Использование компьютерных технологий в работе с детьми.
консультация

Венькова Татьяна Анатольевна

Информационные технологии - это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, фотоаппарат, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ikt_s_detmi.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Использование компьютерных технологий в работе с детьми.

Использование ИКТ в дошкольных учреждениях требует тщательной организации как самих занятий, так и всего режима в целом в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил.

Использование ИКТ в работе с детьми открывает новые дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его «оживлением», возможностью представить наглядно те явления и процессы, которые невозможно продемонстрировать иными способами. Повышается и собственно качество наглядности, и ее содержательное наполнение. В частности, прекрасные возможности создает систематизация и структурирование учебного материала. Появляется возможность для концентрации больших объемов демонстрационного материала из разных источников, представленных в разных формах, оптимально выбранных и скомпонованных педагогом в зависимости от потребностей детей и особенностей программы.

Однако, нельзя использовать мультимедийные технологии на каждом занятии, так как при подготовке и организации таких занятий от педагога, а также от детей, требуется больше интеллектуальных и эмоциональных усилий, чем при обычной подготовке. Кроме того, при частом использовании ИКТ у детей теряется особый интерес к таким занятиям.

      В моей работе данные средства ИКТ выполняют следующие функции:

Источник информации- подбор дополнительного познавательного материала для непосредственно образовательной деятельности, материала для оформления стендов, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.

Средство подготовки различных материалов- создание презентаций демонстрационного материала, как статического, так и динамического: предметные, сюжетные картинки, иллюстрации, опорные схемы, и др., бланков документов, папок-передвижек.

Хранение материалов- нормативные документы, списки детей, информация о родителях, фотоальбомы, музыка, игротека, видеотека, результаты диагностики, электронная библиотека книг, статей, журналов и т.п.

Информационные технологии - это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, фотоаппарат, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.

В течение всего  дошкольного возраста присутствие родителей во время образовательной деятельности детей невозможно, поэтому я делала фото- видеозаписи всех моментов жизни детей в детском саду. Тем самым повышала уровень педагогических знаний родителей, их заинтересованности в жизни группы и ДОУ в целом.

В игровой зоне мои маленькие воспитанники имеют возможность осваивать азы компьютерной грамотности: это различные виды современных технических устройств (принтер, клавиатура, телефон, компьютер и др.). В привычной деятельности дошколята совершают различные игровые действия с атрибутами, используют игровые модули и конструкторы, позволяющие проявить фантазию и творчество в обыгрывании различных ситуаций, связанных с применением технических устройств.

На занятиях использовала слайды, клипы. Малыши играли в свои первые компьютерные развивающие игры: «Ферма», «Что кладут в суп», «Раскрась матрешку».

В средней группе я начала применять ИКТ при подготовке к непосредственно образовательной деятельности. Мы с детьми просматривали мультфильмы и знакомились с героями, которые придут к нам на занятия. И когда они «встречали» их в презентации, ярких анимированных, дающих задания, мотивация была высокой. Дети намного активнее включались в работу. ИКТ явились средством интерактивного обучения, которые позволяют стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний.

В нашем саду нет интерактивной доски, но мы активно используем мультимедийное оборудование, установленное в музыкальном зале, можем использовать и в группе.

С помощью мультимедийных презентаций мы разучиваем комплексы зрительной гимнастики, артикулляционные и психогимнатические упражнения.

 Использование на занятиях мультимедийных презентаций позволяет построить учебно – воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыследеятельности, на основе гуманизации содержания обучения и педагогических взаимодействий, реконструкции процесса обучения и развития с позиций целостности.

В зависимости от решаемых задач в рамках образовательной деятельности использую:

  •  обучающие презентации- для сообщения знаний, формирования умений, навыков учебной или практической деятельности,
  •  презентации-тренажёры - для отработки разного рода умений и навыков, повторения или закрепления пройденного материала,
  • информационно-поисковые и справочные - для сообщения сведений, формирования умений и навыков по систематизации информации,
  •  демонстрационные - для визуализации изучаемых объектов, явлений, процессов с целью их исследования,
  •  моделирующие - для моделирования объектов, явлений, процессов с целью их исследования и изучения,
  •  учебно-игровые - для создания учебных ситуаций, в которых деятельность обучающихся реализуется в игровой форме.                                                                Главная задача побуждать детей к поисковой и познавательной деятельности через использование ИКТ. Способствовать развитию памяти, воображения, творчества В работе с детьми я использовала.

