Консультация для воспитателей "Дидактические игры для формирования звукового анализа и синтеза."
консультация по логопедии (старшая группа)

Золотова Наталья Александровна

С помощью этих упражнений родители могут самостоятельно развивать фонематическое восприятие своего малыша.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_dlya_razvitiya_analiza_i_sinteza.docx15.39 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры для формирования звукового анализа и синтеза

«Хлопни в ладоши»

Предложите ребенку хлопнуть в ладоши тогда, когда он услышит слово с заданным звуком.

«Определи первый звук в слове»

Эта игра научит детей слышать, различать и определять первый звук в отдельном слове.

«Игра – соревнование»

Кто больше придумает слов» с заданным звуком, или попросите ребенка найти предметы в комнате (на улице, в парке и т.д.), в названиях которых есть тот или иной звук.

«Начало, середина, конец»

Взрослый произносит слова с определённым звуком (например, С), а ребёнок определяет его позицию в слове.

«Поймай последний звук в ладошку»

Попросите ребенка медленно произносить слово и последний звук, выделяя голосом, произнести в ладошку. «Какой звук поймал в ладошку?»

«Горлышко болит»

Произнесите губами без звука все слово, только последний звук вслух.

«Цепочка слов»

Каждое следующее слово должно начинаться на последний звук предыдущего слова.

«Собери слово»

Взрослый произносит слово по звукам, например, Д, О, М, а ребёнок должен догадаться какое это слово.

Игра с мячом «Закончи слово»

Добавление недостающего звука ребенком, например, ШАР – ШАРФ, КОТ – КОТЫ.


«Выложи слово»

Взрослый произносит слог (слово), а дети после предварительного анализа или без него выкладывают схему слога (слова) из фишек на столе, магнитной доске или дверце холодильника.

Примерные слоги и слова для звукового анализа:
- Слова из двух звуков: УМ, УС, АХ, ОХ.
- Слова из трех звуков: МАК, ДОМ, ИВА, БЫК, ПУХ.
- Слова из четырёх звуков: МАМА, ВАЗА, АИСТ, ГУСИ, УТКА, ЗОНТ, МОСТ, ТАНК.
- Слова из пяти звуков: СУМКА, КОШКА, ЛИМОН, НОСКИ, БАНАН, БАНКА. И т.д.

«Игра в кубик»

Дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее из определенного количества звуков в соответствии с количеством точек на верхней грани кубика.

«Слово-загадка»

Пишется 1 буква слова, вместо остальных букв ставятся точки. Если слово не отгадано, записывается 2 буква и т.д.

П . . . . . . . . . . (простокваша).

Упражнения

  1. Определение количества звуков в слове и их последовательности. (Сколько звуков в слове «кран»? Какой 1,2, 3, 4?)
  2. Придумывание слов с определенным количеством звуков.

3. Узнавание слов, предъявленных ребенку в виде последовательно произнесенных звуков. (Какое слово получится из этих звуков: к-о-ш-к-а).

4. Образование новых слов с помощью «наращивания» звуков. (Какой звук надо добавить к слову «рот», чтобы получилось новое слово? Крот-грот, пар-парк, Оля-Коля, Толя, Поля).

5. Образование новых слов путем замены в слове первого звука на какой-либо другой звук.(Дом-сом, лом, ком, Том, лом).

6. Образование из звуков данного слова возможно большего количества слов, ТРАКТОР - рак, так, рот, рок, ток, кот, кто, рота, кора, торт, корт, крот, такт, тракт.

7. Отобрать картинки, в названии которых 4-5 звуков.

8. Вставить пропущенные буквы в слова: ви.ка, ди.ан, ут.а, лу.а, б.нокль и т.д.

9. Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на 1-ом, на 2-ом, на 3-ем месте (шуба, уши, кошка).

10. Составить слова различной звуко-слоговой структуры из букв разрезной азбуки: сам, нос, рама, шуба, кошка, банка, стол, волк.

11. Выбрать из предложений слова с определенным количеством звуков, устно назвать их и записать.

12. Добавить различное количество звуков к 1 и тому же слогу, чтобы получить слово: па-пар, па-парк, па-паром, па-паруса.

13. От записанного слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова: дом-мак-кот-топор-рука.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей детей с ТНР (ОНР) 6-7 лет на тему "Приемы по формированию звукового анализа и синтеза"

Консультация для родителей детей с ТНР (ОНР) 6-7 лет на тему «Приемы по формированию звукового анализа и синтеза»...

Дидактические игры по формированию звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста

Одно из направлений в современной логопедии - формирование навыков звукового анализа и синтеза. Овладение навыками звукового анализа и синтеза обеспечивает готовность к освоению грамоты и способс...

Консультация для родителей ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

Овладеть звуковым анализом – значит научиться определять последовательность, порядковое место и количество звуков в словах, различать на слух гласные и согласные, твердые и мягкие...

Консультация для родителей детей с ОНР 6-7 лет «Приемы по формированию звукового анализа и синтеза»

Цель:уточнение представлений о процессе формирования звукового анализа и синтеза у детей 6-7 лет....

«Дидактические игры по формированию звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста»

Дидактические игры по формированию звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста...

«Дидактические игры по формированию звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста»

Дидактические игры по формированию звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста...

Логопедические игры на формирование звукового анализа и синтеза слов

Дорогие родители и педагоги! Логопедические игры помогут вам привить ребенку интерес к чтению. В пособии представлены занимательные игры, направленные не только на развитие фонетико-фонематических про...