"Родителям дошкольников о логопедических заключениях"
консультация

Илюшина Оксана Михайловна

Классификация речевых нарушений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelyam_dosh-v_o_logoped-h_zaklyuch-h.odt13.39 КБ

Предварительный просмотр:

 КОНСУЛЬТАЦИЯ

«РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЬНИКОВ О ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАКЛЮЧЕНИЯХ»


        

        В настоящее время существуют две классификации речевых нарушений: клинико-педагогическая и психолого-педагогическая.
        
Педагоги, работающие с детьми, имеющими нарушения речевого развития, и родители дошкольников с нарушениями речевого развития должны представлять, какие логопедические заключения детям могут быть сделаны логопедом, какие диагнозы могут быть поставлены неврологом или психиатром.
                                               

                                                        Задержка речевого развития


        
В соответствии с Международной классификацией болезней десятого пересмотра, которая пока используется врачами, детям раннего дошкольного возраста, у которых к четырнадцати-пятнадцати месяцам не появились первые слова, а к 18—20 месяцам не появилась фразовая речь, после проведения обследования может быть поставлен диагноз: Специфические расстройства речевого развития (СРРР).
        
Этот диагноз соответствует логопедическому заключению Задержка речевого развития (ЗРР), которое делается детям с полутора до трех лет.
В последнее время количество детей с ЗРР значительно выросло и составляет 87 процентов от общего количества детей этого возраста.
        
Исследования доказывают, что группа детей раннего дошкольного возраста с ЗРР неоднородна. Дети различаются не только по уровню речевого развития, но и по уровню моторного, познавательного, социального развития.
        
ЗРР может быть, как функционального, так и органического характера. Причиной функциональной ЗРР может быть соматическая (физическая) ослабленность, вследствие которой задерживается развитие ребенка в целом.
        
ЗРР может быть обусловлена социальными причинами, а именно неправильно организованным общением с ребенком, отсутствием условий для развития его речи. Как при гиперопеке, когда взрослые предупреждают все желания ребенка, так и в условиях, когда развитием ребенка никто не занимается, речь ребенка не оказывается востребованной.
        
Возможна первичная задержка развития даже понимания речи в тех случаях, когда родители постоянно сопровождают свои обращения к ребенку действиями или жестами. При этом ребенок привыкает реагировать не на слово, а на жест, и создается лишь видимость удовлетворительного понимания речи.
        
Неблагоприятно для развития речи и частое пребывание ребенка в избыточной информативной речевой среде. Так, например, если ребенок чрезмерно много слышит речь взрослых, общающихся между собой, радио, телевизор, он привыкает не вслушиваться в речь и не придавать слову знакового значения.
        
Задержки речевого развития органического характера делятся на две группы:
• задержки церебрально-органического происхождения, которые впоследствии проявятся как тяжелые речевые и психические нарушения (алалия, дизартрия, ранний детский аутизм, расстройства аутистического спектра , задержка психического развития, умственная отсталость);
• задержки речевого развития, вызванные центральными нарушениями слуха.
        
По состоянию понимания речи и развитию экспрессивной (активной, самостоятельной) речи детей с ЗРР делят на две группы:
• дети, не использующие речь для общения, пользующиеся жестами, криком, вокализациями, воспроизводящие звукоподражания;
• дети с функциональной речью, понимающие речь ситуативно, ограниченно. Их речь представлена отдельными лепетными словами. Они используют жесты. Интеллектуальное развитие их близко к норме.
                           

                                 Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФНР)

        
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи — это нарушение процессов звукопроизношения и восприятия фонем при различных речевых нарушениях у детей с нормальным интеллектом и сохранным физическим слухом.
        
ФФНР характеризуется несформированностью звуковой стороны речи, фонетическими и фонематическими дефектами. Главным определяющим признаком ФФНР является незавершенность формирования процессов произношения и восприятия фонем, близких по акустико-артикуляционными характеристикам, и является провоцирующим фактором для возникновения нарушений письменной речи ( дисграфии, дислексии).
        
ФФНР характеризуется заменами, смешением и искажением звуков, нарушением слоговой структуры слова, нерезко выраженными лексико-грамматическими нарушениями.
        
Детям с ФФНР свойственны определенные особенности психического развития: неустойчивость произвольного внимания, трудности переключения, сужение объема памяти (особенно на речевой материал), трудности в понимании абстрактных понятий, замедленное течение мыслительных процессов и т. д.
        
Дети с ФФНР плохо воспринимают речевую информацию в шумных помещениях, в толпе, при включенном телевизоре, не понимают быструю, косноязычную речь и речь с большим количеством длинных и новых слов. На занятиях по подготовке к школе педагоги отмечают, что у таких детей есть снижение фонематического слуха. Это связано с тем, что у большинства детей с ФФНР при углубленном исследовании выявляется центральное неврологическое нарушение слуха.
        
Причинами центрального неврологического нарушения слуха являются родовые травмы, гипоксия во время беременности и родов, нарушения кровоснабжения мозга и другие патологические состояния в начале жизни ребенка, которые часто и достаточно грубо нарушают работу слуховой нервной системы.

