Консультация для родителей «Для чего нужно читать детям книги?»
консультация (старшая, подготовительная группа)

Щипакина Елена Викторовна

Советы родителям о пользе чтения детям не только младшего  дошкольного возраста, но и старшего дошкольного возраста, книг

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для родителей95.15 КБ

Предварительный просмотр:

       
                     https://content2.rozetka.com.ua/goods/images/original/16246830.jpg
        Многие   родители   задаются   вопросом,   что  читать  детям  в   том или ином возрасте.   Мнений на этот счет великое множество.
       Задача   взрослого   -   открыть   ребёнку  то  необыкновенное, что  несёт  в себе книга,  то   наслаждение,   которое  доставляет   погружение   в   чтение.   Взрослый,   чтобы        привлечь    к    книге   ребёнка,     должен     сам     любить      литературу, наслаждаться   ею   как   искусством,   понимать сложность,  уметь  передавать свои чувства и переживания детям.
        В дошкольном  возрасте дети знакомятся  с  русским и   мировым фольклором  

 во   всём   многообразии  его   жанров - от колыбельных  песен, потешек,   считалок,   дразнилок, загадок пословиц до сказок и былин, с русской и зарубежной  классикой.

С   произведениями   В. А.  Жуковского,   А. С.  Пушкина,  П. Г. Ершова,  Ш. Перро, братьев Гримм, Х. К. Андерсена, С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, и многих других.
        Не секрет, что современные   дети  мало читают, предпочитая книгу просмотру    телепрограмм и видеофильмов, компьютерным фильмам.Эта печальная   реальность должна  заставить родителей задуматься и попытаться,  как то исправить положение вещей.     Взрослые   должны   обращать   внимание    на   возраст  ребенка,   уровень интеллектуального развития, интерес к читаемому и в связи  с этим подбирать книги для  чтения.   Не  следует стремиться прочесть все:  надо  думать,  не о количестве, а

 о  пользе прочитанного и воспринятого.
       Детям  нужно   читать   как   можно   больше   книг.    Очень важно,   чтобы   он полюбил   это   занятие.    Книга   может  заинтересовать, как    мальчишек,    так   и девчонок,    главное   найти    такой   вариант,   который  понравится ребенку.


        Учеными    установлено,    что   ребенок,   которому   систематически   читают, накапливает богатый  словарный  запас.  Читая   вместе  с   мамой,  ребенок активно   развивает     воображение   и  память.    Именно     чтение      выполняет   не   только   познавательную,     эстетическую,    но   и    воспитательную     функцию.    Поэтому,   родителям    необходимо   читать  детям  книжки с  раннего детства.    Очень важно обращать  внимание   детей   на  образный  язык  сказок,  рассказов, стихотворений,  привлекая   дошкольников   к   повторению  запомнившихся   им   отдельных   слов, выражений, песенок персонажей.
        Усваивая   содержания    сказки,  дети  учатся  передавать слова разных героев,   повторяют интонации. Это закладывает основы  для дальнейшего самостоятельного    развития   интонационной      выразительности   в  более старшем возрасте. 
       С   5-летнего   возраста   начинается   новая   стадия  в   литературном развитии ребёнка.  Самыми   любимыми   у  детей  становятся   волшебные  русские народные   сказки с их чудесным вымыслом, фантастичностью, развитым сюжетным действием,      полным  конфликтов, препятствий, драматических ситуаций,      разнообразных    мотивов      (коварство,     чудесная    помощь, противодействие злых и   добрых сил

и многое другое),  с яркими сильными характерами героев. Русские народные сказки («Морозко», «Сивка бурка»,  «Царевна - лягушка»,   «Сестрица  Алёнушка  и братец Иванушка»,   и другие).   Открывают    простор   для   чувств   и   мыслей   ребенка  о

  сложном  мире,   где   сталкиваются    в    непримиримой    борьбе   добрые  и   злые  силы,  где дети утверждаются    в   непременной,   неизбежной    победе    добра   над   злом,    удивляются   чудесам   и   тайнам   и  пытаются раскрыть и осмыслить  их.  В старшем   возрасте  ребёнок   приобретает   способность  понимать  текст без помощи   иллюстраций.    Дети  уже способны понимать в  книге такие события, каких  под час  