Аудиокниги. Аудиокниги являются наиболее распространенными средствами воспитательно-учебного процесса в дошкольном образовании из-за удобства их воспроизведения. Основная ценность аудиокниги для целей образования дошкольников — восприятие на основе профессионального художественного исполнения. Прослушивание аудиокниг позволяют сформировать у ребенка правильное произношение, дикцию и другое. Требования по отбору сказок в соответствии с возрастом детей. 2-3 года – сказки для самых маленьких: короткие произведения с повторением в сюжете одинаковых эпизодов, с включением песенок («Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка ряба», «Маша и медведь» и др.), волшебные сказки с более сложным драматическим сюжетом, со своими поэтическими законами (волшебные силы и их помощники, чудесные превращения, фантастические персонажи).

В группе есть диски: «Русские народные сказки», «Сказки для малышей» и другие. Дети любят слушать сказки при подготовке ко сну. Дети запоминают названия сказок, героев, называют сказки, которые они слушали и предлагают свои желания услышать другие сказки. Подобрала для детей старшей группы в уголок книги диски: по произведениям Н.Н.Носова. Большой интерес у детей был к рассказам «Автомобиль», «Карасик». Небольшие по объёму аудиокниги использовала на занятиях по чтению и пересказу. Например: рассказ Н.Н.Носова «На горке» по технике слушания – чтения. Аудиокниги помогают начать развивать воображение ребёнка до появления устойчивых навыков чтения.

Слайд-шоу – это подборка фотографий и видео, сменяющих друг друга под музыкальное сопровождение. Плюс анимация кадров (приближение или удаление камеры, обрамленная тематическими переходами, видеоэффектами, с добавлением анимации, а так же, стихотворным текстом). Требования к слайд-шоу такие же, как и при составлении презентации. Используется на занятиях и в работе с родителями. С детьми придумывали коллективные сказки на свободную тему, каждый ребёнок придумывал по одному предложению. К получившейся сказке подбирали картинки, которые вставляла в слайд-шоу. Для детей большим сюрпризом было увидеть своё произведение и снова всем вместе вспомнить придуманную сказку.

Фотоальбомы - это наглядный материал для развития представлений об окружающем мире, систематизации представлений, а так же дополнительное пособие для обучения чтению. Тематика альбомов может быть разная. Например «Моя семья», «Времена года». Необходимо обратить внимание на создание фотоальбомов для детей: На каждом развороте должно быть только одно изображение, чтобы внимание ребенка не рассеивалось. Расположение картинок в альбоме может быть как вертикальным, так и горизонтальным, по желанию. Картинка может быть подписана крупными печатными буквами. Или картинка расположена на одной странице разворота, а подпись - на другой.

С детьми сделали фотоальбом «Моя Семья», «Мой город». Дети с удовольствием рассматривали свои фотографии, рассказывали о своих родителях, городе. Изготовили фотоальбом «Профессии моих родителей», где использовали фото родителей, а также рисунки детей о профессии родителей, названия профессий были напечатаны крупным текстом, который дети могли прочитать.

Видеоролик (клип) – непродолжительная по времени художественно-составленная последовательность кадров.  Учебный, информационный, песенный, рекламный видеоролик, в котором применяется музыкальное и звуковое сопровождение, текстовые и графические видео вставки. Видеоролик - это уже связанная история, сюжет с видео и звуковыми эффектами. Но лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать!

Видеоролики мы подразделяем на компьютерные, мультипликационные, игровые или их комбинации. При создании видеороликов нужно стремиться построить эпизод не только доходчиво для детей, но и занимательно, использовать выразительные крупные планы, определенный ритм музыки.  Средняя продолжительность видеоролика –10 минут.

Видеоролики могут научить малышей разных возрастных групп таким фундаментальным вещам, как наименования представителей флоры и фауны, геометрических форм, цифр, букв. Видеоролики использовала на занятиях по познавательно исследовательской деятельности темы НОД – путешествие по миру.

Видеоролики помогали показать детям национальный колорит каждой страны. Детям интересно смотреть и узнавать про неизвестных животных и птицах, наблюдать за их поведением.

С помощью видеороликов проводили двигательные минутки, которые использовали на утренней гимнастике, на праздниках и развлечениях. Дети с удовольствием выполняли движения.

Мультфильм (анимационный фильм) 

К 4 – 5 годам ребенок начинает понимать короткие кино - рассказы. Так же как в младшей группе просмотр должен сопровождаться словами воспитателя. Перед просмотром воспитатель проводит подготовительную работу: организует наблюдения; экскурсии, связанные с содержанием фильма; читает детям книгу.