                                                           
Общее недоразвитие речи

        
Общее недоразвитие речи — это нарушение речевой деятельности, при котором у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон речи, при нормальном слухе и относительно сохранном интеллекте.
Общее недоразвитие речи может выступать как самостоятельная патология, и как следствие других, более сложных дефектов, таких как алалия, дизартрия, ринолалия.
        
Неполноценная речевая деятельность не может не накладывать отпечатка на другие стороны психического развития детей с общим недоразвитием речи.
        
Для детей с ОНР характерен низкий уровень развития основных свойств внимания, памяти, мышления. Дети часто забывают сложные инструкции, опускают их элементы, меняют последовательность предложенных заданий, с трудом овладевают анализом, синтезом, обобщением.
        
Детям с ОНР присуще отставание в развитии двигательной сферы. Дети плохо координированы, моторно неловки, с трудом выполняют движения по словесной инструкции.
        
Специалисты выделяю четыре уровня речевого развития при ОНР.
        
При I уровне речевого развития речевые средства ограничены, активный словарь состоит из звукоподражаний и звукокомплексов (исъ — киска, нини — штаны). В активной речи могут быть представлены фразы из двух лепетных слов (Исъ иди. — Киска сидит.). Дети общаются, широко используя жесты и мимику. Понимание речи ограничено. Отмечаются множественные нарушения произношения не только сложных, но и простых согласных звуков.
        
При переходе ко II уровню речевого развития речевая активность ребенка возрастает, но активный словарный запас по-прежнему, значительно ниже нормы. Ребенок может использовать трех- и даже четырехсложные слова (асина — машина, буясъка — Чебурашка), нарушая при этом их слоговую структуру и звуконаполняемость. В речи простые предложения из трех-четырех слов (Лзя тоит а тое. — Ваза стоит на столе.). Отмечаются грубые ошибки в использовании грамматических конструкций: пропуск предлогов, отсутствие согласования прилагательных с существительными, смешение падежных форм (Ем осъка. — Ем ложкой.). Понимание обращенной речи значительно развивается, но все еще не приближается к норме.
        
III уровень речевого развития при общем недоразвитии речи характеризуется наличием развернутой фразовой речи с выраженными элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Дети используют распространенные предложения, отмечаются попытки употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные конструкции. Лексика таких детей может включать все части речи. Наблюдается неточное употребление многих лексических значений (кусъка — чашка, стакан; таны — брюки, шорты). Появляются первые навыки словообразования (стоик — столик, пишей — пришел), но дети не могут образовывать прилагательные от существительных (сок из яблок — яблокиный, крыша из соломы — соломовая), образовывать глаголы приставочным способом (красил — покрасил, выкрасил). Недостатки произношения выражаются в смешении, замене и искажении звуков. Дети могут повторять в отраженной речи трех-четырехсложные слова, но искажают их в речевом потоке. Понимание речи приближается к норме.
        
У детей с IV уровнем речевого развития нет грубых нарушений звукопроизношения, а имеет место лишь недостаточно четкая дифференциация звуков. Дети путают в речи звуки [р]—[л], [ц]—[с] и т. п. У детей недостаточно внятная дикция, вялая артикуляция, «каша во рту». Обнаруживаются отдельные нарушения смысловой стороны языка. Недостаточный уровень сформированное лексических средств языка особенно ярко проступает в понимании и употреблении детьми фраз с переносным значением или пословиц. Например, румяный как яблоко ребенок понимает, как много съел яблок.
        
В грамматическом оформлении речи данной категории детей отмечаются отдельные ошибки.

                                                                                                 

                                                                                           Фрагмент из лекции Н.В.Нищевой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое заключение на дошкольника

примерное заключение на ребёнка дошкольного возраста...

Консультация для родителей "Что такое ФФН и ОНР в логопедическом заключении".

Материал консультации в доступной для родителей форме  знакомит с  логопедическими понятиями ФФН и ОНР, объясняет причины, вызвавшие эти речевые нарушения, а так же объясняет, какие меры нео...

Презентация "Консультация для родителей-Логопедические заключения-Что это?"

Данная презентация предназначена для выступления логопеда в ДОУ на родительских собраниях.Представляет из себя краткий обзор видов речевых нарушений у дошкольников и заключений в психолого-педагогичес...

Консультация для родителей - презентация "Классификация речевых нарушений. Основные требования к постановке логопедического заключения"

Данная презентация знакомит родителей с какими нарушениями сталкивается логопед в своей работе, а также обьясняет родителям требования логопедической работы в дальнейшем....

Консультация для родителей "Логопедическое заключение"

Для родителей логопедическое заключение чаще звучит как настоящая шифровка, набор непонятных слов или аббревиатура.На самом деле в логопедических диагнозах нет ничего страшного, если знать, что скрыва...

Консультация для родителей "Логопедические шифровки или разбираемся в логопедическом заключении"

Для родителей логопедическое заключение чаще звучит как настоящая шифровка, набор непонятных слов или аббревиатура. И вот тут испуганные мамы, папы, а особенно бабушки хватаются за голову....