не  было  в  их  собственном  опыте.  У ребёнка  формируются  умения воспринимать  литературное произведение в единстве содержания и формы, осмысливать словесный образ,    относиться   к   нему,   как к авторскому приёму. Возникает  также умение не  только замечать выразительное, яркое слово, но и осознавать его роль в тексте.
        Во   время   чтения   может возникнуть чувство эмоциональной близости между    взрослым   и   ребенком,   постарайтесь не разрушать это волшебное чувство. 
       Читая    ребенку,     не    отвлекайтесь    на    телефонные звонки, домашние дела,

разговоры  с другими членами семьи,  тогда   этот   процесс доставит удовольствие и

вам, и вашему ребенку.


                                                 Как читать?


- В спокойной обстановке.   Уберите  игрушки, которые могут отвлечь  ребенка, и выключите компьютер с телевизором.
- Выразительно    и     эмоционально декламируйте,  тщательно  проговаривая  все звуки.    Говорите   ниже,    выше,  быстрее и медленнее – в общем, добросовестно развлекайте малыша.
- Показывайте    ребенку   картинки:   хорошо,   если   у  вас есть разные варианты изображений одних и тех же существ.
- Демонстрируйте   ребенку   те    действия,    о  которых  говорится  в  стихах    и потешках.   Бодайтесь за козу рогатую, топайте за мишку косолапого и рычите за тигра.
- Как    только   книга   надоест   малышу,   прекратите    чтение   отложите   ее на денек.


                               Рекомендуемая литература для детей 5 – 6 лет:

Списки произведений для чтения детям

Песенки. «Как на тоненький ледок…»; «Николенька-гусачок…»; «Уж я колышки тешу…»; «Как у бабушки козел…»; «Ты мороз, мороз, мороз…»; «По дубочку постучишь — прилетает синий чиж…»; «Ранним-рано поутру…»; «Грачи-киричи…»; «Уж ты, пташечка, ты залетная…»; «Ласточка ласточка…»; «Дождик, дождик, веселей…»; «Божья коровка…».

Сказки. «Лиса и кувшин», обр. О. Капицы; «Крылатый, мохнатый да масляный», обр. И. Карнауховой; «Хаврошечка», обр. А. Н. Толстого; «Заяц- хвастун», обр. О. Капицы; «Царевна-лягушка», обр. М. Булатова; «Рифмы», авторизированный пересказ Б. Шергина «Сивка-бурка», обр. М. Булатова; «Финист — ясный сокол», обр. А. Платонова; «Хвосты»; «Крылатый, мохнатый да маслинный».

Фольклор народов мира

 Песенки. «Гречку мыли», литов., обр. Ю. Григорьева; «Старушка», «Дом, который построил Джек», пер. с англ. С. Маршака; «Счастливого пути!», голл., обр. И. Токмаковой; «Веснянка», укр., обр. Г. Литвака; «Друг за дружкой», тадж., обр. Н. Гребнева (в сокр.).

Сказки. «Кукушка», ненецк., обр. К. Шаврова; «Чудесные истории про зайца по имени Лек», сказки народов Западной Африки, пер. О. Кустовой и В. Андреева; «Златовласка», пер. с чеш. К. Паустовского; «Три золотых волоска Деда-Всеведа», пер. с чеш. Н. Аросьевой (из сборника сказок К. Я. Эрбена); «Три поросенка», в обработке С. Михалкова; «Пирог» норвежская сказка, «Три дочери» тат.сказка, «Большая морковка» , «Айога» нанайская.

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия. И. Бунин. «Первый снег»; А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало…» (из романа «Евгений Онегин»); «Зимний вечер» (в сокр.); А. К. Толстой. «Осень, обсыпается весь наш бедный сад…»; М. Цветаева. «У кроватки»; С. Маршак. «Пудель»; С. Есенин. «Береза», «Черемуха»; И. Никитин. «Встреча зимы»; А. Фет. «Кот поет, глаза прищурил…»; С. Черный. «Волк»; В. Левин. «Сундук», «Лошадь»; М. Яснов. «Мирная считалка». С. Городецкий. «Котенок»; Ф. Тютчев. «Зима недаром злится…»; А. Барто. «Веревочка».

