Родительское собрание "Речевичок" в форме деловой игры
методическая разработка (старшая группа)
Предварительный просмотр:
6.10.2022 г. Родительское собрание в разновозрастной группе(4-6 лет) в форме деловой игры
"Путешествие в страну "Речевичок"
Цель.
1. Повышение компетентности родителей в вопросах речевого развития детей среднего дошкольного возраста.
2. Включение родителей в единое образовательное пространство ДОУ.
Задачи: Формирование родительской компетентности в области речевого развития детей; закрепление навыков эффективного взаимодействия родителей и детей в процессе организации совместных игровых действий; овладение родителями игровыми приемами развития речи.
План проведения.
1 Вступительное слово (введение в проблему, создание игровой ситуации)
2. Деловая игра в форме" Путешествия на паровозике по игровым станциям"
3.Выбор доп. образования (кружки)
4. Выбор родительского комитета.
5. Подведение итогов.
Ход мероприятия.
добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами.
Чтобы детство наших детей было счастливым главное место в их жизни должна занимать игра. И наша с вами задача удовлетворить потребность ребенка в игре, потому, что, играя ребенок учиться и познаёт мир.
Дети четырех-пяти лет очень пытливы, они задают много вопросов, им интересны качества и свойства предметов, они могут установить простейшие связи между явлениями природы. Но, к сожалению, папа очень занят на работе, а у мамы столько хлопот по дому, что не остаётся времени на своего ребенка. И все же мы уверенны, что необходимо находить время и возможность для того чтобы пообщаться со своим ребенком, поиграть с ним и чему - то научить. Сегодня я предлагаю провести нашу встречу не совсем обычно. Я предлагаю Вам отправиться в путешествие по стране "Речевичок".
Но для начала хотелось бы Вам рассказать о том, как развивается речь наших детей на протяжении четвертого года жизни. Хорошо развитая речь ребенка способствует успешному обучению в школе. Нарушения речи сказываются на формировании детского характера, так как неисправленный во время речевой дефект делает ребенка неуверенным в себе. Ребенок становиться замкнутым, раздражительным.
Существует ряд факторов от которых зависит успешное развитие речи. Как вы думаете какие это факты?
* от эмоционального общение родителей с ребенком с младенческого возраста
* от общения ребенка со сверстниками
* от строения артикуляционного аппарата
* от речи взрослых - которая выступает, как образец для детей
* от развития мелкой моторики
* от регулярного чтения детям художественной литературы
* от игр ребенка со взрослыми и сверстниками.
Все эти факторы влияют на развитие речи ребенка.
Работая с детьми четырёх - пяти лет мы должны обратить внимание на формирование следующих сторон речи:
-формирование звуковой культуры речи
-обогащение словарного запаса
-формирование грамматического строя речи
- обучение рассказыванию, связной речи
- развитие выразительности речи.
Рассмотрим каждый из этих пунктов более подробно.
Формирование звуковой культуры речи.
Становление нормального звукопроизношения завершается к пяти годам; у большинства детей звуки уже введены в речь, и наблюдается только некоторое смешение звуков Л и Р, С и Ш в многосложных словах, если в одном слове находятся оба парных звука (лаборатория, шерстяной).
Большой интерес дети проявляют к звуковому оформлению слова, начинают подбирать созвучные пары слов, составлять небольшие стихи.
В этот период совершенствуется речевой слух детей. Они получают возможность различать слова, отличающиеся одной фонемой (палка – балка, мишка – малышка).
Формирование грамматического строя речи.
К пяти годам ребенок в своей речи ребенок пользуется сложноподчиненными предложениями с союзами потому что, поэтому, но при ответах на вопросы часто опускает главную часть предложения и начинает сразу с придаточного («Потому что болел»). Появляются предложения с однородными обстоятельствами.
Обогащение словарного запаса.
Количество слов растет, к концу года составляет примерно 3000 слов. Освоение речи ребенком выражается не только в обогащении его словаря, в появлении новых слов, но и в другом осмыслении знакомых слов. Дети относят предметы к определенной категории (платье – одежда). Дети начинают использовать слова-обобщения тогда, кода, во-первых, в их активном словаре достаточно слов – названий конкретных предметов, и, во-вторых, они усвоили слова-обобщения. К тому же у ребенка должен быть накоплен определенный запас сведений об отдельных предметах, об их предназначении.