Перед просмотром проводят короткую вступительную беседу, привлекая внимание к основной идее фильма, его содержанию. В ходе беседы задают вопросы, ответы на которые предлагается найти в фильме.

После просмотра проводится беседа, цель которой выделить наиболее значимые по содержанию и воспитательному воздействию фрагменты. Далее необходимо продолжать работы по освоению содержания фильма, используя его пересказ, рисование.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста используются все виды фильмов, но основное место занимают озвученные фильмы.

Развивающие мультфильмы от обычных отличаются тем, что их герои постоянно обращаются к ребенку, предлагают провести несложные арифметические действия, различить цвета, отыскать предмет на картинке, помогают развивать речь. Однако они далеки от компьютерных игр тем, что ребенку достаточно просто смотреть на экран. Как правило, дети, даже самые маленькие, стараются повторять слова вслед за героями мультфильмов, разговаривать с персонажами (отвечая на их вопросы) и позже удивляют родителей своими знаниями.

Самой распространенной формой использования деятельности в воспитательно-образовательном процессе учебного заведения является познавательная экскурсия.

«Виртуальная экскурсия» - еще один дополнительный способ посетить недоступные места, предложив уникальное путешествие.

Эти экскурсии особенно ценны для развития и воспитания тех детей, которые не могут по разным причинам посетить какие- либо объекты.

Занятия по ознакомлению с произведениями изобразительного искусства, декоративно-прикладного искусства строятся на зрительном, музыкальном, литературном материале.

С помощью ИКТ (Презентация и телевизор) знакомлю воспитанников на занятиях с творчеством художников, скульпторов, архитекторов. Повторяем пройденный материал вне занятий.

Фильмы и презентации используются мною во время бесед, путешествий и помогают заинтересовывать детей в ООД.

Преимущества использования ИКТ в дошкольном образовании:

1. Инновационные технологии вовлекают воспитанников в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности, а также раскрытию их творческого потенциала.

2. ИКТ дают возможность воспитанникам наглядно представить результат своих действий, выявить достижения в процессе работы, зафиксировать моменты, на которых были допущены ошибки, для их исправления.

3. Наличие современных информационно-технических средств и навыков работы с ними позволяет педагогу намного эффективнее выполнять поставленные задачи.

4. Использование ИКТ значительно повысило культуру труда педагога; способствовало изменению имиджа как педагогов, так и ДОУ в целом; повысило качество проводимых организационно-методических мероприятий, а также качество предоставляемых сопроводительных материалов; мотивировало и стимулировало познавательную и творческую активность педагогов и детей; расширило возможности для самореализации.

Использование в педагогической деятельности ИКТ позволяет:

Развивать у детей

  • Познавательную сферу.
  • Познавательную активность.
  • Коммуникативные навыки.
  • Самостоятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование компьютерных технологий в работе логопеда

В статье дается краткое описание компьютерных игр, которые можно использовать на логопедических занятиях для повышения эффективности работы. Представлены требования к отбору игровых программ и правила...

Использование компьютерных технологий в работе с детьми речевой группы.

Применение компьютерных технологий является одним из несомненных способов стимулирования интереса детей и повышения эффективности коррекционной работы. (В статье рассматриваются возможности использова...

Использование компьютерных технологий в работе с детьми, имеющими психо-речевые нарушения в развитии.

Компьютерные программы являются педагогическими инструментами, помогающими: выявлять «пробелы» и реальные проблемы в развитии ребенка, обнаруживать дисбаланс в развитии и обучении; трансформирова...

Использование компьютерных технологий в работе с детьми – логопатами при автоматизации звуков относится к современным образовательным технологиям в ДОО.

Все педагоги знают, как тяжело удержать внимание современных детей. Мир быстро меняется, и сейчас дети привыкли к новым формам подачи и восприятия информации.Поэтому наша задача, как специалистов, сде...

Использование компьютерных технологий в работе учителя - логопеда с детьми с ТНР. Сборник «Актуальные проблемы дошкольного образования». ОГУ, 2019

В данной  статье представлен опыт использования компьютерных технологий учителем - логопедом  в индивидуальных занятиях по  формированию и совершенствованию всех компонентов речи детей ...

Использование компьютерных технологий в работе с детьми, имеющие нарушения речи.

     Мы живем в такое время, что компьютеры, уже занявшие прочные позиции во многих областях современной жизни, быстро проникают в  дома, школы, офисы, и, наконец, в детские...

Использование инновационных компьютерных технологий в работе с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

За годы развития логопедии сформировались проверенные приемы и методы работы по развитию нарушенных сторон речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. Однако, современные дети требуют к себе...