Проза. В. Пермяк «Самое страшное», В. Дмитриева. «Малыш и Жучка» (главы); Л. Толстой. «Косточка», «Прыжок», «Лев и собачка»; Н. Носов. «На горке»; Б. Алмазов. «Горбушка»; А. Гайдар. «Чук и Гек» (главы); С. Георгиев. «Я спас Деда Мороза»; В. Драгунский. «Друг детства», «Сверху вниз, наискосок»; К. Паустовский. «Кот-ворюга».

Литературные сказки. Т. Александрова. «Домовенок Кузька» (главы); В. Бианки. «Сова»; Б. Заходер. «Серая звездочка»; А. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»; П. Бажов. «Серебряное копытце»; Н. Телешов. «Крупеничка»; В. Катаев. «Цветик-семицветик».

 Произведения поэтов и писателей разных стран

Поэзия. А. Милн. «Баллада о королевском бутерброде», пер. с англ. С. Маршака; В. Смит. «Про летающую корову», пер. с англ. Б. Заходера; Я. Бжехва. «На Горизонтских островах», пер. с польск. Б. Заходера; Дж. Ривз. «Шумный Ба-бах», пер. с англ. М. Бородицкой; «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу», пер. с польск. С. Михалкова.

Литературные сказки. Х. Мякеля. «Господин Ау» (главы из книги), пер. с финск. Э. Успенского; Р. Киплинг. «Слоненок», пер. с англ. К. Чуковского, стихи в пер. С. Маршака; А. Линдгрен. «Карлсон, который живет на крыше, опять прилетел» (главы в сокр.), пер. со швед. Л. Лунгиной.

Произведения для заучивания наизусть: «По дубочку постучишь...», рус. нар. песня; И. Белоусов. «Весенняя гостья»; Е. Благинина. «Посидим в тишине»; Г. Виеру. «Мамин день», пер. с молд. Я. Акима; М. Исаковский. «Поезжай за моря-океаны»; М. Карем. «Мирная считалка», пер. с франц. В. Берестова; А. Пушкин. «У луком

орья дуб зеленый...» (из поэмы «Руслан и Людмила»); И. Суриков. «Вот моя деревня».

Для чтения в лицах Ю. Владимиров. «Чудаки»; С. Городецкий. «Котенок»; В. Орлов. «Ты скажи мне, реченька...»; Э. Успенский. «Разгром».

 Дополнительная литература

 Русские народные сказки. «Никита Кожемяка» (из сборника сказок А. Афанасьева); «Докучные сказки».

 

Зарубежные народные сказки. «О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром», инд., пер. Н. Ходзы; «Как братья отцовский клад нашли», молд., обр. М. Булатова; «Желтый аист», кит., пер. Ф. Ярлина. Проза. Б. Житков. «Белый домик», «Как я ловил человечков»; Г. Снегирев. «Пингвиний пляж», «К морю», «Отважный пингвиненок»; Л. Пантелеев. «Буква „ы―»; М. Москвина. «Кроха»; А. Митяев. «Сказка про трех пиратов».

Поэзия. Я. Аким. «Жадина»; Ю. Мориц. «Домик с трубой»; Р. Сеф. «Совет», «Бесконечные стихи»; Д. Хармс. «Уж я бегал, бегал, бегал…»; Д. Чиарди. «О том, у кого три глаза», пер. с англ. Р. Сефа; Б. Заходер. «Приятная встреча»; С. Черный. «Волк»; А. Плещеев. «Мой садик»; С. Маршак. «Почта».

Литературные сказки. А. Волков. «Волшебник Изумрудного города» (главы); О. Пройслер. «Маленькая Баба-яга», пер. с нем. Ю. Коринца; Дж. Родари. «Волшебный барабан» (из книги «Сказки, у которых три конца»), пер. с итал. И. Константиновой; Т. Янссон. «О самом последнем в мире драконе», пер. со швед. Л. Брауде; «Шляпа волшебника», пер. В. Смирнова; Г. Сапгир. «Небылицы в лицах», «Как лягушку продавали»; Л. Петрушевская. «Кот, который умел петь»; А. Митяев. «Сказка про трех пиратов»

                                   Рекомендуемая литература для детей 6 – 7 лет:

   Списки произведений для чтения детям

Русский фольклор

Песенки. «Лиса рожью шла...»; «Чигарики-чок-чигарок...»; «Зима пришла ..»; «Идет матушка весна...»; «Когда солнышко взойдет, роса на землю падет...».