Обучение рассказыванию и связной речи
Дети умеют не только слушать и понимать пожелания и просьбы взрослого, но и свободно разговаривать друг с другом, рассказывать о том, что они видели или слышали, спорить, рассуждать, делать выводы.
В данном возрасте дети начинают овладевать монологической речью. Ребенок должен уметь связано рассказать о событиях из собственной жизни, описать животных или заменяющие их игрушки, рассказать об изображенном событии на картинке или на серии картинок. Он в состоянии пересказать знакомый текст.
Развитие выразительности речи
Дети улавливают в речи взрослых различные интонационные средства выразительности и подражают им, пересказывая сказку. Они произвольно могут менять высоту, силу голоса с учетом содержания рассказа. В этом возрасте умеют уже говорить шепотом.
Итоги пятого года жизни
1. Качественный скачок в овладении связанной речью: дети способны составить рассказ по картинке, пересказать текст в нужной временной и логической последовательности.
2. Начинает формироваться внутренняя речь – свернутая, сокращенная форма речи, с помощью которой происходит планирование предстоящей деятельности.
3. Значительно обогатился словарный запас, дети пользуются словами - обобщениями.
4. Возможны ошибки при построении сложных предложений.
5. Звукопроизношение полностью нормализовалось.
6. Появляется способность к выделению звука из слова, то есть формируются навыки звукового анализа слов.
7. Дети способны менять произвольно громкость голоса, умеют воспроизводить различные интонации.
На каждом возрастном этапе свои задачи и методы обучения. Работа по развитию речи в детском саду осуществляется в разных видах деятельности: на специальных занятиях по развитию речи, а так же на всех других занятиях, вне занятий- в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни.
Сегодня я предлагаю вам познакомиться с содержанием и приёмами, способствующими развитию речи детей среднего возраста, а так же познакомиться с дидактическими играми и пособиями, которые при желании вы можете изготовить дома самостоятельно.
Забудьте на время что вы взрослые и давайте поиграем. Вы хотите? Тогда мы отправляемся в путешествие в страну "Речевичок". (звучит фонограмма с записью стука колес, после остановки на каждой станции).
ПЕРВАЯ СТАНЦИЯ - это артикуляционная гимнастика.
Сейчас я предлагаю вам послушать сказку о "Весёлом язычке" и выполнить несколько простых, но очень полезных упражнений.
Жил - был язычок в своем домике. И было у него в домике двое дверей: первые это губки (вытянуть губы вперед), вторые это зубки (показать зубы). Однажды нашему язычку надоело сидеть дома, и он решил пойти в зоопарк.
Открылись одни двери (улыбнулись), вторые двери (открыть рот). Вышел язычок на улицу (показать язык). Посмотрел вправо, влево, вниз, вверх (сделать движения языком вправо, влево, вверх, вниз) потянулся к солнышку(поднять руки вверх), улыбнулся (улыбнуться). Сел на лошадку и поехал в зоопарк (выполнить упражнение лошадка). Приехав в зоопарк язычок остановил лошадку (упражнение остановить лошадку) слез и пошел смотреть на животных. Сначала он увидел слона
Идет на встречу добрый слон, длинный хобот тянет он...
Я водичку набираю(вдох)
И ребяток поливаю(Выдох)
Подражаю я слону
губы хоботком тяну. (Упр. хоботок)
Потом лягушку - Тянем губки прямо к ушкам,
Но как будто мы лягушки. (улыбочка)
Затем наш язычок увидел индюка, (упражнение индюк) поздоровался с ним и пошел дальше. Вдруг из пруда показался кто - то огромный и рот широко открывает. Это был бегемот. Широко разинув рот
кушать просит бегемот. (широко открыть рот)
Потом наш язычок подошел к клетке со змеёй:
Подражаем мы змее, с ней мы будем наравне:
высунем язык и спрячем, только так и не иначе.
Вдруг змея зашипела (Ш Ш Ш Ш), наш язычок испугался побежал к лошадке сел и поехал домой (упражнение лошадка). приехав домой он остановил лошадку слез с неё, зашёл домой. Закрылись одни дверцы, вторые дверцы и язычок леё спать.
