, рыбу ловит - рыболов

Игры на усвоение грамматического строя речи (словоизменение)

1. Игра «Один –много»

Цель: Дифференциация существительных в именительном падеже, преобразование из единственного числа во множественное.

Ход игры:

Взрослый говорит, показывая картинку, где изображен один предмет, что здесь нарисовано — яблоко, а у тебя — яблоки и т. д.

Груша… Дыня… Дом… Цветок… Огурец… Помидор… Стол… Ведро… Рыба…. .Конь…. Мальчик… .

Данную игру можно проводить и наоборот, т. е. показывая картинки, где изображено много предметов (мн. число) и ребёнку необходимо назвать предмет, т. е. ед. ч.

Кони – конь, Груши – груша ….

2. Игра «Почини сломанные игрушки»

Цель: Закрепление форм именительного и родительного падежа.

Ход игры:

Взрослый: Назовите без чего не может быть предмет? Что починим?

Ребёнок: Машина не может ездить без колеса.  Нужно починить колесо.

3. .Игра «Накорми животное»

Цель: Закрепление форм дательного падежа

Ход игры:

Взрослый: Приглашаю тебя на прогулку в зоопарк. Смотритель зоопарка разрешил нам покормить животных. Как ты  думаете, кому какая еда нужна?

ВАЖНО: обращать внимание детей на изменения в окончаниях слов.

Зебре – траву. Или: Трава- зебре. И т. д.

4. Дидактическая игра «Кто самый наблюдательный».

Цель: закрепление форм винительного падежа.

Ход игры:

 Посмотри, что находиться вокруг, и назвать больше предметов полными предложениями. Речевой материал:

- Я вижу стол, окно, стул …

-Я вижу столы, окна, стулья…

 Игра в лото «Два и пять»

Цель: закрепление формы существительного родительного падежа единственного и множественного числа .

Оборудование: карточки лото с изображением двух т пяти предметов.

Ход игры:

Взрослый называет предмет. Ребёнок находит на карточке его изображение, определяют количество предметов, называют словосочетание числительного с существительным и закрывают картинку фишкой.

 Игровое упражнение «Закончи предложения».

Цель: формирование навыков на сопоставление глаголов единственного числа в трех лицах: 1, 2 и 3-м.

Я иду. – Ты (идешь). – Он (идет) ;

Я стою. – Ты (стоишь). – Он (стоит) ;

Я иду гулять. – Ты (идешь гулять). – Он (идет гулять) ;

Я строю дом. – Ты (строишь дом). – Он (строит дом) ;

Я сплю. – Ты (спишь). – Он (спит) .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры и упражнения для развития лексико-грамматического строя речи

Игры предназначены для работы учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста для развития лексико-грамматического строя речи....

игры и упражнения для развития лексико-грамматического строя речи

игры и упражнения для развития лексико-грамматического строя речи...

Консультация для родителей "Дидактические игры и упражнения для развития лексико-грамматического строя речи детей с ОНР"

Консультация для родителей "Дидактические игры и упражнения для развития лексико-грамматического строя речи детей с ОНР"...

Игры и упражнения на развитие лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР

Общее недоразвитие речи - это сложное речевое расстройство, при котором у детей нарушено формирование всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики.Дети испытывают трудности в...

Игры и упражнения для развития лексико -грамматического строя речи

В материале собраны игры и упражнения для развития лексико - грамматического строя речи, указаны цель игр, материал и полное их описание....

Консультация для родителей на тему: «Игры и упражнения по развитию лексико-грамматического строя речи»

Консультация для родителей на тему:«Игры и упражнения по развитию лексико-грамматического строя речи»...

Игры и упражнения на развитие лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с ТНР по теме «Космос»

Игры и упражнения на развитие лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с ТНР по теме «Космос»...