Календарные обрядовые песни. «Коляда! Коляда! А бывает коляда...»; «Коляда, коляда, ты подай пирога...»; «Как пошла коляда...»; «Как на масляной неделе...»; «Тин-тин-ка ..»; «Масленица, Масленица!».

Прибаутки. «Братцы, братцы!..»; «Федул, что губы надул?..»; «Ты пирог съел?»; «Где кисель — тут и сел»; «Глупый Иван...»; «Сбил-сколотил – вот колесо».

Небылицы. «Богат Ермошка». «Вы послушайте, ребята».

Сказки и былины. «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (запись А. Гильфердинга, отрывок); «Василиса Прекрасная» (из сборника сказок А. Афанасьева); «Волк и лиса», обр. И. Соколова-Микитова. «Добрыня и Змей», пересказ Н. Колпаковой; «Снегурочка» (по народным сюжетам); «Садко» (запись П. Рыбникова, отрывок); «Семь Симеонов — семь работников», обр. И. Карнауховой; «Сынко-Филипко», пересказ Е. Поленовой; «Не плюй в колодец — пригодится воды напиться», обр. К. Ушинского.

Фольклор народов мира

Песенки. «Перчатки», «Кораблик», пер с англ. С. Маршака; «Мы пошли по ельнику», пер. со швед. И. Токмаковой; «Чтоя видел», «Трое гуляк», пер. с франц. Н. Гернет и С. Гиппиус; «Ой, зачем ты жаворонок...», укр., обр. Г. Литвака; «Улитка», молд., обр. И. Токмаковой.

Сказки. Из сказок Ш. Перро (франц.): «Кот в сапогах», пер, Т. Габбе; «Айога», нанайск., обр. Д. Нагишкина; «Каждый свое получил», эстон., обр. М. Булатова; «Голубая птица», туркм., обр. А. Александровой иМ. Туберовского; «Беляночка и Розочка», пер. с нем. Л. Кон; «Самый красивый наряд на свете», пер. с япон. В. Марковой.

произведения поэтов и писателей России

Поэзия. М. Волошин. «Осенью»; С. Городецкий. «Первый снег»; М. Лермонтов. «Горные вершины» (из Гёте); Ю. Владимиров. «Оркестр»; Г Сапгир. «Считалки, скороговорки»; С. Есенин. «Пороша»; А. Пушкин «Зима! Крестьянин, торжествуя...» (из романа «Евгений Онегин»), «Птичка,»; П. Соловьева. «День и ночь»;Н. Рубцов. «Про зайца»; Э.Успенский. «Страшная история», «Память». А. Блок. «На лугу»; С. Городецкий. «Весенняя песенка»; B.Жуковский «Жаворонок» (в сокр.); Ф. Тютчев. «Весенние воды»; А. Фет. «Уж верба вся пушистая» (отрывок); Н. Заболоцкий. «На реке».

Проза. А. Куприн. «Слон»; М. Зощенко. «Великие путешественники»; К. Коровин. «Белка» (в сокр.); С. Алексеев. «Первый ночной таран»; Н. Телешов. «Уха» (в сокр.); Е. Воробьев. «Обрывок провода»; Ю. Коваль. «Русачок-травник», «Стожок»; Е. Носов. «Как ворона на крыше заблудилась»; С. Романовский. «На танцах».

Литературные сказки. А. Пушкин, «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; А, Ремизов. «Хлебный голос», «Гуси-лебеди»; К. Паустовский. «Теплый хлеб»; В. Даль. «Старик-годовик»; П. Ершов. «Конек-Горбунок»; К. Ушинский. «Слепая лошадь»; К. Драгунская. «Лекарство от послушности»; И. Соколов-Микитов. «Соль земли»; Г. Скребицкий. «Всяк по-своему».

Произведения поэтов и писателей разных стран

Поэзия. Л. Станчев. «Осенняя гамма», пер. с болг. И. Токмаковой; Б. Брехт. «Зимний разговор через форточку», пер. с нем. К. Орешина; Э. Лир. «Лимерики» («Жил-был старичок из Гонконга...», «Жил-был старичок из Винчестера...», «Жила на горе старушонка...», «Один старикашка с косого...»), пер. с англ. Г. Кружкова..

