Как научить ребёнка определять время.
консультация

Лахтина Ольга Владимировна

Рекомендации родителям по развитию временных представлений дошкольников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vremya.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ                              УЧИТЕЛЬ-ДЕФЕКТОЛОГ ЛАХТИНА О.В.

Как научить ребенка определять время?

Все, что происходит в жизни, совершается во времени и пространстве. Время есть отражение вечного развития природы, общества, человека.

Слово "время" происходит от древнерусского "время", что означает "вращение". Характерными особенностями времени является его текучесть, необратимость (отсутствие наглядных форм "не видно и не слышно").

Время выражает длительность процессов и событий, их последовательность, прерывность или непрерывность, взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего. По длительности оно измеряется секундами, минутами, часами, сутками. Длительность и протяженность протекания того или иного события, действия определяется словами медленно, скоро, долго, быстро, мгновенно, сейчас, сегодня, завтра.

Последовательность временных отрезков характеризуется теми изменениями, которые происходят в природе, в труде, в быту, в отношениях между людьми.

Время всегда в движении, течение времени всегда совершается в одном направлении - от прошлого к будущему, оно необратимо, его нельзя задержать, вернуть и "показать".

Время не имеет наглядных форм, не подлежит чувственному созерцанию, поэтому воспринимается оно опосредованно, через движение или какую-то деятельность, связанную с определенным временем, или через чередование каких-то постоянных явлений.

Все меры времени (минута, час, сутки, неделя, месяц, год) представляют определенную систему временных эталонов, где каждая мера складывается из единиц предыдущей и служит основанием для построения последующей.

Знакомство с единицами измерения времени должно осуществляться в строгой системе и последовательности, где знание одних интервалов времени, возможность их определения и измерения служили бы основанием для ознакомления со следующими и раскрывали бы существенные характеристики времени: его текучесть, непрерывность, необратимость.

В дошкольном возрасте дети учатся различать части суток по различным показателям, которые можно разделить на две группы:

· объективные: положение солнца, сила освещенности земли, неба, различная окраска окружающего мира

· субъективные: а) постоянные – приход в детский сад, зарядка, завтрак, обед, сон и т.д.

                            б) вариативные – игра, умывание, одевание, раздевание, прогулка.

 

Особенности овладения навыком различения частей суток:

1. Неравномерность в овладении названиями частей суток. Слова "утро" и "ночь" дети осваивают раньше всего, т.к. чаще их слышат, границы этих частей суток более определенны, деятельность более однообразна. Словами "утро" и "ночь" дети стремятся называть все части суток.

2. Соотнесение показателей частей суток с собственным опытом жизнедеятельности. Дети заменяют названия частей суток называнием видов деятельности (когда мы занимались).

3. Отсутствие представлений, связанных с текучестью времени. Дети не имеют знаний о последовательности частей суток, определяют у суток постоянную точку отсчета "утро", не знают, что следует после ночи. Не понимают вопрос "когда?".

 Младшая группа (3-4 г.)

 В младшей группе уточняют представление детей о таких промежутках времени, как утро, день, вечер и ночь. Части суток малыши различают по изменению содержания их деятельности, а также деятельности окружающих их взрослых в эти отрезки времени. Точный распорядок дня, строго установленное время подъема детей, утренней гимнастики, завтрака, занятия и т. д. создают реальные условия для формирования представления о частях суток.

Приемы:

  • Взрослый называет отрезок времени и перечисляет соответствующие ему виды деятельности детей: «Сейчас утро. Мы сделали гимнастику, умылись и теперь будем завтракать» или: «Мы уже позавтракали, позанимались. Сейчас уже день. Скоро будем обедать». Ребенка спрашивают: «Сейчас утро. Что ты делаешь утром? Когда ты встаешь?» и т. п.
  • С детьми рассматривают картинки, фотографии, изображающие деятельность детей и взрослых в разные отрезки времени. Иллюстрации должны быть такими, чтобы на них были явно видны признаки, характерные для данного отрезка времени. Взрослый выясняет, что делают дети (взрослые), нарисованные на картинке, когда они это делают. Предлагает вопросы: «А ты что делал утром? Днем?» или: «А ты, когда играешь? Гуляешь? Спишь?» Затем дети подбирают картинки, на которых нарисовано то, что делают дети или взрослые, например, утром, днем или вечером и т. п.

Постепенно слова утро, день, вечер, ночь наполняются конкретным содержанием, приобретают эмоциональную окраску. Дети начинают ими пользоваться в своей речи.

Средняя группа (4-5 лет).

Основная задача: уточнить знания о частях суток, учить их различать на основе знаний о деятельности взрослых, по объективным показателям; сформировать представление о последовательности частей суток, дать представление о сутках.

 Как и в младшей группе, ориентировка во времени развивается у детей в основном в повседневной жизни. Важно, чтобы она базировалась на прочной чувственной основе.

Приемы:

  • Взрослый выясняет, что делают дети, нарисованные на картинке, когда они это делают. Предлагает вопросы: «А ты что делал утром? Днем?» Или: «А ты, когда играешь? Гуляешь? Спишь?» Затем дети подбирают картинки, на которых нарисовано то, что делают дети или взрослые, например, утром, днем или вечером.
  • Уточняет представление детей о частях суток, связывая их названия с тем, беседует о деятельности людей в разное время суток утром, днем, вечером, ночью. Наблюдает совместно с детьми за объективными показателями.
  • Ведется беседа с детьми с целью уточнения их представления о сутках. Разговор может быть построен примерно так: сначала взрослый просит детей рассказать, что они делали до того, как пришли в детский сад, что утром делали в детском саду, что делают днем в детском саду и т. д. Он уточняет и обобщает, что дети делают в каждый из периодов суток. А в заключение говорит о том, что утро, день, вечер и ночь -- это части суток.
  • Рассматривает с детьми иллюстрации с деятельностью людей и природными показателями.
  •  Моделирование (цветные квадратики), выстраивание моделей по порядку от любой части суток, обобщение понятия "сутки".
  •  Игры с моделями "Продолжи ряд", "Путаница", "Что пропало?", "Угадай по описанию".
  •  Словесные игры "Подскажи словечко".
  • Упражнения на уточнение представлений "быстро – медленно", "раньше – позже", "сначала – потом", "давно – скоро", "до – после"
  • Игры – путешествия "В утро"…
  • Игры с картинками "Когда это бывает?", "Разложи по порядку".

