Консультация "Воспитательные функции ДОУ и семьи"
консультация

Бондарева Марина Федоровна

Воспитательные функции ДОУ  и семьи 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitatelnye_funktsii_dou_i_semi.docx21.09 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитательные функции ДОУ и семьи

Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития необходимо их взаимодействие.

ДОУ играет важную роль в развитии ребёнка. Здесь он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность.                                                                                                                                     Однако  насколько эффективно он будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей  в образовательном  процессе вряд ли возможно.

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Существуют различные взгляды родителей на сотрудничество ДОУ с семьёй.  Многие считают, что воспитывать их детей должен детский сад. Есть категория родителей, которые пренебрегают советами педагогов. Отдельные родители считают, что их задача состоит лишь в том, чтобы ребёнок был сыт, одет. Бывает нелегко объяснить родителям, что ребёнка нужно не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, учить его думать, размышлять, сопереживать.                      

 Трудности родителей в воспитании детей связаны с недостатком знаний по вопросам воспитания ребёнка, отсутствием выдержки,  терпения, педагогического такта.  Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание  вслепую, интуитивно. Всё это, как правило,  не приносит позитивных результатов.

В связи с этим необходимо подчеркнуть, что в настоящий момент всё больше внимания начинает уделяться взаимодействию детского сада и семьи. Работники детского сада стараются наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьёй и ищут новые формы сотрудничества с родителями.

Поэтому не случайно в последние годы  начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе её лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять воспитательную деятельность.                                                                  

Детский сад, как социальный институт в поддержку  семье, помогает воспитывать ребёнка. В сложившихся социально – культурных и экономических условиях взаимодействие с семьёй является важным направлением деятельности детского сада.

Семья и детский сад составляют на определённом этапе основную воспитательную  образовательную микросреду – образовательное пространство. И детский сад, и семья по – своему передают ребёнку свой социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно – правовых документов, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания» и «Типовом положении  о дошкольном образовательном учреждении» (Приказ Минобр науки РФ от 27.10.2011 г. №2562), « Законе  «Об образованиии» ( 2013г.) – федеральный закон   от 29.12.2012 №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Так  в законе « Об образовании» в ст. 44, п.1. записано, что «родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте».  Сотрудничество педагогов и родителей предполагает равенство позиций партнёров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учётом их индивидуальных возможностей и способностей.

А важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является взаимодействие, в котором родители – не пассивные наблюдатели,  а активные участники воспитательного процесса. Всё это позволяет нам рассматривать работу с родителями как важное условие успешной педагогической деятельности ДОУ.

       Взаимодействие воспитателей с семьями воспитанников является одним из важнейших  условий формирования личности ребёнка, положительных результатов в воспитании, которого можно достичь при согласованности действий и при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания и обучения.

Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребёнка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях,  а, следовательно, помочь в его развитии.                                                                         Укрепление и развитие тесной  связи,  и взаимодействие детского сада и семьи обеспечивают благоприятные условия жизни и воспитания ребёнка, формирование основ полноценной, гармоничной личности.

В. А. Сухомлинский подчёркивал, что задачи воспитания и развития могут быть успешно решены только в том случае, если детский сад будет поддерживать связь с семьёй и вовлекать её в свою работу.

Воздействие семьи и детского образовательного учреждения на развитие личности детей дошкольного возраста осуществляется в принципе совместной деятельности воспитателей, общественных организаций и семьи, которые  требуют, чтобы все лица, организации, общественные институты, причастные к воспитанию, действовали сообща, предъявляли воспитанникам согласованные требования, помогая друг другу, дополняя и усиливая педагогическое воздействие.  Если такое единство и координация усилий не достигаются, то на успех рассчитывать трудно.

В основе организации взаимодействия ДОУ с семьёй лежат принципы:

- единства воспитательных воздействий;

- преемственности согласованных действий;

- обратной связи;

- индивидуального подхода к каждой семье.                                                    

Исходя из этого, острейшей задачей современного периода становится поддержка психологической компетентности родителей. Совместная работа родителей и педагогов позволяет совместно выявлять и решать проблемы воспитания детей. Такое сотрудничество помогает в следующих аспектах:

- изучение обеими сторонами воспитательных возможностей;

- совместное с педагогом выявление достижений и трудностей;

- совместная проектная деятельность детей и взрослых в контексте актуальных проблем воспитания.

Исходя из цели работы всего учреждения, я сформулировала свои цели так:

1.Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.

2.Установление с родителями партнёрских отношений по взаимодействию.

3.Активизация участия родителей в различных мероприятиях.

Для себя, как педагога, я выделила две ведущие задачи своей деятельности:

1.Установление отношений сотрудничества с родителями и поддержка их психолого – педагогической компетентности;

2.Установление отношений игрового  партнёрства с детьми и содействие их успешному развитию в среде дошкольного учреждения.

Используя принцип индивидуального подхода, мне необходимо было раскрыть перед родителями важные стороны психического развития ребёнка на каждой возрастной ступени дошкольного детства и порекомендовать соответственные приёмы воспитания.                                                                                                                  Правильно построенное общение родителей и воспитателей – это залог успешного воспитания дошкольника. Внимательное отношение педагога к связям «родитель-ребёнок» позволяет увидеть сложный процесс становления родительского поведения. Детско-родительские отношения имеют важнейшее значение для осознания факторов, определяющих развитие ребёнка. Эмоциональное,  поддерживающее родительское отношение способствует формированию у ребёнка доверия, интереса, усвоению форм взаимодействия с окружающими.                                                                                                                  Меняются аспекты удовлетворённости родителей условиями деятельности детского сада. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.  Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.

Педагогические исследования показывают избирательное отношение родителей к различным формам просвещения. Так, по некоторым данным, 15% родителей положительно оценивают лекции, 40% - изучение материалов в папках-передвижках и родительских уголках, 60% - родительские собрания и 95% отдают предпочтения индивидуальным консультациям со специалистами.

 Идея необходимости целенаправленного образования с целью повышения  функциональной грамотности и способности к полноправному сотрудничеству с педагогами образовательного учреждения осознаётся сегодня и родителями, и специалистами: педагогами, психологами. Под образованием родителей понимается обогащение знаний, установок и умений, необходимых для ухода за детьми и их воспитания, гармонизации семейных отношений, выполнения родительских ролей в семье и обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в становлении и развитии речевой функции у детей

Роль семьи в становлении и  развитии речевой функции неоспорима.Задача родителей - наполнить жизнь малыша событиями, создающими потребность в говорении.В статье содержится практический маиериал, ...

Функции современной семьи

контрольная домашняя работа...

Воспитательные функции семьи и ДОУ

В данной презентации представлены формы организации работы с родителями....

Функции современной семьи

Функция – это жизнедеятельность семьи, связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов. Функции семьи тесно связаны с развитием ее структурной организации. Особенности семейного уклада...

Психологические подходы к ролевой структуре семьи и типологии семейных функций (выдержка из статьи "Образ матери" в представлениях дошкольников из неполных семей)

Современная семья выступает как объект пристального внимания со стороны разных отраслей науки. По мнению Т.Г.Поспеловой [38, с.89], многие проблемы лежат на стыке социально-психологического и психолог...

Роль семьи в воспитании детей. Функции семьи

Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные учреждения). Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, дру...

Семья и ее социальные функции, типы семей.

Размышлениям о семье и семейных отношениях, вопросам устройства, функций, общественной и государственной роли семьи, как одной из древнейших форм человеческой общности посвящено немало работ еще со вр...