Литературные сказки. Х.-К Андерсен. «Дюймовочка», «Гадкий утенок» пер. с дат. А. Ганзен; Ф. Зальтен. «Бемби», пер. с нем. Ю. Нагибина; А. Линдгрен. «Принцесса, не желающая играть в куклы», пер. со швед. Е. Соловьевой; C.Топелиус. «Три ржаных колоска», пер. со швед. А. Любарской.

Для заучивания наизусть (по выбору воспитателей)

Я. Аким. «Апрель»; П. Воронько. «Лучше нет родного края», пер. с укр. С. Маршака; Е. Благинина. «Шинель»; Н. Гернет и Д. Хармс. «Очень-очень вкусный пирог»; С. Есенин. «Береза»; С. Маршак. «Тает месяц молодой...»; Э. Мошковская. «Добежали до вечера»; В. Орлов. «Ты лети к нам, скворушка...»; А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало...» (из «Евгения Онегина»); Н. Рубцов. «Про зайца»; И. Суриков. «Зима»; П. Соловьева. «Подснежник»; Ф. Тютчев. «Зима недаром злится» (по выбору воспитателя).

для чтения в лицах

К. Аксаков. «Лизочек»; А. Фройденберг. «Великан и мышь», пер.с нем. Ю. Коринца; Д. Самойлов. «У Слоненка день рождения» (отрывки); Л.Левин. «Сундук»; С. Маршак. «Кошкин дом» (отрывки).

Дополнительная литература

Сказки. «Белая уточка», рус, из сборника сказок А. Афанасьева; «Мальчик с пальчик», из сказок Ш. Перро, пер. с фран. Б. Дехтерева.

Поэзия.

 «Вот пришло и лето красное...», рус.нар. песенка; А. Блок. «На лугу»; Н. Некрасов. «Перед дождем» (в сокр.); А. Пушкин. «За весной, красой природы...» (из поэмы «Пытаны»); А. Фет. «Что за вечер...» (в сокр.); С. Черный. «Перед сном», «Волшебник»; Э. Мошковская. «Хитрые старушки», «Какие бывают подарки»; В. Берестов. «Дракон»; Э. Успенский. «Память»; Л. Фадеева. «Зеркало в витрине»; И. Токмакова. «Мне грустно»; Д. Хармс. «Веселый старичок», «ИванТоропышкин»;М. Валек. «Мудрецы», пер. со словац. Р. Сефа.

Проза. Д. Мамин-Сибиряк. «Медведко»; А. Раскин. «Как папа бросил мяч под автомобиль», «Как папа укрощал собачку»; М. Пришвин. «Курица на столбах»; Ю. Коваль. «Выстрел».

Литературные сказки. А. Усачев. «Про умную собачку Соню» (главы); Б. Поттер. «Сказка про Джемайму Нырнивлужу», пер. с англ. И. Токмаковой; М. Эме. «Краски», пер. с фран. И. Кузнецовой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Для чего нужно читать сказки?

1. С чего начинать знакомство с книгой?Начинать нужно с собирания новых книг для детской библиотеки или с обновления имеющихся.В вашей библиотеке может быть несколько типов детских книг: книжки игрушк...

Консультации для родителей " Для чего нужно оригами детям", " Поделки из бумаги"

Консультации для родителей по проекту " Волшебный мир оригами"...

Консультация для родителей "Для чего нужно читать детям"

Консультация для родителей "Для чего нужно читать детям"...

Консультация для родителей "Для чего нужно читатать детям сказки"

Многие уже смогли заметить, что в последнее время мы все меньше и меньше читаем книги. Так как, наверняка, многие родители просто не понимают значимость необходимости чтения детям сказок?...

Консультация для родителей «Для чего нужны сказки детям в современном мире…»

В нашем современном мире дети все чаще предпочитают книгам и добрым сказкам телефоны, компьютеры, телевизоры.  К большому сожалению! Да, дети более развиты, продвинуты, осведомлены, но в правильн...

Консультация для родителей "Для чего нужно знакомить детей с памятниками?"

Основным источником впечатлений дошкольников является их ближайшее окружение, та общественная среда, в которой они живут. Не все, что окружает ребенка, равнозначно в воспитательном отношении. Поэтому ...

консультация для родителей "для чего нужно читать детям"

консультация для родителей для чего нужно читать детям...