ВТОРАЯ СТАНЦИЯ - пальчиковая гимнастика.
Мы с вами знаем, что развитие мелкой моторики рук и развитие речи тесно связаны. К упражнениям на развитие мелкой моторики рук относятся не только игры с пазлами, крупой, шнуровками, но и игры в которых речь сочетается с движениями рук.
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик – прыг в кровать!
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Тише, пальчик, не шуми. Братиков не разбуди.
Встали пальчики. Ура! В детский сад идти пора!
ЗИМА
Раз, два, три, четыре, пять, (Загибать пальчики по одному)
Мы во двор пришли гулять.
Бабу снежную лепили. (Имитировать лепку комков)
Птичек крошками кормили, (Крошить хлебушек всеми пальчиками)
С горки мы потом катались. (Вести указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А еще в снегу валялись. (Класть ладошки на стол то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли, (Отряхивать ладошки)
Съели суп и спать легли. (Производить движения воображаемой ложкой, положить руки под щеку)
СТАНЦИЯ " Игровая"
Все игры проводятся с опорой на наглядный материал, а так же при проведение игр можно использовать массажный мяч
*Игра "Какой, какая, какие"
Цель: учить детей использовать в речи прилагательные и правильно согласовывать их с существительными.
Родителям предлагается подобрать как можно больше слов к слову ОСЕНЬ, ДЕРЕВО - передавая при это мяч
*Игра "Один - много"
Цель: обучение детей правильно образовывать в речи существительные единственного и множественного числа
Одна шапка - много шапок и так далее
* "Чей хвост, чья голова"
Цель: закреплять умение образовывать притяжательные прилагательные; отрабатывать навык правильного употребления в речи падежных окончаний
Ход: Попросить детей назвать, чей хвостик потерялся. Найти хозяина легко, а вот сказать правильно, ой как сложно. Так происходит знакомство со словами, отвечающими на вопросы чей? чья? чье? чьи? - лисий, волчий, медвежий и т. д.
*"Назови ласково"
Цель: учить образовывать уменьшитель - ласкательные существительные.
Ход: показать ребенку большую картинку и спросить, как называется то, что на ней изображено; затем объяснить, что это большой предмет (например, «Это большое яблоко.») и спросить ребенка, как ласково назвать такой же маленький предмет (например, «Как ласково назвать маленькое яблоко?»).
* Игра "Весёлый счет"
Цель: закрепление в речи детей согласования существительных с числительными. Развитие ловкости, быстроты реакции.
Ход: Ведущий бросает мяч ребенку и произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребенок, возвращая мяч, в ответ называет это же существительное, но в сочетании с числительным «пять» (или «шесть», «семь», «восемь».) Сначала лучше называть сочетания по принципу сходства окончаний имен существительных. Примеры: один стол - пять столов, один слон — пять слонов.
СТАНЦИЯ «Чистоговорок"
Ша - ша - ша - мама моет малыша
Арь - арь -арь - на стене висит фонарь
СА - са -са -укусила в нос оса
За - за за - у меня живет коза
Це - це- це - сидит кошка на крыльце
Каждому родителю предлагается проговорить чистоговорку
Сегодня мы с вами еще раз подтвердили тот факт, что взрослые должны сами видеть окружающий нас мир и открывать на него глаза ребенку.
При стихийном речевом развитии лишь не многие дети достигают высокого уровня. поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создать у детей интерес к родному языку. благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения, что способствует нравственному воспитанию. таким образом, овладение родным языком необходимо для формирования личности ребенка.
Станция «Сказкотерапия»
И сегодня мы с вами собрались еще и для того, чтобы обсудить:
«Как сказка поможет развить способности и речь ребенка».
Сказка - это волшебный и увлекательный мир, который манит ребёнка удивительными приключениями, превращениями и героями.
Сказка помогает ребёнку открыть новый, неведомый и огромный мир.
Учит ребёнка думать, оценивать поступки героев, тренирует память и внимание, развивает речь.