Временные понятия «сегодня», «завтра», «вчера» носят относительный характер; детям трудно их усвоить. Поэтому необходимо как можно чаще пользоваться словами сегодня, завтра, вчера и побуждать детей к этому. Взрослый постоянно обращается к детям с вопросами: «Когда мы рисовали? Что мы видели сегодня (вчера)? Куда пойдем завтра?»

Значение слов «быстро – медленно» раскрывают на конкретных примерах. Взрослый обращает внимание детей на степень быстроты их движений в играх («Поезд идет медленно, затем все быстрее и быстрее»). Во время одевания он хвалит тех, кто быстрее одевается, порицает медлительных; на прогулках сравнивает скорость движения пешехода и велосипедиста, автомобиля и поезда, гусеницы и жука.

Старшая группа (5-6 лет).

В начале учебного года у детей старшей группы закрепляют и углубляют представление о таких временных отрезках, как утро, день, вечер и ночь. Названия частей суток связывают не только с конкретным содержанием деятельности детей и окружающих их взрослых, но и с более объективными показателями времени -- явлениями природы (утро -- встает солнце, становится все светлее и светлее и т. п.). Взрослый беседует с детьми о том, что, когда и в какой последовательности они и окружающие их взрослые делают в течение дня, о впечатлениях раннего утра, полудня, вечера. Он читает детям стихотворения и рассказы соответствующего содержания. В качестве наглядного материала используют картинки или фотографии, где изображены дети в процессе различных видов деятельности на протяжении дня: уборка постели, утренняя гимнастика, умывание, завтрак и т. д.

Изменчивость и относительность таких обозначений времени, как «вчера», «сегодня», «завтра», затрудняет усвоение их детьми. Пятилетние дети путают эти слова. Смысловое значение данных слов педагог раскрывает, задавая детям вопросы: «Где мы были с вами вчера? Когда мы ходили в парк? Какое занятие у нас сегодня? Когда у нас будет занятие по рисованию?».

Для упражнения детей в использовании временных терминов в старшей группе широко используют словесные дидактические игры и игровые упражнения, например, «Продолжай!». Это упражнение можно проводить в форме игры с мячом. Дети встают в круг. Взрослый произносит короткую фразу и бросает мяч. Тот, кому попал мяч, называет соответствующее время. Например, взрослый бросает мяч и говорит: «На почту мы ходили...» «...вчера», -- заканчивает фразу ребенок, поймавший мяч. «Занятие по математике у нас было...» «...сегодня». «Рисовать мы будем...» «...завтра» и т. п.

Дети любят игру «Наоборот». Взрослый произносит слово, смысл которого связан с представлением о времени, а дети подбирают слово, обозначающее другое время дня, обычно в контрастном значении. Например, утро -- вечер, завтра -- вчера, быстро -- медленно, рано -- поздно и т. п.

От взрослого дети узнают о том, что сутки, которые в разговоре люди обычно называют словом день, сменяются одни другими. Семь таких дней составляют неделю. Каждый день недели имеет свое название.

Последовательность дней недели всегда одна и та же: понедельник, вторник, среда... Названия дней недели связывают с конкретным содержанием деятельности детей («По средам у нас занятия по математике и физкультуре, по четвергам --...»). Теперь дети ежедневно называют утром текущий день недели, а также говорят, какой день недели был вчера, какой будет завтра. Периодически на занятиях по математике детям предлагают назвать дни недели по порядку. Сказать, какой день идет до или после названного. Педагог чередует вопросы типа: «По каким дням у нас занятия по рисованию? А музыкальные? Куда мы ходили в среду?»

Когда дети научатся считать по порядку, название дня недели связывают с его порядковым номером.

Наблюдение за сменой дней недели позволяет подвести детей к пониманию периодичности, сменяемости времени, раскрыть идею его движения: идут дни за днями, недели за неделями.

 Для запоминания названий дней недели и их порядок, используют специальный календарь (познакомить с круговой моделью недели). Поместить модель на стену. Могут быть цифры или цвет.

Упражнять детей каждый день вспоминать, какой день был вчера (цвет), какой сегодня.

Игра «Скажи порядковый номер дня недели».

Игра «Последовательность событий (лента времени)» (малыш – подросток – юноша – мужчина – дедушка).

                                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Как научить ребёнка определять время"

В консультации даются рекомендации о том, как научить ребёнка старшего дошкольного возраста определять время....

"Как научить ребёнка определять время"

Консультация для родителей...

Консультация для родителей "Как научить ребёнка определять время суток?

Консультация для родителей в средней группе "Как научить ребенка определять время суток"...

Как научить ребёнка определять время

Даны рекомендации родителям когда и как можно  познакомить ребёнка с часами....

Консультация для родителей: «Как научить ребёнка определять время?»

К 6 – 7 годам мозг ребенка уже вполне способен разобраться с двумя стрелками на циферблате, но подготовку нужно начинать намного раньше....