Персонажам сказок даны яркие и интересные прозвища. Какие прозвища даны персонажам сказки: «Теремок»? (например, мышка-норушка, лягушка-квакушка, лисичка- сестричка, зайчик-побегайчик, волк - зубами щёлк и др.)
Поступки и действия героев открывают ребёнку мир человеческих взаимоотношений.
Обычно взрослые только читают ребёнку сказку или рассматривают с ним иллюстрации к книге, не задумываясь о том, что возможности сказки безграничны.
Как работать с детьми над сказкой? Прежде всего, необходимо прочитать всю сказку целиком. Дайте ребёнку время, чтобы с внимательно рассмотрел иллюстрации к сказке. Поговорите с ним о том, что он видит на картинке, какие герои нарисованы, что они делают.
Отвечая на ваши вопросы, ребёнок лучше запомнит сюжет и усвоит смысл прочитанной сказки.
Перед тем, как приступить к игровым заданиям, спросите ребёнка, всё ли он понял, разъясните смысл сложных для него слов и словосочетаний. Если у малыша нет вопросов, начинайте играть.
Какими могут быть игровые задания? Артикуляционная и мимическая гимнастика по содержанию сказки, загадки о героях сказки, пальчиковая гимнастика, так или иначе связанная с героями данной сказки, словесные игры (подобрать слова с противоположным значением, с таким же значением, вспомнить пословицу, придумать или разучить чистоговорку, поговорку, пословицу). Нарисовать рисунок к сказке, провести дорожку от одного героя к другому, собрать разрезанную картинку по сказке, сложить героя из палочек или спичек и т. д.
Среди приёмов сказкотерапии очень популярны игры. С детьми можно провести следующие дидактические игры по сказкам: – «Кто лишний?» — проверяет знание содержания сказки.
– «Назови сказку по сказочному герою» — тренирует умение узнавать сказку по персонажам. Предлагаются картинки с изображениями козы, волка, лисы, дети называют сказки, в которых они встречаются, например, «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Заюшкина избушка» и т. д. – «Кто герой сказки?» — учит отгадывать сказку, по словам персонажей. – «Кто в каком домике живёт?» — закрепляет знания о домашних и лесных животных. – «Найди волшебный предмет» — дети подбирают герою волшебный атрибут в соответствии с сюжетом сказки, например, Буратино — золотой ключик, Фея — волшебная палочка. – «Расскажи сказку» — ребёнок раскладывает карточки-иллюстрации в правильном порядке и пересказывает сюжет своими словами.
Я вижу, что вы немного устали, я предлагаю немного отдохнуть.
Физминутка: Звериная зарядка. Раз — присядка,
Два — прыжок.
Это заячья зарядка.
А лисята как проснуться (кулачками потереть глаза)
Любят долго потянуться (потянуться)
Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)
Ну и хвостиком вильнуть (движение бедрами в стороны)
А волчата спинку выгнуть (прогнуться в спине вперед)
И легонечко подпрыгнуть (легкий прыжок вверх)
Ну, а мишка косолапый (руки согнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса)
Широко расставив лапы (ноги на ширине плеч)
То одну, то оба вместе (переступание, с ноги на ногу)
Долго топчется на месте (раскачивание туловища в стороны)
А кому зарядки мало —
Начинает все сначала! (развести руки в стороны на уровне пояса ладонями вверх)
Практическая часть:
Уважаемые родители, предлагаю вам окунуться в мир детства, почувствовать себя ребенком. 1 задание: Вспомните сказку: «Три поросенка». (Показ на кукольных персонажей) Как звали поросят в этой сказки?
- Ниф-ниф; Нуф-нуф; Наф-Наф. Кто построил дом из кирпича? (Наф-Наф).
2 задание: Мимикой или жестом покажите, как Ниф-Ниф испугался волка.
3 задание:
Загадки: На луну он ночью воет,
Глуп, кто дверь ему откроет.
Съест бельчат и зайцев полк
Очень злой зубастый ... (волк)
Теплый розовый бочок,
Неразменный пятачок,
На ногах копытца,
Любит в луже мыться. (свинья)
4 задание: Подобрать слова с противоположным значением. Волк злой, а Наф-наф добрый.
Ниф-ниф ленивый, а Наф-наф трудолюбивый.
5 задание: Нарисуйте рисунок. Мне нужно две пары. Вам нужно нарисовать свой сюжет из сказки и рассказать, что вы нарисовали. А пока рисуют, послушайте загадки и попробуйте их отгадать. (загадываю загадки другим родителям)
1. Летела стая гусей. Два впереди, один позади, два позади, один впереди. Сколько было гусей? (Три)
2. Двое играли в шашки четыре часа. Сколько часов играл каждый из них? (4 часа)
3. Чтобы попасть в театр, двум отцам и двум сыновьям понадобиться только три входных билета. Как такое может быть? (Их всего было трое: сын, отец, дедушка, поэтому трех билетов было достаточно).
4. У Кати одна сестра и два брата, У Веры две сестры и один брат, а у Вити три брата. Сколько детей в каждой семье? (По четыре человека)
Воспитатель: На память я хочу вам подарить памятки. Они помогут вам знакомить со сказкой. Желаю вам удачи!
Памятка:
1. Ребенку необходимо внимание взрослых и общение с ним.
2. Работа над сказкой даст возможность интересно провести время с ребенком. 3. В дошкольном возрасте ребенок очень активен и подвижен, поэтому выбрать время для занятий нужно с учетом эмоционального настроения ребенка. 4.Наибольшая концентрация внимания ребенка не превышает 15-20
минут.
5.Занимаясь с ребенком, делайте перерыв, как только заметите, что ребенок устал.
6. Не забывайте хвалить ребенка, помогайте ему, терпеливо объясняйте смысл вашего задания.
7. После того, как ребенок выполнит все ваши задания по сказке, предложите пересказать сказку. Для этого можно использовать иллюстрации к сказке.
8.Если ребенку трудно справиться с заданием, предложите ему рассказать сказку, отвечая на ваши вопросы, или вместе с вами.
9. Если ребенок справляется с заданием легко, можно усложнить задание: прочитать отрывок из сказки и предложить его продолжить, рассказывая сказку дальше.
3.Предложить родителям выбрать дополнительное образование (кружки) для своих детей. Заполнить бланки заявлений.
4.Выбор родительского комитета.
5. Выступление педагога – психолога
- Желаем вам удачи!
-Понравилась ли Вам сегодняшняя встреча?
- Что нового Вы узнали?
-Чем полезна именно для вас данная встреча?
-Чему могу научить ребенка дидактические игры по развитию речи?
-Ваши пожелания на следующее собрание.
Мы считаем, что цель собрания достигнута. Мы обратили Ваше внимание на то, что в детском саду и дома необходимо проводить с детьми дидактические и пальчиковые игры по развитию речи, цель которых помочь детям обогатить словарный запас, развивать связную речь и речевое творчество.
Станция «Конечная" Наше путешествие закончилось, спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание в нетрадиционной форме. Деловая игра «Здоровый образ жизни – залог долголетия»
материал для родительского собрания...
Родительское собрание в форме деловой игры «Современный детский сад 21 века»
Прилагается практический материал аппликаций....
Сценарий родительского собрания в форме деловой игры "Защитим наших детей"
Цель:Уточнить, закрепить и углубить знания родителей о правах человека;Систематизировать знания по осуществлению прав ребенка в семье;Раскрыть содержание правового воспитания;Развивать у родителей ини...
Родительское собрание в форме деловой игры в подготовительной группе
В материале даны практические рекоендации по формированию грамматического строя речи старших дошкольников....
родительское собрание в форме деловой игры "Развитие диалогической речи дошкольников в игре"
привлечь внимание родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей. Предложить игры для развития диалогической речи....
Родительское собрание в форме деловой игры «Планирование воспитательной работы с детьми по формированию нравственных взаимоотношений воспитанников на новый учебный год»
Родительское собрание в форме деловой игры позволяет реализовать педагогические следующие цели: привлечь родителей к составлению совместного плана воспитательной работы с детьми по проблеме формирован...
Сценарий (конспект) родительского собрания, проводимого в форме деловой игры
«ДЕТИ – ЭТО СЧАСТЬЕ, СОЗДАННОЕ ВАШИМ ТРУДОМ»В.А. СухомлинПроведение родительских собраний в форме деловой игры....